Начало официальных продаж автомобилей Smart Fortwo в России – большое событие. Для всех? Или только для тех, кто в душе остается ребенком? Попробуем разобраться вместе.
Все неправильно. Попраны устоявшиеся автомобильные ценности, утратили актуальность прежние критерии оценки. Как говорит современное поколение, шаблон разорван. А вот причина столь заметных изменений – очень маленькая, с половинку нормального автомобиля. Имя ей – Smat Fortwo. Именно этот малыш служит той песчинкой, что сбивает ритм работы отлаженного механизма. Он заставляет отринуть прошлое, забыть о жизненном опыте и вернуться в беззаботное детство, полное ярких и всепоглощающих эмоций.
Примем за аксиому: смотреть без улыбки на эту маленькую “коробчонку” на колесиках просто невозможно! Так и кажется, что она игрушечная – из тех машинок, которые мальчишки любят таскать за собой на веревочке. Но мы-то взрослые люди! А потому подойдем и попытаемся попасть внутрь. Тут нас ждет первое препятствие: широко распахнуть большую дверь не дадут зажатые петли. Поэтому даже на свободной стоянке за руль надо садиться бочком, а уж на забитой парковке придется и вовсе демонстрировать чудеса акробатики.
Зато внутри все почти по-взрослому. По крайней мере, на первый взгляд. Ведь тут есть пара неплохих сидений, которые к тому же установлены довольно высоко. Благодаря такой посадке начинает казаться, что сидишь внутри куда более крупного, чем на самом деле, автомобиля. Серьезен и запас пространства.
Ширины салона хватит для двух людей средней комплекции, но при необходимости и пара крупных мужчин сможет устроиться с относительным комфортом. То же можно сказать и о длине: несмотря на то что рослый водитель наверняка отодвинет кресло до упора, запас регулировки можно назвать достаточным – надо же сделать скидку на скромные габариты кузова! Тем более что пространства над головой хоть отбавляй. Впрочем, все эти мудрые рассуждения о вместительности и просторе могут потерять актуальность в один миг: достаточно, сидя за рулем, просто протянуть руку назад и... достать ею до заднего стекла! Или, если нужда заставит, отодвинуть мягкую шторку и покопаться в багажнике.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении находишь и другие вполне игрушечные детали. Например, переднюю панель, обшитую тканью, или несерьезный блок рычажков управления климатом, торчащий на верхушке панели. А чего стоит умилительный полукруглый боксик на месте центральной консоли! Его установили на поворотной оси, благодаря чему бокс можно просто убрать с глаз долой. Говорят, многих смущает и расположение замка зажигания: сев в машину впервые, неподготовленный водитель начинает по привычке тыкать ключом под рулевую колонку. Но здесь же все не так! Правда, эта особенность не удивит тех, кто знаком с автомобилями марки Saab: как и на шведских авто, в Smat ключ следует вставлять в “скважину” на центральном тоннеле, аккурат перед “ручником”.
Ну а каков тут багажник? Тоже игрушечный? А вот и нет! Правда, доступ к нему открывается в два этапа: сначала нужно откинуть стекло третьей, задней двери, а затем потянуть за небольшой рычажок, чтобы откинуть борт. Как это ни удивительно, сюда можно уложить не только любимого плюшевого мишку, но и средних размеров чемодан. А уж для пакетов из супермаркета всегда найдется место, конечно, если только вы не заядлый шопоголик. К тому же есть тут еще и тайничок для самых сокровенных предметов: под пластиковой обивкой откидного борта скрыта довольно вместительная ниша для мелочовки. Так что грузовые возможности 2-местного купе очень даже неплохи. Тем более что мы пока не рассказали еще об одном секрете, спрятанном под полом багажного отсека, – 999-кубовом двигателе. Впрочем, это, как говорят в сказках, уже совсем другая история...
Представьте ситуацию: вы мирно стоите у пешеходного перехода, дожидаясь “зеленого человечка” на светофоре, и вдруг мимо с жужжанием проносится некое яркое пятно и быстро исчезает вдали. Что это было – мощный скутер с необычным “обвесом”, корабль пришельцев-лилипутов или просто мираж? Нет, просто-напросто мимо проехал Smart! Такое не забывается! Но своим седокам он дарит еще более острые ощущения.
Почти литровый 3-цилиндровый бензиновый 84-сильный турбомоторчик разгоняет машинку настолько бодро, что можно время от времени даже включаться в светофорные гонки. Представьте, как это приятно – ловить на себе умиленно-снисходительные взгляды окружающих автомобилистов, а в следующий миг нажать на “газ” и оставить всех далеко позади.
Правда, впечатление сильно портит 5-ступенчатая роботизированная коробка передач. Никакой плавностью переключений и скорострельностью тут и не пахнет. Вместо этого автомобильчик разгоняется по синусоиде: мощное положительное ускорение на несколько секунд сменяется резким отрицательным – это “робот” решил переключить передачу. Затем все повторяется: разгон, кивок, разгон, кивок... Единственным лекарством от этой напасти может стать... нет, не баночка варенья, а смена стиля езды: если умерить пыл и не слишком сильно давить на педаль “газа”, амплитуда клевков станет гораздо меньше.
В пользу неспешной езды говорят и другие черты характера малыша. Например, слабая шумоизоляция: в салоне почти беспрепятственно гуляют аэродинамические шорохи, гул шин, стрекот мотора. Не настраивает на гонки и подвеска – она настолько жесткая, что говорить о комфорте и надежной управляемости язык не поворачивается. Даже на ровном шоссе она умудряется потряхивать маленький кузов.
А уж более серьезные трещины, выбоины или “лежачие полицейские” и вовсе отдаются жесткими ударами по... в общем, по чувствительным частям тел водителя и пассажира. Может, это свидетельство спортивной настройки? Возможно, на идеально ровном асфальте гоночного трека поведение крохи и вызовет восторг.
А вот московские дороги заставляют вцепиться в руль не по-детски – на пологих волнах и в продольных колеях Smart начинает прыгать из стороны в сторону не хуже кузнечика. Знай только успевай его “ловить”! Особенно страшно становится, когда стрелка спидометра переваливает за “сотню”: водитель вынужден стиснуть руль и предельно сконцентрироваться, чтобы удержать “коробчонку” на прямой.
Другой серьезный минус: замедляется Smart словно капризный ребенок, то есть очень неохотно. Ситуацию усугубляет абсолютно неинформативный привод педали – сначала на нее давишь впустую, а в какой-то момент она словно бы упирается в препятствие.
После этого требуется приложить недюжинное усилие, чтобы машинка начала сбрасывать темп, причем давление нужно очень точно дозировать, дабы избежать резких клевков. Конечно, со временем к этой особенности можно привыкнуть. Но прийти к полному взаимопониманию со своенравным приводом вряд ли удастся даже за несколько лет.
Казалось бы, при таких серьезных минусах машинка просто обречена на провал. Но мы ведь не зря сказали, что ее нельзя загонять в привычную систему координат, нельзя оценивать так же, как большинство других автомобилей. Истинная суть этой сверхкомпактной машины состоит в том, что речь идет не просто о средстве передвижения, а об Эмоциях (именно так – с большой буквы). Smart Fortwo – это удивительная возможность забыть о прожитых годах и вернуться в беззаботное детство. Ведь только в ту пору человек способен необыкновенно ярко воспринимать жизнь и откровенно радоваться всему, что его окружает.
Правда, заплатить за такого малыша нужно немало – в зависимости от комплектации купе стоит от 640 000 до 740 000 рублей. Зато взамен вы получаете практически “машину времени”, способную перенести вас на десятки лет назад – прямо в детский мир!
Технические характеристики SMART FORTWO | |
---|---|
Габариты, мм | 2695x1559x1542 |
Колесная база, мм | 1867 |
Клиренс, мм | 160 |
Объем багажника, л | 220 |
Снаряженная масса, кг | 770 |
Тип двигателя | бензиновый L3 |
Рабочий объем, куб. см | 999 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 84/5250 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 120/2000–4750 |
Привод | задний |
Трансмиссия | 5-ступенчатая роботизированная |
Тормоза спереди/сзади | вентилируемые дисковые/барабанные |
Шины | 175/55 R15 |
Макс. скорость, км/ч | 145 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,7 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 4,9 |
Объем бака, л | 33 |