На снижающемся российском авторынке задача поиска новой потребительской аудитории и популяризации до сих пор недостаточно востребованных классов автомобилей приобретает для автопроизводителей особое значение. Это потенциальная возможность поддержать объемы продаж. Но каковы условия ее реализации?
Перед автопроизводителями сегодня стоит актуальная задача привлечения новой, еще не охваченной потребительской аудитории на российском рынке. Это одна из возможностей противостоять кризису. Для ряда производителей важна популяризация автомобилей малых размерных классов, которые до сих пор не пользовались в России достаточным спросом.
О перспективах развития «городских автомобилей» на российском рынке порталу MotorPage.ru рассказал менеджер по продукту компании Suzuki Motor Rus, Александр Федоров.
- Это просто переходный этап из тех времен, которые большинство автолюбителей застали в 90-е годы. Тогда выбор автомобиля был обусловлен его практическими качествами. Седан – это возможность возить и всю семью, и еще что-то в багажнике. Я думаю, что этот закоренелый образ из девяностых все еще продолжает преследовать покупателей при выборе автомобиля. Во-первых, считается, что это практично, а во-вторых – класс седанов у нас традиционно ассоциируется с чем-то более статусным. Наверное, потому что чиновники и бизнесмены ездят на седанах.
- Да, но универсал, к сожалению, не ассоциируется с автомобилем, хоть как-то помогающим обрести статус в глазах окружающих. Не престижно.
- Наш имидж производителя компактных машин сложился благодаря зарубежным рынкам. Это азиатский рынок, где ценятся компактные автомобили, и европейский. На российском рынке марка Suzuki позиционируется скорее как производитель кроссоверов и внедорожников.
Конечно, есть модели Splach, Swift. Покупатели их знают и любят. Но именно из-за структуры российского рынка, где клиенты предпочитают автомобили класса SUV, в нашем модельном ряду больше представлены автомобили этого сегмента. Наше главное конкурентное преимущество - компактные городскимие SUV.
- Япония, я бы сказал, очень обособленный рынок в мировом автомобилестроении. Там очень много направлено на высокотехнологичность, которая до Европы пока не докатилась. Сейчас японский рынок - это уже полное господство гибридов. Очень близко время, когда большинство японского автопарка без электрической тяги обходиться не будет, а в недалеком будущем все автомобили и вовсе станут электрическими (думаю, уже в ближайшую пятилетку это произойдет). Европа, и в особенности Россия, пока далеки от этого. По многим причинам. Все не назову, но в России это в первую очередь климатические условия и неразвитость инфраструктуры.
- В Европе и Японии очень много практичных людей, и каждый из них умеет считать свои деньги. И выбор компактного автомобиля определяется практически полностью налоговыми условиями и ценой на горюче-смазочные материалы. В Европе государство требует платить за выбросы СО2, и потребитель выбирает автомобили с меньшим объемом двигателя, меньшим потреблением топлива и меньшими выбросами. В Японии меньше налог при покупке, меньше НДС на так называемые кей-кары с объемом двигателя меньше 0,8 (а большинство таких автомобилей оснащаются двигателем 0,66 литра).
Что же касается перспектив России, у нас в первую очередь играет роль статусность. Тем не менее, если мы говорим про Москву, Петербург и вообще крупные города, уже очень много случаев, когда в семье покупается второй автомобиль. И в большинстве случаев, когда водителем является женщина, этот автомобиль как раз будет компактного класса. К сожалению, про компактный автомобиль как дешевый пока говорить не приходится, сейчас это скорее статусная вещь, со стильным дизайном, с выходом в Интернет, с высоким уровнем безопасности…
- Совершенно верно, гаджет. Просто он удобен для эксплуатации девушкой.
И компактные кроссоверы – это тренд последних двух-трех лет на российском рынке. И тренд активный, который будет продолжаться, поэтому производители, в том числе и мы с нашей моделью New SX4, предлагают все новые продукты в этом сегменте. Такой автомобиль позволяет с одной стороны экономить топливо (пусть и не так, как традиционные автомобили «А» и «В» классов), а с другой, сидеть выше, и иметь статус в глазах окружающих.
- Когда ты в чем-то пионер, ты всегда сталкиваешься с непониманием, а Suzuki SX4 был одним из первопроходцев нового класса – кроссоверов. Поэтому не все были готовы принять его с его претензией на внедорожность. Но со временем, с появлением других предложений на рынке, у людей меняется восприятие, что мы и наблюдаем по росту спроса на эту модель. Со временем покупатели поверили в идею, оценили ее, и сейчас мы очень довольны результатами продаж.
- Что касается предпочтений женщин и их потенциала, как покупательской аудитории, наверное, в первую очередь стоит разделять автомобили по сегментам. Крупные внедорожники – это все-таки вотчина мужчин, и в ближайшем будущем, скорее всего, такой тренд сохранится. Компактные автомобили, стандартный городской автомобиль либо компаткный кроссовер – среди их покупателей доля женщин уже достаточно высока. Я не могу говорить за других производителей, но, допустим, по автомобилям Suzuki Splash, Suzuki Swift доля покупателей-женщин в прошлом году составила почти 80%.
- Думаю, не очень корректно, выводя автомобиль на рынок, позиционировать его как чисто женский или типично мужской. Многие автопроизводители, в том числе – Suzuki, идут по пути универсализации. Например, Suzuki Swift имеет как версии на «автомате» с передним приводом, так и уникальное предложение на рынке – полноприводный хэтчбек В-класса с механической коробкой передач. Типичное разделение по предпочтениям – такой автомобиль, скорее всего, женщина не купит, а компактный автомобиль с передним приводом и «автоматом» очень популярен среди женщин. При этом дизайн у автомобиля универсальный, в равной степени привлекательный и для мужской и для женской аудитории.
- Я думаю, прежде всего, важна цена автомобиля. А еще, если мы говорим о седанах, то практичность, если о хэтчбеках – то дизайн.