– НА СЕГОДНЯШНИЙ день вы имеете в России шесть импортеров. Столь много нет практически ни у одной другой компании, по крайней мере европейских автопроизводителей. По мнению экспертов, это одна из причин невысоких продаж автомобилей “Citroёn” в нашей стране. В будущем году откроется централизованный импортер на базе нынешнего представительства “Citroёn”. Вы считаете, это сможет улучшить положение компании на российском рынке? И если да, то почему вы так долго тянули с этим решением?
Жиль Мишель: – Когда мы пришли в Россию, при тех потребностях рынка, при той конкуренции работа сразу с шестью партнерами была оправданна. Сейчас ситуация изменилась. Российский рынок – один из наиболее перспективных в мире. Такому бурному росту покупательской способности позавидуют многие. И в данной экономической ситуации необходимо максимально быстро реагировать на все изменения, что непросто, когда работаешь с шестью импортерами. Вот почему мы никак не могли наладить коммерческую политику компании в вашей стране. Это касается всего – от квот до рекламы продукции. В условиях жесткой конкуренции промедление во всех вопросах обходится очень дорого. В результате рост продаж наших машин не соответствовал общей тенденции рынка. Но я уверен, что когда контролировать и отвечать за все будет одна компания, ситуация изменится. Мы непременно выйдем в плюс… Если бы мы не верили в российский рынок, то не решили строить завод в вашей стране.
– Кстати, о заводе. Предполагается, что там в качестве основной модели будет выпускаться хэтчбек “Citroёn C4”. А другие модели вы в принципе не рассматриваете?
Жиль Мишель: – Рассматриваем. Но на сегодняшний день уже не могу со 100-процентной уверенностью заявлять, что “C4” вообще будет производиться в России. Как я уже говорил, ваш рынок очень быстро растет и меняется. Сейчас “C4” – самая популярная модель в линейке “Citroёn” в России, однако сложно предугадать, что будет через два-три года. Может быть, приоритеты россиян изменятся… может быть, и нет. Мы пытаемся просчитать все возможные варианты и выбрать наиболее правильный. Поэтому пока не могу сказать, какую модель “Citroёn” станет выпускать в России.
– Действительно, как изменятся вкусы россиян в ближайшие несколько лет, прогнозировать сложно. Зато о нынешних предпочтениях все известно. В России по-прежнему самыми популярными автомобилями считаются седаны. Многие автопроизводители ловят момент и выводят на наш рынок модели с этим кузовом. В частности, ваш партнер по концерну – “Peugeot” – стал продавать, и довольно успешно, седаны на базе модели “206”, произведенные в Иране. У вас есть отличный седан “C4”, который выпускается в Китае. Не хотите вывести его на российский рынок?
Жиль Мишель: – Эта машина действительно хорошо подходит для вашего рынка, и мы рассматриваем возможность поставок “C4 Sedan” в Россию. Но даже если будет принято положительное решение, мы не сможем начать продавать этот автомобиль в вашей стране незамедлительно. Тем не менее в ближайшем будущем, я думаю, это произойдет.
– А как насчет поставок в Россию компактной малолитражки “C1”? Этот сегмент растет в нашей стране. Конечно, пока россиянам не свойственно платить за такой небольшой автомобиль довольно приличные деньги. Но, например, практически идентичный “Peugeot 107” очень понравился моим соотечественникам, точнее соотечественницам. На эту модель даже выстроилась очередь в шесть месяцев…
Жиль Мишель: – Да, но “Citroёn C1”, как и “Peugeot 107”, очень популярен в Европе. Квота на эти автомобили ограничена, производство полностью загружено и расписано на годы вперед. Отсюда, кстати, и очереди на “107-ю”. И мы при всем желании не сможем поставлять “С1” в Россию. К тому же не уверен, что вообще имеет смысл выводить эту модель на ваш рынок. Машина дешевая, много на ней не заработаешь, поэтому делать ставку на малолитражку у вас в стране я считаю неправильным.
– Глава альянса “PSA Peugeot Citroёn” Кристиан Штрайф неоднократно заявлял, что необходимо максимально сблизить эти две марки. Как думаете, к чему приведет эта стратегия? Не потеряют ли бренды своей самобытности?
Винсент Бессон: – С одной стороны, марки действительно планируется сближать. А с другой – наоборот, разделять. В первом случае речь идет о техническом сближении. Ради экономии на производстве и обслуживании автомобилей мы будем максимально унифицировать наши модели, чтобы большинство деталей от “Peugeot” могло использоваться в “Citroёn”, и наоборот. Так сегодня стараются сделать все. А вот в плане позиционирования на рынке бренды планируется максимально разделить. Настолько, чтобы клиенты, покупая “Citroёn”, даже не задумывались о том, что он имеет чтото общее с “Peugeot”. Это касается и модельного ряда, и оформления салонов, и специфики продаж…
– Вы делаете большую ставку на новый “асфальтовый” внедорожник “C-Crosser”, который построен на платформе “Mitsubishi” Outlander” и технически мало от него отличается. При этом “Citroёn” стоит дороже японского автомобиля. Не боитесь, что потребители предпочтут более доступный “Outlander”?
Жиль Мишель: – Не боимся. Главное отличие этих машин в том, что на “Citroёn” мы устанавливаем наш новый дизель, а на “Mitsubishi” его нет. Кроме того, интерьер нашего автомобиля гораздо привлекательнее и выполнен из более качественных материа лов. Все это компенсирует разницу в цене, которая, кстати не очень серьезная.
– Поговаривают, что “Peugeot” планирует вернуться на рынок США с моделью “4007” (она же “Citroёn C-Crosser” и “Mitsubishi Outlander”). А вы не задумываетесь о покорении американского рынка, пока самого крупного в мире?
Жиль Мишель: – За “Peugeot” отвечать не стану. А у “Citroёn” нет абсолютно никаких планов по выходу на рынок США. Наша “тарелка” полна проектов по экспансии в различные регионы, но США не стоит в списке приоритетов.
Винсент Бессон: – К тому же вы правильно заметили, что Америка пока самый крупный рынок. На втором месте сейчас Китай, но там автомобилизация началась сравнительно недавно и перспективы огромные, а мы в КНР хорошо закрепились и планируем развивать свою деятельность в этой стране.
– Сегодня многие автопроизводители стремятся объединить свои активы. Вы же, насколько мне известно, не собираетесь входить в альянс еще с кем бы то ни было. Это не ваша стратегия?
Винсент Бессон: – PSA сегодня сотрудничает со многими компаниями: “Toyota”, “Mitsubishi”, BMW… но только в области разработки новых моделей. Дело в том, что делать нишевые автомобили самостоятельно часто бывает невыгодно, а в сотрудничестве с кем-то – даже прибыльно. К тому же совместные проекты взаимовыгодны, прозрачны и ясны. Впрочем, мы постоянно ведем переговоры с нашими партнерами о возможном углублении нашего партнерства. Но при этом речь не идет о слиянии компаний в один концерн. Мы самодостаточны, дела наши идут в гору, у нас много планов, рассчитанных не на один год вперед, и пока этого хватает. К тому же есть примеры неудачных союзов, например, “Daimler” и “Chrysler”, “Ford” со своими многочисленными активами..
– Давайте заглянем в будущее. Вы, как и многие автопроизводители, ведете разработку моделей на альтернативных видах топлива: гибриды, водородные двигатели… Однако пока, насколько мне известно, даже в планах нет вывода на рынок серийных версий подобных машин. Почему? Ведь некоторые ваши партнеры, например “Toyota”, уже много лет выпускают гибридные автомобили.
Жиль Мишель: – Для нас хорошие технологии – это технологии, которые можем применить на всех машинах и которые доступны всем. Будущее за “гибридами”, и мы ведем разработку таких машин. Но пока они слишком дороги и зачастую продаются ниже себестоимости. К тому же нынешние системы далеки от совершенства. Поэтому, я думаю, в ближайшие годы мы не увидим серьезного развития этих технологий. Что касается планов нашей компании, то собираемся создать доступный массовый гибрид, но произойдет это не раньше 2009-2010 года.
– Планируете ли развивать те рыночные сегменты, где вы пока еще не представлены? Скажем, если “С-Сrosser” окажется удачным проектом, станете ли вы работать над созданием более серьезного внедорожника? Или, может быть, в перспективе собираетесь посягнуть на сегмент представительских автомобилей? И вообще, каким будет “Citroёn” в ближайшие годы?
Жиль Мишель: – Безусловно, мы будем расти, представлять новые модели в самых разных классах. Например, если взять полноразмерные внедорожники – вопрос о создании такой машины пока не идет, но уверен, что уже скоро он будет поставлен и мы станем его решать. Причем это может быть как наша собственная разработка, так и совместный проект. Что касается представительского сегмента, то, на мой взгляд, это не наша ниша. Она нам просто не нужна. А обновлять модельный мы начали уже сейчас. Пример – концепткар “C5 Airscape”, который представили на автосалоне во Франкфурте. Уже сейчас имеются проекты по обновлению и других моделей. Так что “Citroёn” в ближайшие годы станет лучше, гораздо лучше.