Спидстер – это двухместный, предельно облегченный спортивный автомобиль с уменьшенным ветровым стеклом. Именно таким был классический “356 Speedster” и именно таким стал выпущенный в его честь ограниченным тиражом современный “911 Speedster”.
ИТАЛЬЯНЦЕВ подвел их южный темперамент. Едва выйдя из отеля, они тут же бросились к стоявшим на парковке “Спидстерам” и, сгорая, видимо, от желания покрасоваться в открытых кабриолетах на Лазурном Берегу, сразу попытались сложить мягкий верх машин. Но как ни терзали они кнопку в салоне, ничего, кроме дружного хохота окружающих журналистов, в ответ не получали. Крыша оставалась неподвижной…
– Классику надо знать! – к ним подошел Доминик Баерль, главный проектировщик кузова “911 Speedster”, и объяснил, что здесь, как и на самом первом “Speedster” “356-й” серии, крыша убирается вручную, а клавиша в салоне управляет лишь замком декоративной крышки.
По современным меркам такая конструкция – явный анахронизм. Чтобы сложить верх, надо совершить более десятка операций. Но немцы парируют: этот суперкар будет выпущен сверхмалым тиражом всего в 356 экземпляров (опять реверанс в сторону классической модели), которые по большей части осядут в руках коллекционеров. А им нарочитое соответствие канонам жанра важнее, чем удобство.
Справедливости ради надо сказать, что кроме внешних атрибутов во всем остальном “911 Speedster” совсем не похож на спартанский автомобиль из 50-х годов прошлого века. Он, как часто сейчас говорят, являет собой торжество высоких технологий. Нечто подобие витрины достижений “Porsche”. В комплектации суперкара есть все, что обычно присутствует лишь в списке опций: это и инновационная роботизированная коробка передач PDK с двумя сцеплениями, и мощные карбоно-керамические тормоза PCCB, и активная подвеска PASM, и самоблокирующийся дифференциал ведущей задней оси…
СТОЛЬ противоречивые ощущения от езды вряд ли вам даст какой-либо другой “Porsche”. Уже на скорости 50 км/ч в салоне начинается маленький ураган. Стоит разогнаться посильнее, и шикарную музыкальную установку “Bose” можно выключать – ее все равно не слышно. Дует столь сильно, что мой напарник едва успел схватить свою бейсболку, которая уже практически отправилась в полет в сторону Средиземного моря. Создается впечатление, что летишь по шоссе, нарушая все скоростные лимиты. Бросаю взгляд на спидометр – нет, едем в рамках местных Правил… А обманчивое впечатление возникает потому, что каких-либо экранов или специальных спойлеров для защиты пассажиров у “Speedster” нет. Совсем.
Громче ветра здесь, пожалуй, звучит только мотор. На высоких оборотах его соло становится столь грохочущим и раскатистым, что в длинных горных туннелях я старался немного отпускать газ, иначе уши закладывало.
Вся выпускная система, начиная от черных патрубков глушителя с нанопокрытием и заканчивая коллектором, подверглась пересмотру с целью уменьшения противодавления и придания двигателю оригинального звучания. Впуск тоже переделан. Теперь у воздушного тракта каждого цилиндра есть своя резонансная заслонка, обеспечивающая за счет пульсаций давления лучшее наполнение цилиндров.
В результате стандартный для “911 Carrera S Cabrio” (именно на его базе построен “Speedster”) 3,8-литровый “оппозит” прибавил сил и стал развивать 408 л.с., то есть на 23 “лошадки” больше. За исключением экстремальных версий серии “GT”, это – самый мощный “атмосферник” в гамме “911-го”. Максимальный крутящий момент 420 Нм остался неизменным, но теперь его пик достигается раньше – при 4.200 об/мин. Причем такая тяга остается постоянной вплоть до 5.600 об/мин.
Неудивительно, что “911 Speedster” весьма быстр. Причем паспортные 4,4 с разгона до “сотни” (при активированной функции “Launch Control”) вовсе не отражают ту динамику, которую способен показать этот суперкар. Наиболее острые ощущения получаешь от ускорения именно со средних оборотов мотора, когда он в полной мере может продемонстрировать свою эластичность. Горный серпантин круто берет вверх, а “Porsche” уклона как будто не замечает, все так же неистово покоряя асфальт своим широченными покрышками. Немцы гордятся – типичный обгон с разгоном от 80 до 120 км/ч “Speedster” совершает всего за 2,8 с.
Главное – вовремя пришпорить “оппозит” пониженной передачей. Причем это с равным успехом можно делать как самостоятельно, с помощью подрулевых лепестков, так и доверить это дело автоматике. В режиме “Sport Plus” роботизированная коробка PDK работает по почти гоночному алгоритму, забывая об экономии топлива и плавности переключений ради полной гармонии с характером двигателя.
…Позади осталась знакомая связка виражей – на этих дорогах проводится знаменитое “Ралли Монте-Карло”. В угоду лучшей устойчивости в поворотах по сравнению с “Carrera S Cabrio” шасси “Спидстера” модифицировано – на 0,6 см расширена передняя колея, на 3,4 см – задняя. Стабилизатор задней оси стал толще. А низкий кузов (“Speedster” самый невысокий автомобиль в семействе “911”) помог приблизить центр тяжести к асфальту. Поэтому на виражах суперкар стоит монументально, как средневековый замок на скале, мимо которой мы только что промчались.
И все же “Speedster” не дает расслабиться, он заставляет водителя все время быть в тонусе. Ведь мы имеем дело с “Porsche” – заднемоторным заднеприводным автомобилем, корма которого дополнительно утяжелена механизмом складной крыши. И пусть инженеры постарались облегчить кузов за счет алюминиевых дверей и карбоновых тормозов (они в два раза легче чугунных), все равно 62% массы у “Спидстера” приходится на заднюю ось. Это в статике, а в динамике при ускорении передние колеса разгружаются еще сильнее, и потому контролировать машину рулем становится сложнее. Так что приходится применять особую технику пилотирования – нажимать на газ быстро, но при этом плавно, чтобы не нарушить баланс машины. И конечно, здесь здорово выручает самоблокирующийся дифференциал – он помогает эффективнее реализовывать тягу.
Так что “Speedster” – не просто коллекционная редкость, дорогая и стильная игрушка, лишь внешне стилизованная под ретрокар. Это еще и попытка привнести в современный автомобиль бескомпромиссный дух спортивных открытых моделей прошлого века. И пусть многие решения в нем кажутся спорными, поклонникам “Porsche” такой подход, похоже, пришелся по вкусу – весь мизерный тираж уже раскуплен.
РЕТРОСПЕКТИВА
Возрожденный спустя 30 лет “Speedster” исповедовал характерные для предшественника ценности: облегченный кузов, мягкий верх с ручным приводом, механические стеклоподъемники. Но на этой модели впервые был опробован ставший впоследствии фирменной чертой модели колпак складной крыши в виде двух полукруглых выступов “double bubble”. Кроме того, заказчик мог выбрать тип кузова – обычный, от кабриолета “Carrera”, или более широкий от версии “Turbo” (на фото), наделявший машину агрессивной внешностью. “911 Carrera Speedster” выпускался всего полгода. За это время было сделано 2.103 автомобиля.
Выпуском этой модели компания “Porsche” отметила завершение производства стандартного “911” в 964-м кузове. Очередная реинкарнация “Speedster” сохранила все характерные элементы моделей предыдущих серий, но в отличие от них предлагалась не только в стандартном, но и спортивном облегченном варианте “Clubsport”. Всего было построено 930 “Porsche 911 Carrera 2 Speedster”, и это не считая уникальных модификаций, подготовленных ателье “Porsche Exclusive”. В 1993 году оно выпустило 15 “Спидстеров” с более широким кузовом от версии “Turbo”, а в 1995 и 1998 годах немцы собрали по одному экземпляру “911 Carrera 3.6 Speedster” на основе нового, “993-го” поколения.
Краткая техническая характеристика “Porsche 911 Speedster” | |
Габаритные размеры | 444х185,2х123(128,4)* см |
Колесная база | 235 см |
Снаряженная масса | 1.540 кг |
Двигатель | 6-цил., 3.800 куб. см, оппозитный |
Мощность | 408 л.с. при 7.300 об/мин |
Крутящий момент | 420 Нм при 4.200-5.600 об/мин |
Коробка передач | 7-ст., робот. |
Тип привода | задний |
Максимальная скорость | 305 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 4,4 с |
Разгон 0-200 км/ч | 5 с |
Средний расход топлива | 10,3 л/100 км |
Запас топлива | 64 л |
*С закрытым тентом. |