“Skoda Roomster” – новый подход к созданию компактного минивэна
Я до сих пор храню этот забавный значок – улитка с домиком, с надписью “Roomster”... Мне его подарили на международном автосалоне, на стенде “ˇSkoda”, когда компактный минивэн из Чехии был лишь концептуальным образцом. Я еще, помнится, недоумевал: при чем здесь улитка – символ медленного движения? Может, только из-за просторного “домика” на спине? Своеобразная аллегория к тому, что будущий владелец “ˇSkoda Roomster” сможет возить с собой множество домашнего скарба?.. Насчет последнего я оказался прав – серийный “Roomster” оказался весьма объемным, вместительным и многофункцио-нальным автомобилем. Впрочем, как и полагается компактному минивэну. А вот с улиткой произошел конфуз. Когда я насчет нее поинтересовался, чехи из “ˇSkoda” дружно засмеялись – никакая это, оказывается, не улитка, а... стилизованная кабина самолета, пристыкованная к улиточному домику. Ведь, несмотря на всю свою утилитарность, “Roomster” действительно может летать. Правильнее будет заключить это слово в кавычки – “летать”. Не за облаками, а по дорогам.
В ЧЕХИИ немало старинных усадеб и замков. Согласно легендам, в некоторых из них живут привидения. Которые двигают мебель, гремят посудой и вообще постоянно напоминают о своем существовании обитателям громадного дома. “Roomster” тоже хочется сравнить с домом. Только на колесах. Хотя снаружи машина вовсе не выглядит громадиной (в первую очередь благодаря элегантному и “легковесному” дизайну). А когда заглядываешь в просторный салон, начинаешь осознавать, что автомобиль отнюдь не мал. По величине колесной базы он превосходит даже вполне солидную “ˇ Skoda Octavia”.
Получив “Румстер” на паркинге аэропорта Праги, я сел за руль и даже присвистнул от удивления. Места в салоне хоть отбавляй. Если продолжать параллели со Средневековьем, здесь вполне комфортно могут рассесться четверо рослых рыцарей. И даже для щуплого оруженосца место останется – на центральной части заднего дивана. Только это сиденье в отличие от прочих не регулируется. А вот два крайних задних кресла можно двигать вперед-назад в пределах 15 см. Да еще спинки регулируются по углу наклона. В итоге можно сделать так, что сзади будет просторно, как в большом седане бизнес-класса.
Еще один примечательный момент: сидя сзади, вы не упираетесь взглядом в плечи и затылки водителя или переднего пассажира. Можете смотреть вперед через лобовое стекло, поскольку второй ряд сидений посажен заметно выше первого. Но и это еще не все...
Как полагается уважающему себя замку, пусть даже маленькому и пусть даже на колесах, “Room-ster” имеет свое собственное “привидение”, которое ласково именуется “VarioFlex”. Эта штука позволяет со сверхъестественной легкостью “двигать мебель” в салоне, трансформировать его до неузнаваемости.
Остекление причудливых форм – одна из ярких черт дизайна “Румстера”.
Дизайн – без затей, зато салон просторный и функциональный.
Например, того самого маленького оруженосца можно прогнать в шею вместе с его задним креслицем-недомерком (оно легко, буквально в три движения вынимается из салона). После чего полноразмерные крайние кресла смещаются ближе к центру, обеспечивая больше простора на уровне плеч. Теперь сзади уже достаточно места для двоих рыцарей в массивных латах. А между креслами останется проем, куда можно поместить, скажем, пару двуручных мечей.
Причем обладать богатырской силой при трансформации салона вовсе не требуется. “Урезанная” центральная часть заднего дивана весит скромные 8 кг, а полноценные крайние кресла – по 16. Словом, вынуть из машины состоящий из трех частей задний диван проще, чем переварить плотный обед из свиного колена с кнедликами и парой кружек светлого чешского, который был подан в ресторане. Я, например, даже не осилил его до конца. Хотел даже попросить официанта упаковать с собой остатки мяса, благо в “Roomster” имеется некое подобие холодильника – нижний “этаж” перчаточного ящика охлаждается прохладой из кондиционера.
Багажник тоже многофункциональный: прикрывающая поклажу полка регулируется по высоте (ее можно переставлять по двум фиксированным позициям). Вдобавок здесь имеются отсеки для мелочевки.
ЕСЛИ заднюю часть салона создатели “Roomster” ассоциируют с домом, то передняя для них ни много ни мало – кабина самолета. Конечно, не реактивного. Скорее обычного поршневого самолетика для отработки фигур пилотажа – пронырливого и верткого. Честно говоря, я даже не ожидал, что высокий и солидный по размерам “Roomster” способен ездить так зажигательно! Редкий случай: минивэн провоцировал меня на агрессивную манеру вождения. Он уверенно держал траекторию в поворотах. Надежно “фильтровал” тряску на мощенных брусчаткой центральных улицах Праги. Шасси недурно показало себя и на разбитых трассах провинциальной Чехии.
Ходовая часть “Roomster” представляет собой своеобразный микст. Что-то взято от крошки “Fabia”, что-то – от солидной “Octavia”, некоторые детали вообще сделаны с нуля. Так, передняя подвеска и весьма приличное по настройке рулевое управление с электрогидравлическим усилителем позаимствованы от “Фабии”. А задняя независимая подвеска повторяет таковую на “Oктавии”. Что в сочетании с колесной базой приличных размеров обеспечивает исключительную устойчивость в поворотах.
Конечно, похвастаться сверхмощными для своего класса моторами “Roomster” не сможет. Не та модель, не те амбиции... Гамма состоит из трех бензиновых двигателей и трех дизелей.
Базовый бензиновый мотор 1.2 литра мне решительно не понравился. Все же 17 секунд разгона до 100 км/ч – непозволительно долго для современного автомобиля, пусть даже скромного. Зато двигатели объемом 1,4 и 1,6 литра очень даже неплохи.
Тех, кто озабочен расходом топлива, наверняка заинтересуют дизели. Хотя “солярочное счастье” имеет и оборотную сторону. Я прокатился на средней по рангу дизельной модификации и скажу, что вещь эта на любителя. Такой “Румстер” не столь комфортен, как бензиновый – ощутимо больше вибраций, заметно больше шумов. Поэтому выбор дизельной модификации должен быть осознанным.
На первых порах новинка будет выпускаться исключительно с ручной коробкой передач на пять скоростей. Шестиступенчатый “автомат” появится лишь в конце года. Его предложат в качестве опции для бензинового “Roomster 1.6”.
Автоматическая коробка – достаточно сложная и современная. В ней предусмотрены “спортивный” алгоритм работы и режим ручного переключения. Даже в обычном положении “D” трансмиссия может распознавать манеру езды водителя, соответствующим образом корректируя свою работу, и вдобавок менять свои характеристики, если, скажем, автомобиль тянет за собой увесистый прицеп.
КСТАТИ, в тех самых средневековых замках, которые смотрят на тебя в Чехии едва ли не с каждого значительного холма, внешний пафос не всегда соответствует бедноватому внутреннему содержанию. Просто каждый удельный владыка начинял свою крепость согласно толщине казны. Похожим образом будущие владельцы “Roomster” станут выбирать уровень оснащения в зависимости от собственных финансовых возможностей. На выбор предлагается четыре комплектации.
Базовый вариант “гол” как бродячий циркач. У такого “Румстера” нет даже кондиционера и передних электростеклоподъемников. Из оснащения имеются лишь АБС и четыре подушки безопасности. Но, сдается мне, подобный набор устроит лишь немногих... Ведь при желании “Roomster” можно получить со множеством интересного оборудования.
Например, моя машина щеголяла климат-контролем, в крышу был вшит громадный прозрачный люк, за безопасность отвечала противозаносная система, а свой путь по запутанным пражским улочкам я прокладывал с помощью электронного навигатора, который, кстати, можно получить в двух разных конфигурациях. Одна представляет собой привычную систему, объединенную с информационно-развлекательным блоком магнитолы. Вторая же является, по сути, мобильным “навигатором”, который установлен в левом углу передней панели. При желании этот блок можно снять и взять с собой на прогулку, сверяя свое местонахождение со спутниками GPS.
...С наступлением сумерек я продолжал кружить по улочкам Праги на таком удобном в этом городе “Roomster”. При каждом повороте предупредительно зажигалась та или иная противотуманная фара, высвечивая скрытых во мраке праздношатающихся туристов. Эта функция, кстати, еще довольно редка на доступных компактных минивэнах.
Причем с увеличением скорости менялся и сам принцип освещения поворотов. Если на малых скоростях за это отвечают попеременно включающиеся противотуманные фары, то при выезде на загородные дороги в действие вступают поворачивающиеся вслед за движением руля мощные “галогенки”. Об этой особенности “Roomster” я узнал лишь тогда, когда в приличном темпе прописывал изгибы серпантина, который спускается практически в центре Праги из района главного городского собора к набережной Влтавы... “Roomster”, как и полагается настоящему дому с привидениями, выдавал свои секреты постепенно.
Краткая техническая характеристика “ˇSkoda Roomster” | |||||
1.2 | 1.4 | 1.6 | 1.4 TDI | 1.9 TDI | |
Габаритные размеры, см | 420,5х168,4х160,7 | ||||
Снаряженная масса, кг | 1.150 | 1.155 | 1.175 (1.215) | 1.245 | 1.260 |
Двигатель | 3-цил., рядный, 1,2 л | 4-цил., рядный, 1,4 л | 4-цил., рядный, 1,6 л | 3-цил., рядный, 1,4 л | 4-цил., рядный, 1,9 л |
Мощность | 64 л.с. при 5.400 об/мин | 86 л.с. при 5.000 об/мин | 105 л.с. при 5.600 об/мин | 80 л.с. при 4.000 об/мин | 105 л.с. при 4.000 об/мин |
Крутящий момент | 112 Нм при 3.000 об/мин | 132 Нм при 3.800 об/мин | 153 Нм при 3.800 об/мин | 195 Нм при 2.200 об/мин | 240 Нм при 1.800 об/мин |
Максимальная скорость, км/ч | 155 | 171 | 184 (183) | 165 | 182 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 16,9 | 13 | 10,9 (12,1) | 14,7 | 11,5 |
Средний расход топлива, л/100 км | 6,8 | 6,8 | 7 (нет данных) | 5,1 | 5,4 |
Запас топлива, л | 55 |