К современному своему облику автомобиль шел больше 100 лет. Марка smart уже около двадцати лет пытается повернуть это движение на 90 градусов относительно общего курса
Выглянув из своей квартиры в окно и не обнаружив smart на тротуарной стоянке, я сразу подумал об угоне. Но по зрелом размышлении все же пришел к выводу, что его эвакуировали. Надо быть слишком большим любителем этой «экзотики», чтобы решиться на кражу. У нас таких любителей пока немного. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за восемь месяцев 2016-го года в России было продано 302 «Смарта» (на 8 процентов меньше, чем годом ранее). Однако в августе неожиданно случился всплеск: был реализован 71 автомобиль данной марки. Причина такого резкого роста продаж – покупка 100 машин каршеринговой компанией YouDrive через официального дилера Daimler «Панавто» (которой, собственно, принадлежит 30-процентная доля в YouDrive). До конца года каршеринговая компания должна приобрести еще 300 машин.
И все равно, как вы понимаете, это капля в море. Во всяком случае, на нашем рынке. В сознании отечественного потребителя автомобиль остается своеобразным аналогом небольшого личного или семейного танка – прежде всего, по размерам, прочности и проходимости. «Смарт» под это определение ну никак не подходит.
А под определение автомобиля? Ведь все основные атрибуты у него есть: двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, четыре колеса… Двухместный салон? Не такая уж это особенность. Заднемоторная компоновка? Тоже не редкость. Пластиковые панели кузова? Навскидку называю гораздо более солидного обладателя таковых – это «Газель-Next». И все-таки… все-таки…
Понимаете, об автомобиле принято говорить, как об… автомобиле. Обсуждать его, знать тонкости устройства, особенности конкретных марок, моделей, модификаций и комплектаций. В офисах класса А в пределах московского Садового кольца обитает немало гламурных девушек, разбирающихся в типоразмерах колес и шин, различающих аккумуляторы по емкости, а также отличающих клиренс от клиринга и климакса. Некоторые копают еще глубже, добираясь до различий систем полного привода. Это, кстати, обеспечивает им внимание сильного пола. Я не представляю себе, чтобы кто-то в таких подробностях обсуждал smart. Это сверх-, супер-, мегакомпактное средство передвижения – и всё.
Многие пользуются смартфонами, но немногие знают, в частности, даже то, какова емкость аккумуляторов у их девайсов. Сколько там внутри микросхем? Как выглядит тот же аккумулятор? Тайна сия велика есть. Да и зачем всё это знать? Устройство работает, удобно лежит в руке, радует яркими картинками и громким звуком – что еще надо?
Так же и со «Смартом». Вы знаете, где у него двигатель? Вроде бы, где-то сзади, да? А вы когда-нибудь хоть взглядывали на него? Хоть разок, ради любопытства? Да, это сделать непросто: надо открыть обе створки багажной двери (верхнюю и нижнюю), приподнять коврик и отвернуть шесть винтов (это можно сделать без помощи отвертки – у винтов удобные пластмассовые «головки»). Затем снять металлическую крышку – и вот он, мотор. Нужны ли вам эти хлопоты? Вряд ли. Хотя на самом деле все эти манипуляции необходимо проводить периодически (лучше ежедневно), ведь щуп-указатель уровня масла наверх не выведен, он находится под той же крышкой, что и весь мотор. О других операциях я и не говорю. Неспециалисту под этим капотом совершенно нечего делать.
Под настоящий капот (тот, что находится спереди) тоже надо иногда заглядывать. С ним, впрочем, «обратная» история: он… не запирается! Да-да, от слова «совсем». Не скажу, как его открыть, сообщу только, что сам догадался до этого в течение примерно пяти минут. Думаю, у профессионального автовора на это уйдет в пять раз меньше времени.
Между прочим, под капотом хранится немало ценных вещей. Например, аккумулятор. Невзначай лишиться его кому угодно будет обидно. В придачу, и машину не заведешь. Правда, запаски здесь нет, а сзади ей быть просто негде. Иными словами, запасного колеса у «Смарта» нет вообще. А между тем, шины у него не слишком распространенной размерности: 205/45R16. При необходимости замены такую покрышку найдешь далеко не в каждой шиномонтажной мастерской.
Заводится smart традиционным ключом. Осматривая салон, постоянно натыкаешься взглядом на знакомые мелочи. Вот, например, рукояточка регулировки наружных зеркал (они с электроприводом). Где-то я уже видел такую. Да, конечно, там же, где и кнопки центрального замка и аварийной сигнализации: в моделях Renault! И ручка открывания заднего борта здесь такая же, как у французской модели Koleos. Всему этому перестаешь удивляться, когда узнаешь, что «донором» модели послужила французская модель Renault Twingo. От нее «немцу» достались также бензиновые трехцилиндровые моторы, пятиступенчатая механическая коробка передач в стартовой версии и навигационная система TomTom в дорогой. А что-нибудь немецкое-то в нем осталось? Конечно. Это, прежде всего, роботизированная трансмиссия Twinamic с двумя сцеплениями, предоставляющая водителю возможность вручную оперировать шестью передачами, конструкция привода и подвески, в которой применены элементы от Mercedes C-Klasse. Плюс к этому – уникальный дизайн и кузов, в конструкции которого мощная стальная рама Tridio сочетается с элементами из прочного пластика: дверями, крыльями, капотом.
На наших фотографиях отчетливо видна эта разница материалов. Оранжевые элементы металлические, белые – пластмассовые. Их нельзя назвать легковесными. Двери, например, здесь очень массивные, для плотного закрывания ими необходимо хлопать от души. Ну, капот, конечно же, легкий. Крыша – панорамная, но жесткая, не открывающаяся. Изнутри ее можно прикрыть шторкой.
Автомобиль (мы говорим о версии smart fortwo) образца 2014-го года сохранил прежнюю длину, но стал на 11 см шире. Это сказалось на размерах салона: теперь, переключая передачи, водитель не пытается коснуться рукой колена своего соседа. Пассажирка, возможно, ему бы это простила, а вот пассажир мог заподозрить в дурных наклонностях. Высота кузова и колесная база увеличились незначительно, колея прибавила спереди 20 мм, сзади 10 мм, а вот объем багажника вырос заметно – с 220-ти до 260 литров. Топливный бак, напротив, уменьшился с 33-х до 28 л.
Удобно устроиться за рулем нетрудно, кресло водителя, немного напоминающее спортивный «ковш», имеет все необходимые регулировки. Руль также можно установить в нужное положение, используя настройки по высоте и вылету. Между спиц баранки отлично просматривается компактная комбинация приборов с ярким цветным дисплеем бортового компьютера в центре. Справа от рулевого колеса – кнопочная панель настроек аудиосистемы с небольшим дисплеем, имеющим символы с красной подсветкой (также напоминает автомобили Renault). Не всеми кнопками пользоваться удобно, так как из середины панели торчит большой держатель для смартфона. Штука удобная, телефон держится в ее «лапах» прекрасно, но некоторые кнопки за ней не видны, а отсоединить ее нельзя.
В более дорогих модификациях центр торпедо имеет другой вид: здесь присутствует семидюймовый сенсорный дисплей, похожий на экран смартфона или планшета. В этом случае держатель-«паук» отсутствует. Тахометр и часы вынесены в шарообразном корпусе расположились у левой передней стойки, то есть, не так, чтобы уж очень на виду. Это и понятно: водительнице «Смарта» едва ли интересны обороты какого-то там коленчатого вала (что это вообще такое?), а аналоговые автомобильные часики ей наверняка заменяет умный электронный браслетик.
Регулятор температуры в салоне выполнен в виде горизонтальной шкалы с прозрачным «движком» - не только стильное, но и очень удобное устройство. Расположить бы его чуть повыше… Бардачок ожидаемо мал. Из облицовки центрального туннеля можно выдвинуть (в сторону пассажира) небольшой ящичек, но объем его поистине микроскопичен. На подлокотник между креслами локоть класть неудобно, при движении его вообще лучше поднять, либо придется ехать, обвив его рукой.
За креслами есть небольшое пространство, отделенное от багажника даже не стенкой, а тканевой шторкой. Так что отсек для груза легко увеличить, просто приподняв эту шторку. Если во время движения вам понадобилось что-то в багажнике, не останавливайтесь, а попросите пассажира обернуться назад и достать нужную вещь. Со своего места он легко дотянется до любого уголка, в том числе до заднего стекла. Дверь багажного отсека состоит собственно из этого стекла (оно подъемное) и откидываемого бортика. Этот бортик выдерживает нагрузку в 100 кг, на него можно даже встать – при том, что фактически стоять приходится на пластиковой крышке небольшой емкости. К сожалению, ее вместимости не хватает для упаковки аварийного набора, и тот лежит в багажнике в виде стандартной прямоугольной сумки.
Устроившись за рулем, я задал сотруднику «мерседесовского» пресс-парка, как выяснилось, традиционный вопрос: «Как на этом ехать?» Ответ последовал столь же стандартный: «Как на обычном автомобиле». Это и так, и не так.
Органы управления в «Смарте» расположены привычно, и «учиться» тут ничему не нужно. Но к габаритам приходится привыкать. Он же очень короток, этот малыш, его длина составляет 2,7 м, передний и задний свесы практически отсутствуют. В результате, радиус разворота у него – всего 7,3 м. Развернуться можно, вписавшись в два ряда стандартной улицы!
Но возросшая до 1663 мм ширина уже не позволяет «Смарту» приткнуться между двумя припаркованными автомобилями поперёк, под прямым углом к проезжей части. Таких промежутков больше никто не оставляет, особенно на размеченных парковках. Да и неэтично это: «затолкавшийся» в такой зазор smart лишает водителей возможности выехать, что чревато кузовными повреждениями, скандалами, потерями времени на вызов сотрудников ГИБДД, аварийных комиссаров и т. д.
Не мечтайте о том, что на «Смарте» вы сможете легко «пронизывать» поток автомобилей, подобно тому, как это делают мотоциклисты. Ширина его вам этого не позволит. Да и динамика тоже. Казалось бы, 900-кубовый 90-сильный двигатель должен обеспечивать 825-килограммовому автомобилю неплохую тяговооруженность, и все же smart – далеко не ракета. Три секунды разгона с 60 до 80 км/ч – неплохое ускорение, но вообще-то это на сегодняшний день фактически уже стандартный показатель, так что соперников у «Смарта» хоть отбавляй. Есть и такие, что с легкостью опередят его. А уж время разгона с места до 100 км/ч у него и вовсе далеко не рекордное: 11,3 секунды.
Но в целом, в потоке наш «умник» не теряется, а в узких местах, конечно, выигрывает в маневренности. Правда, чем больше машин окажется вокруг «Смарта», тем труднее вам будет абстрагироваться от любопытных взглядов. Ведь в нем сидишь, как в маленьком аквариуме, и только тем и занимаешься, что привлекаешь внимание. Впрочем, девушкам это приятно. Мне же – не совсем. Я замечал, что некоторые люди даже переставали говорить по телефону, завидя неподалеку «Смарт». Наверняка кто-то принимал его за виртуального покемона. Заслужено ли такое внимание? Да, автомобильчик вышел прикольный, другого слова не подберешь. Яркая окраска, забавные формы, общая компактность, игрушечность. Но при этом…
При каждой остановке на светофоре двигатель выключается. Но не сразу, а как бы останавливая процесс сгорания топлива по очереди в каждом из трех цилиндров. Понадобилось оперативно тронуться с места? Подождите, цилиндры вступают в работу также последовательно, один за другим. Ну прямо-таки о-очень замедленный здесь «старт/стоп»! Совершенно не оперативный. Кажется, будто за рулем находится начинающий водитель, который при неумелой попытке тронуться заглох и никак не может завести мотор.
Эту систему, впрочем, можно отключить. Но двигатель и сам по себе работает не слишком-то ровно. Подрагивает на холостом ходу, «проваливает» при разгоне. Вы понадеялись, что автомат будет думать и выбирать передачи за вас? Он бы так и сделал, но в «Смарте» применен так называемый «робот». Это немного другой агрегат, у него два сцепления, каждое из которых отвечает за свой набор передач – четных либо нечетных. Устройства подобного рода с одним сцеплением, применявшиеся на бюджетных автомобилях, часто вызывали нарекания водителей, так как работали не плавно, при переключении передач ощущались толчки и рывки. Механизмы с двумя сцеплениями отличались более высоким качеством – но в случае со «Смартом» создается впечатление, будто одно из сцеплений установить в него попросту забыли. Поэтому толчки и рывки при перемене передач – как говорится, к вашим услугам.
А ведь этот автомобиль позиционируется как премиальный! Он выставляется в одном шоу-руме с «Мерседесами», каждый из которых представляет собой произведение искусства – маленькое, среднее или большое. Надо же как-то соответствовать такому обществу, раз уж назвался «груздем». Но что-то ничего премиального в «Смарте» я не усматриваю. Ни в движении, ни, как говорится, в статике.
Яркие материалы отделки салона и цвета кузова еще ни о чем не говорят. Да, это броско, стильно, заметно. Но так ли уж премиально? Традиционно дорогими отделочными материалами являются кожа, дерево, углеродное волокно и натуральные металлы. Искусственные материалы (пластики) также могут выглядеть благородно и дорого, но ткань, даже яркая, сильно «упрощает» салон. Да и долго ли ей оставаться яркой в наших не слишком экологичных «пенатах»? Как ее чистить, если производитель, словно назло, сделал ее фактуру ячеистой?
Хорошо, пусть девушка-владелица будет ежемесячно сдавать автомобиль в химчистку. Но как отнестись к дверям, которые упорно не желают захлопываться с первого раза? Это совсем не по-премиальному. Такое непростительно сегодня даже бюджетным моделям. Когда-то все от души хлопали дверями «Жигулей». Теперь другое тысячелетье на дворе, и подобный непорядок встречается крайне редко. А производители премиальных моделей даже стараются обеспечить особый звук закрывания дверей именно у их моделей, копируют его из поколения в поколение. И что мы имеем в «Смарте»?
Да, здесь есть особый звук. Это шум улицы, который беспрепятственно проникает в салон-аквариум. И от этого чувствуешь себя внутри так, будто сидишь… снаружи. Будто не закрыта одна из дверей, заднее стекло или люк в крыше. Двигатель, кстати, не особенно шумит, видимо, его звук при движении улетает назад. Но все остальные звуки почему-то легко прорываются в салон. Хорошо, что можно сделать музыку погромче и заглушить их. Кстати, разъем USB расположен удобно, не надо исхитряться, чтобы вставить в него флэшку. Это плюс.
Но за ходовые качества – опять минус. Создается впечатление, что производители «Смарта» рассчитывают продавать его тем, кто за рулем еще не ездил. Автошкола не в счет, там могли учить ездить на какой-нибудь ушатанной «Самаре», оставившей после себя симптомы идиосинкразии. Передвижение пассажиром/пассажиркой в родительской или приятельской машине, а также в такси, разумеется, не в счет. Автомобиль можно прочувствовать, только сидя за рулем. А что прочувствуешь, если «Смарт» у тебя первый? Пожалуй, решишь, что и остальные автомобили такие же.
Нет, не такие. В этом плане франко-немец просто уникален. Руль у него, к слову сказать, необычайно «длинный», около 3,3 оборота от упора до упора. Нормой давно стали 2,5 оборота, и даже меньше, но, видимо, производители решили, что под управлением более «короткой» баранки «Смарт» будет просто вертеться на дороге, как юла. Особенно зимой. А задний привод добавит «перца». Ведь и на цепком сухом асфальте микрокар так и норовит снести задок в поворотах. Конечно, система стабилизации не дремлет. Действительно, попробовать бы, как она работает, когда под колесами снег и лед. Но, разумеется, только попробовать, не больше.
За тормоза поставил бы пятерку, но опять же с минусом. На этот механизм здесь положиться можно, поверьте. Он способен закопать машинку в асфальт. За что же минус? За задние барабанные тормоза. Сомнений в их эффективности у меня не возникло, но на современных моделях тормозные механизмы просто обязаны быть дисковыми «по кругу».
Подвеска – жесткая! На кузов и его обитателей отчетливо передаются толчки даже от малых и средних неровностей, не говоря о «лежачих полицейских». Величину дорожного просвета компания-производитель почему-то не афиширует. По нашим данным, она составляет немногим более 130 мм. Приятно отметить, что днище плоское, без заметных выступающих частей. Аэродинамику нижней части явно просчитывали.
Только опять же – зачем? В салоне все равно шумно. Меньше свистит ветер на высоких скоростях? Да они же «Смарту» противопоказаны! Он чувствителен и к асфальтовым колеям, и к порывам бокового ветра. Вести его со скоростью больше 100 км/ч совершенно не комфортно. Говорят, что в Германии «Смарты» носятся даже по автобанам. Около года назад я там был и, честно говоря, не заметил большого количества этих авто-«умников». У нас эта «субкультура» вообще слабо приживается. За тестовые дни я успел увидеть в Москве всего семь «Смартов», не считая выставленных в дилерском центре и на автосалоне. А между тем, фирма-производитель намерена привезти к нам модификацию от Brabus – с наддувным двигателем мощностью 109 л. с., разгоном до сотни за 9,5 с, спортивной подвеской и рулевым механизмом. Не великовата такая мощность для этого малыша? Нисколько. Американские тюнингисты, как выяснилось, практикуют установку на «Смарты» моторов от мотоциклов Suzuki с отдачей 175 л. с.!
Да простят меня апологеты «Смартов», но перспективы у этой затеи я не вижу. Мне кажется, что проект по выпуску этих «микриков» поддерживается искусственно, для имиджа. Автомобиль шел к своему сегодняшнему облику и техническим характеристикам более ста лет, и за это время сформировалась определенная логика его развития. Революционные перемены, конечно, случались, но «левацкие» идеи, как правило, не приживались. На мой взгляд, не прижилась и попытка парковаться «поперёк». Оказалось, что проще подстроить мегаполис под автомобиль, чем наоборот. Создать парковочные места, ввести плату за пользование ими и контроль за соблюдением правил стоянки – вот и весь рецепт. Принудительно пересадить всех автомобилистов на «смартоподобные» средства передвижения, согласитесь, было бы намного сложнее. Да что говорить, просто нереально.
Кстати, тестовый «Смарт» был эвакуирован с площадки, предназначенной для парковки автомобилей, но расположенной на тротуаре. Впрочем, знак, разрешающий такую парковку отсутствовал, соответственно, нарушение было налицо (хотя площадка изначально создавалась для парковки, стоящие на ней автомобили нисколько не мешают проходу пешеходов, к тому же «Смарт» увезли ночью, когда пешеходы спят). Как мы видим, для микрокаров никто делать исключений не собирается. Парковка на тротуарах исключена для всех, а 90-сильный «Смарт», к тому же, подпадает под «вторую» категорию автомобилей по мощности, эвакуация каковых обходится в 5000 рублей, а не в начальные 3000.
Обозначив свою позицию по отношению к «Смарту», я рискую прослыть ретроградом и консерватором, закрытым для всего нового и прогрессивного. Но давайте взглянем на ситуацию со стороны. Сколько бы нам ни говорили о прогрессивности «Смарта», большого прогресса в его продажах не наблюдается. Это первое. И второе – сегодня частенько наблюдается стремление собеседника убедить вас в чем-либо всего лишь ради убеждения, ради доказательства своей правоты и силы. Ты не бегаешь по утрам? Ретроград! Ты позволяешь себе питаться мясными и мучными продуктами? Да это же ужасно! Ты не читал той или иной книги? Отсталый человек! Десяток других книг, прочитанных вместо этой, конечно же, не в счет. А если ты еще и не ездишь на «Смарте»…
Я не пытаюсь никого убеждать в собственной правоте. Вам нравится «Смарт»? Вы восхищаетесь его обликом, салоном и общим имиджем? Вы покатались на нем во время тест-драйва и не видите в нем недостатков, замеченных мной? Семь тузов вам в руки – покупайте и катайтесь. Если вы не будете слишком настойчивы, навязчивы и убедительны, я буду по-прежнему дружить с вами в социальных сетях и встречаться в реале. Мы будем вместе вкушать здоровую пищу и пить нездоровые напитки, смеяться над политикой и серьезно обсуждать искусство, строить планы развития бизнеса и проведения уикендов. Только давайте не станем говорить об автомобилях. Вы приехали ко мне в гости на «Смарте»? Для меня это примерно то же, что приехать на велосипеде, самокате или просто на метро. Даже лучше было бы, если бы вы приехали на метро, потому что от моего дома «Смарт» могут эвакуировать. Пожалуй, в моем представлении его роднит с автомобилями только это.