НЫНЕШНИЙ год, по данным Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор), стал провальным для рынка “автогражданки”. С января по ноябрь из этого бизнеса ушли 18 фирм – лишились лицензии или обанкротились. Судьба еще шести компаний под вопросом – пока Росстрахнадзор приостановил действие их лицензий. Это рекордный показатель: за предыдущие четыре года рынок ОСАГО покинули всего 20 игроков.

Как результат, хлынул поток жалоб от автовладельцев. Претензии одинаковы: невозможно получить возмещение ущерба по ОСАГО. Однако ни в Росстрахнадзоре, ни в Российском союзе автостраховщиков (РСА) им помочь не могут.

– В случае, если ДТП произошло после отзыва у страховщика лицензии или признания его банкротом, союз выплачивает человеку, пострадавшему по вине клиента этой фирмы, только компенсацию, связанную с ущербом жизни и здоровью, – заявил корреспонденту “Клаксона” начальник управления организации компенсационных выплат РСА Андрей Жигалин. – Таково требование закона.

Юристы также разводят руками. “В данном случае человеку можно посоветовать либо договариваться с виновником аварии о добровольном возмещении ущерба, либо требовать с него деньги через суд”, – считает адвокат московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Антон Лелявский.

Не позавидуешь и виновнику. Человек по всем правилам застраховал свою гражданскую ответственность и вдруг узнает, что его полис стоит не дороже бумаги, на которой напечатан, и оплачивать убытки ему придется из своего кармана. Причем, само собой разумеется, расходы на приобретение нового полиса ему никто не возместит.

Получается, что “автогражданка” как система существует, но вылетело одно звено – и тысячи человек лишились защиты. Разбирайтесь, дорогие автолюбители, сами, по старинке – полюбовно или через суд. Но ведь Закон “Об ОСАГО” принимался пять лет назад именно для того, чтобы все споры вокруг ДТП решались цивилизованными методами. Фикция какая-то получается, а не закон..

Спасение – в Европротоколе

ГОРАЗДО больше повезло автовладельцам, подпадающим под процедуру прямого урегулирования убытков. Тем, кто за получением компенсации обратится к “своему” страховщику, возмещение будет выплачено в полном объеме, включая расходы на восстановление автомобиля. Даже если фирма виновника ДТП обанкротилась или лишилась лицензии.

– Дело в том, что при запуске прямого урегулирования все страховые компании обязаны были создать так называемый гарантийный депозит – положить на специальный счет в банке сумму, равную среднемесячному объему выплат, – поясняет начальник управления Европейского протокола РСА Андрей Юрьев. – Именно из этого фонда страховщик, заплативший своему клиенту, пострадавшему в аварии, компенсирует свои расходы.

Вот только воспользоваться прямым возмещением ущерба можно далеко не всегда. Для этого, как уже неоднократно сообщал “Клаксон”, необходимо соблюсти ряд условий: повреждения в аварии получили не более двух автомобилей и нет пострадавших. Прямое возмещение, конечно, не облегчит жизнь тем, кто уже “попал на деньги”, но остальным стоит иметь в виду – не забывайте про право обращаться в “свою” компанию.

Берегись липовых полисов!

С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ того или иного страховщика с рынка ОСАГО возникает еще одна очень серьезная проблема. В большинстве случаев такие фирмы уходят “по-английски”, не сдавая, как того требует закон, в РСА журналы учета заключенных договоров и убытков и, что самое главное, неиспользованные бланки полисов. В итоге, по данным союза, сейчас по стране “гуляет” около 1 млн таких недействительных бланков полисов – ничем не обеспеченных бумажек, годных лишь для “отмазки” от дотошного автоинспектора, решившего проверить наличие страховки. Где находятся эти полисы и кто их продает, ни в РСА, ни в Росстрахнадзоре, ни в одном другом ведомстве не знают.

Поэтому РСА советует “быть бдительным” при оформлении страховки – избегать случайных мест. Справедливости ради стоит отметить, что с недавнего времени на сайте этой организации можно проверить, действителен ли тот или иной полис. Например, договоры с серией ААА утратили силу с начала 2009 года. Но пока эта система работает лишь в тестовом режиме – гарантии полной защиты вам не дает.

Сейчас РСА по поручению Министерства финансов разрабатывает законопроект, ужесточающий порядок выдачи чистых полисов страховым компаниям. Вопрос, почему эти предложения появились только сейчас, спустя четыре года действия Закона “Об ОСАГО”, остается открытым.

Но даже эти инициативы вряд ли смогут в корне изменить абсурдное положение вещей с “автогражданкой”. Реально спасти ситуацию могли бы поправки в Закон “Об ОСАГО”, обязывающие РСА полностью отвечать по долгам неплатежеспособных компаний. Но Минфин таких указаний не давал, а РСА лишней работы себе не ищет – и по закону не обязан искать. Это же наши с вами проблемы, а не страховщиков.

Какие компании ушли с рынка ОСАГО в 2009 году*

“Уралкооп­Полис”, “Лидер”, “Генеральный страховой альянс”, “АСТО Гарантия”, “Дженерал Резерв”, “РуссоБалт”, “Русская страховая компания”, “Гранит”, “Асопо”, “Корона”, “Метрополис”, “Уралрос”, “Конда”, “Поддержка-Гарант”, “Финист­МК”, РАСО, “ЛК-Сити”, “Свод”.

Фирмы с приостановленными лицензиями*

“Транснадежность”, “Городская страховая компания”, “Аврора”, “Прайм Иншуранс Компани”, “Терра”, “Норма”.

*По данным Российского союза автостраховщиков.

Почему компании покидают рынок?

О ВОЗМОЖНОМ массовом уходе страховщиков с рынка “автогражданки” эксперты предупреждали давно. Эта тенденция вполне объяснима: если в первые три года действия Закона “Об ОСАГО” данный вид страхования приносил компаниям хорошую прибыль, то в 2008 и 2009 годах убыточность по “автогражданке” начала расти и в ряде регионов превысила критический уровень в 77% (за 100% принимается общая сумма сборов, 23% компании должны отчислять в различные фонды РСА). Виной тому стали неправильно рассчитанные территориальные коэффициенты и заметно возросшее за последние два года (примерно на 30-40%) число обращений в страховые компании со стороны автовладельцев. Кроме того, базовые тарифы на ОСАГО не менялись с конца 2005 года, в то время как стоимость работ по ремонту машин и цены на запчасти заметно выросли (инфляция за последние пять лет не опускалась ниже 10% годовых).Также повысился лимит выплат по ущербу жизни и здоровью.

 

В итоге с начала 2008 года в Минфин (это ведомство курирует страховой рынок) поступило несколько предложений по увеличению базовых тарифов на “автогражданку”. Самые радикальные – сразу на 80%. Пока в Минфине никакого решения не приняли.

Зато уже практически готов для внесения в правительство проект постановления, предполагающий введение единого лимита выплат по ущербу жизни и здоровью на уровне 1 млн рублей за человека, пострадавшего или погибшего в автомобильной аварии, железнодорожной или авиакатастрофе. Сегодня лимит выплат по ОСАГО – 160.000 рублей на человека. Это, безусловно, необходимое решение. Однако при действующих тарифах на “автогражданку” оно может повлечь за собой очередную волну банкротств страховщиков. А увеличение стоимости полисов не найдет понимания у населения.

 

Строгая отчетность

ДЛЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ контроля за страховыми компаниями РСА намерен ввести новый порядок выдачи им полисов ОСАГО. Сейчас страховщики получают их в неограниченном количестве. Теперь в союзе предлагают выдавать полисы только после того, как фирма пройдет проверку финансового состояния, а число жалоб на нее со стороны клиентов не будет превышать установленный показатель.

 

Другое предложение РСА касается страховых агентов – людей, которые предлагают заключить договор в микроавтобусах около отделов ГИБДД. Ведь именно они чаще всего продают “липовые” или недействительные полисы “автогражданки”. Предполагается закрепить каждого агента за определенной компанией, чтобы он не мог предлагать полисы “в ассортименте” от двух десятков страховщиков.

 

           

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9