Я ощутил себя персонажем романа Дюма, перед которым открылась сокровищница графа Монте-Кристо, сокрытая в глубинах невзрачного островка... Окраина Ставрополя. Задворки крохотного ресторанчика, где столы расставлены прямо среди березовой рощи. Короткий блок гаражей вполне “советского” покроя. Эмиль, один из “капитанов” автобизнеса Юга России, распахивает первые ворота: в гаражной полутьме проступает элегантная корма “Maserati 3200 GT”. Вторые ворота: на бетонном полу распластался отчаянно-желтый “Lamborghini Murcielago”. Открываются третьи ворота и... первые два суперкара меркнут в ослепительной оранжевой ауре третьего – “Porsche Carrera GT”. Эмиль первый и пока единственный из россиян купил по официальным каналам этот уникальный автомобиль, который дебютировал в 2003 году и уже стал коллекционной редкостью.
ЗА ГОДЫ работы в автомобильной журналистике мне довелось поездить на самых быстрых суперкарах. И все равно – ничего подобного я прежде не испытывал... Вторая передача. Педаль акселератора выжата полностью. Стрелка тахометра с реактивной резкостью пролетела путь от цифры “2” до “5”, а после... То, что раньше казалось “реактивным”, на деле оказалось пустяком, прелюдией, увертюрой. Ведь после 5.000 об/мин возникает ощущение, словно в корму “Carrera GT” уперся идущий на взлет истребитель. Ураган ускорения! Безумие разгона вплоть до 8.000 с лишним оборотов! Третья скорость. Безумие продолжается. Рев мотора переходит в хищный металлический клекот. Ни благозвучия в нем, ни красоты – разве только красота бесконечной силы, чудовищного напора...
Cоздатели “Carrera GT” не собирались тратить время и средства на погоню за элегантным звуком выхлопа или эффектными обертонами в “голосе” двигателя, как это делают итальянские производители суперкаров. От V10 они добивались только мощности и, видимо, приемлемой надежности. О чем свидетельствуют 612 сил, снятые с рабочего объема 5,7 л без всяких там турбин-компрессоров, и стандартная для России поршевская гарантия на автомобиль: два года без ограничения пробега.
С точки зрения дизайна “Carrera GT” тоже не представляет собой откровения. Все строго, все функционально и до такой степени без изысков, что, скажем, если прилечь на асфальт и взглянуть на автомобиль, как говорят фотографы, с нижней точки в ракурсе “спереди 3/4”, то уникальный суперкар можно перепутать с... “Porsche Boxster”, который стоит раз в десять дешевле.
Тем не менее “Carrera GT” завораживает своей особой красотой. Как покоряет холодная красота хирургического инструмента, выложенного в ряд перед операцией. Или красота механического секундомера, стрелки которого бесстрастными рывками отмеряют время. Этот “Porsche” – тоже инструмент. Совершенный инструмент для преодоления двухмерного пространства. С первой секунды, как только я оказался в тесном 2-местном кокпите суперкара, меня не оставляло чувство дежа-вю: “Однажды я видел нечто подобное”. И стоило с пассажирского кресла пересесть за руль, наступило озарение: ну, конечно! ну, разумеется! оранжевый суперкар напоминает гоночные прототипы, выступающие в таких состязаниях, как, например, “24 часа Ле-Мана”. В этих автомобилях тоже все подчинено скорости, а элегантность если и проявляется, то лишь как побочный эффект.
Хотя “Carrera GT” не имеет прямого отношения к автоспорту и проектировали этот суперкар отнюдь не ради получения какого-либо кубка, машина конструировалась по гоночным канонам. В “Carrera GT” нет ничего лишнего. Даже кондиционер и музыкальная установка со специально разработанной акустикой “Bose” числятся в списке опций. Вернее, бесплатного дополнительного оборудования. Если владелец захочет – его поставят.
Как на гоночном прототипе, в основе автомобиля лежит углепластиковый монокок. К нему “подвешены” кузовные панели, шасси и двигатель V10 (к слову, в отличие от широко известных “Porsche 911” этот автомобиль имеет не заднемоторную, а центрально-моторную компоновку). Инженеры из Штутгарта всеми мерами боролись с “лишним весом”, шли на использование самых легких (соответственно и самых дорогих) материалов, поэтому автомобиль получился чрезвычайно легким. Его снаряженная масса составляет всего 1.380 кг. Пушинка по меркам суперкаров, способных развивать далеко за 300 км/ч. Для сравнения: “Ferrari 599 GTB” весит 1.610 кг, “Lamborghini Murcielago” – 1.650.
Кресла гоночного типа регулируются только вперед-назад.
Крыша снимается за пару минут и убирается в багажник.
Запускаю мотор. Автоматика сама слегка дает газ, V10 звучно рявкает, а потом обороты падают до холостого хода. Это, конечно, уже чисто внешний эффект: инженеры из Штутгарта вновь провели параллели со спортпрототипами, которые заводятся именно так, с подгазовкой, а иначе нельзя: форсированные гоночные двигатели работают неустойчиво на малых оборотах.
“Carrera GT” оснащена металлокерамическим сцеплением. Оно тоже родом из автогонок и отличается исключительной прочностью. Перед троганием с места можно взвинтить обороты, а потом просто... бросить педаль. Суперкар, словно прототип на старте, сорвется с места, при этом со сцеплением не случится абсолютно ни-че-го! Оно для того и конструировалаось, чтобы выдерживать подобные “издевательства”. Оборотная сторона медали: металлокерамическое сцепление срабатывает очень жестко. Оно бескомпромиссно, как и сам суперкар, – действует по принципу “on/off” (“включено/выключено”). Промежуточных рабочих положений, необходимых для плавного трогания с места, в нем нет.
– Чтобы мягко тронуться, газ можно вообще не трогать, – советует Эмиль. – Просто отпускаем сцепление...
Я просто отпускаю сцепление – и бесконечность “ньютон-метров”, скрытых в огромном атмосферном V10, снимает автомобиль с места. Что ж, неплохой алгоритм для расслабленной езды. Но ведь “Carrera GT” ничуть не напоминает элегантные суперкары, которые хороши для прогулок по вечерним набережным и бульварам под восхищенными взорами прохожих. Это инструмент для быстрой езды. А как ехать по городу напористо, но при этом плавно, без нервозных подергиваний? Без риска повредить шейные позвонки бурными стартами со светофоров? В этом случае действуем чуть подругому: сцепление отпускаем дважды. Сначала заставляем автомобиль тронуться, потом вновь слегка выжимаем сцепление до грани “выкл.”, добавляем газ и затем снова отпускаем. В этом случае старт будет быстрым и более-менее плавным.
ПОДХОДИТЬ к пределу возможностей автомобиля в поворотах я не рискнул. Цена, знаете ли, на мозг давит: вдруг 640.000 евро сорвутся в скольжение? А когда начинаешь представлять скольжение своих четырех московских квартир (“своих” в данном случае означает, что одна такая квартира у меня есть), то правая нога сама собой слабеет, делается вялой и отпускает газ...
Автомобиль – почти гоночный, и багажника в нем почти нет...
Набалдашник рычага КПП – единственная деревянная деталь в салоне.
А если серьезно, то чудовищный потенциал суперкара в плане прохождения поворотов, его невероятную устойчивость можно ощутить даже в обычной езде. “Carrera GT” отличается очень жесткой подвеской и невероятно жестким корпусом (последний и обеспечивает суперкару запредельные устойчивость-управляемость). Углепластиковый монокок, лежащий в основе автомобиля, фантастически прочен. Скажем, когда левое переднее колесо наезжало на какой-нибудь асфальтовый бугорок, я спинным мозгом чувствовал, как сжималась пружина в задней правой подвеске! Невероятно жесткий кузов! Можно только догадываться, как великолепен этот “Porsche” в скоростных S-образных связках. Эх, жаль, нет в Ставрополе гоночного трека...
Перед отлетом из Москвы я, разумеется, не преминул похвалиться перед знакомыми, что еду в Ставрополь для знакомства с “Porsche Carrera GT”. В ответ обычно улыбались:
– В Ставрополь? Разве там можно ездить на “Порше”?..
Еще как можно! Я-то знал, что в Ставропольском крае неплохие дороги, но все равно был удивлен. Пустынные, ухоженные, идущие по степи многокилометровые прямики. Изогнутые разным образом, вьющиеся среди живописных холмов повороты. Асфальтовый рай! Я настолько замечтался, что начал размышлять: может, купить здесь гараж и поставить в него спортбайк? и прилетать сюда, на юг, за скоростью и ветром, когда в Москве слякоть и грязь?..
– Здесь неподалеку, на окраине города, есть дорожка, где мы с друзьями пробуем суперкары, – прервал мои грезы Эмиль. – Поехали покажу?
“Дорожка” оказалась многополосным и опять же пустынным шоссе с парой очень быстрых поворотов. Меняемся местами: я занимаю место пассажира, Эмиль устраивается за рулем. Суперкар, словно породистый жеребец, как будто почувствовал уверенную и властную хозяйскую руку и даже поехал с большим напором.
Самолетный разгон (ускорение с места до 100 км/ч занимает всего 3,9 с!), вторая передача, третья... Примерно на 250 км/ч Эмиль чуть замешкался, а потом снова продолжил разгон. Несмотря на немалый темп, это действительно был бурный разгон, а не прозаический набор скорости. 310 км/ч, 320, 330... Поворот надвигался с неотвратимостью снежной лавины. Сейчас он казался чересчур крутым и неприятно узким. “Интересно, а на такой скорости противозаносная система может выручить?” – меланхолично задался я вопросом чисто теоретическим. Теоретическим потому, что такой автоматики создатели “Carrera GT” не предусмотрели. Обошлись одной лишь противобуксовочной системой, которую можно отключить нажатием клавиши...
“Porsche” изготовила 1.270 штук “Carrera GT”. А этот экземпляр – 1.255й по счету.
Прострочка руля нитью в цвет кузова – один из заказных элементов.
“У страха глаза велики”, – подумал я, когда этот длинный скоростной вираж остался позади. “Porsche” прописал его как-то буднично, даже не дрогнув. И хотя наши головы в вираже клонила вбок перегрузка, все равно чувствовалось, как еще далек предел возможностей автомобиля.
– Этот поворот все расставляет по своим местам, – сказал Эмиль, осаживая машину. – На “Carrera GT” здесь чувствуешь себя в абсолютной безопасности. Очень уверенно. А вот на “Lamborghini” при 330 км/ч уже напрягаешься. “Ламбо” по сравнению с “Порше” вообще другой. Сейчас сам почувствуешь...
Вскоре пересаживаюсь за руль “Lamborghini Murcielago”. Если “Porsche” кажется гоночным прототипом, чудом очутившимся на дорогах общего пользования, то “Ламбо” – это... нормальный легковой автомобиль, пусть даже относящийся к клану суперкаров. Садиться в него удобнее, чем в “Porsche”. Подвеска – заметно комфортнее. А еще чувствуется, что кузов “Murcielago” не такой жесткий. Достаточно было проехаться по участку подразбитого асфальта, чтобы понять разницу между обычным несущим кузовом “Ламбо” и сверхпрочным монококом “Porsche”.
Все познается в сравнении. Если вновь проводить параллели с инструментом, то “Porsche” – это совершенный скальпель, тогда как “Lamborghini” на его фоне – не более чем нож для мяса. Пусть нож породистый, наподобие “Laguiole” или “Boker”. Но – всего лишь нож.
“CARRERA GT” стоит... вернее, стояла особняком в гамме компании. Другие “Porsche” эта модель напоминает разве только мелкими деталями наподобие приборных шкал или подрулевых переключателей. В мае со стапелей завода в Лейпциге сошел последний экземпляр суперкара. Вообще, на этом предприятии выпускается внедорожник “Cayenne”, а производство “Carrera GT” напоминало этакий цех внутри цеха: неторопливый конвейер длиной всего метров 20, где специально подготовленные рабочие трудились с исключительной тщательностью. Недаром с момента заказа до получения владельцем автомобиля проходило как минимум полгода. Даже после того как суперкар был полностью собран, он еще примерно месяц оставался на заводе для предварительной обкатки и всесторонней проверки качества.
– Я видел на заводе несколько отставленных в сторону “Carrera GT”, на кузовах которых были круги от специальных маркеров, – рассказывает Геннадий Баранов, директор по продажам и развитию дилерской сети “Порше Россия”. Этими кругами обводятся проблемные места на лакокрасочном покрытии кузова. Хотя я, сколько ни приглядывался, никаких дефектов не заметил.
Частичная окраска дисков под цвет кузова отдельно оговаривалась при заказе.
Автомобили отправлялись к клиентам специальными автовозами фирмы “Schenker” – давним партнером компании “Porsche” по перевозке машин.
Как уже упоминалось, опции для “Carrera GT” были бесплатными: владелец либо оговаривал установку того или иного оборудования, либо отказывался от него вовсе. Однако клиентам была дана возможность придать своему суперкару индивидуальность, сделать его неповторимым. Например, для своего автомобиля Эмиль заказал специальный оранжевый цвет, отделку колесных дисков в цвет кузова и прострочку кожаных элементов интерьера особой ниткой, опять же в цвет кузова.
– Это тоже опция? – спросил я, коснувшись деревянного набалдашника рычага механической КПП.
– Нет. Стандартное оборудование. Единственная деревянная деталь в салоне.
Рядом с рычагом коробки выгравирован порядковый номер машины – 1.255. А всего компания изготовила 1.270 штук “Carrera GT”. И этот новенький автомобиль, в котором мы сейчас ехали по Ставрополю, успел стать раритетом, коллекционной редкостью. Такого “Porsche” уже не будет. Прощай, “Carrera GT”!
Краткая техническая характеристика “Porsche Carrera GT” | |
Габаритные размеры 4 | 61,5х192х116,5 см |
Снаряженная масса | 1.380 кг |
Двигатель | V10, 5,7 л |
Мощность | 612 л.с. при 8.000 об/мин |
Крутящий момент | 590 Нм при 5.750 об/мин |
Максимальная скорость | 330 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 3,9 с |
Расход топлива, л/100 км: | |
– средний | 17,9 |
– за городом | 12,4 |
– в городе | 27,8 |
Запас топлива | 92 л |