Зачем изобретать велосипед, если его уже кто-то придумал? Так решили в Nissan – и вывели на рынок модель Terrano, практически идентичную супер-популярному Renault Duster
Впрочем, исходный «велосипед» - тоже не первоисточник! В Renault взяли за основу румынскую модель Dacia Duster. И вывели автомобиль на пик популярности? Да, но не везде. У нас французская модель расхватывается, как пирожки, а в Европе более известна румынская марка. Так, в частности, неожиданно удалось узнать, что на «Дастерах» от Dacia ездит полиция в Женеве. Уже под лейблом Renault модель Duster проникла за три моря и стала популярной в Индии. И именно здесь параллельно с ней начал продаваться ее японский клон – Nissan Terrano третьего поколения.
А ведь первая и вторая генерации Terrano были совершенно иными! Эти рамные внедорожники имели «честную» систему полного привода типа part-time. Многие российские автолюбители помнят их по временам перестройки – тогда на наших дорогах частенько встречались характерные машины с «отрицательно» наклоненной средней стойкой кузова. Большинство из них имело правый руль. Второе поколение, с более обтекаемыми кузовами, попадало на наш рынок в том числе и под именем Ford Maverick.
Да и вообще, автомобильная история знает немало примеров удачного «бейдж-инжиниринга»: выпуска практически идентичных моделей под разными брендами. До недавнего времени параллельно производились очень похожие коммерческие фургоны Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen LT. Сейчас немецкие партнеры «развелись», а французские Peugeot и Citroen остались партнерами и выпускают практически идентичные фургоны Boxer и Jumper. Мало того, в эту «семью» влился и итальянец – FIAT Ducato. Вся троица брендов представлена и среди минивэнов: Peugeot Expert, Citroen Jumpy и FIAT Scudo. Но подобная практика есть и в легковом сегменте. Так, известный нам Chevrolet Lacetti в некоторых странах продавался как Daewoo Lacetti (единичные экземпляры его я видел и на наших дорогах), в Китае он завоевал популярность под брендом Buick, а кое-где его продавали как Suzuki.
Интересно отметить, что подобное «клонирование» переживают, в основном, удачные модели, завоевавшие популярность в первоначальном своем варианте. И выпуск «клонов» следует понимать не как попытки примазаться к популярности, а как желание «продолжить род», сохранить «удачные гены». Я бы даже сказал – «гены удачи».
Понятно, что одной смены эмблемы на решетке радиатора было бы недостаточно. Вряд ли кто-то из современных молодых людей стал бы покупать «яблочный» смартфон, на котором эмблема в виде яблока была бы надкушена с другой стороны или заменена грушей. Нужна собственная, оригинальная идея, так сказать, «изюминка». В случае с Nissan Terrano ею стало оформление передка автомобиля. Поставьте его рядом с «Дастером» и посмотрите в «лицо» двум моделям. Если не знать, что они родственники, поверить в это будет сложно. И мне лично больше нравится японский вариант, имеющий более строгое, серьезное выражение. Если Duster чем-то смахивает на багги, то Terrano – на своих более серьезных родственников - внедорожники Pathfinder и Patrol предыдущих поколений.
Сходство, разумеется, только внешнее, потому что всю техническую «начинку» новый Terrano заимствовал у французской модели. Те же двигатели, те же трансмиссии. Нет, передок – не единственное его отличие. У «японца» другие задние фонари (тоже, на мой взгляд, более симпатичные). А в салоне появилась знакомая по Nissan Qashqai мультимедиасистема Nissan Connect (разумеется, в дорогих комплектациях). Боковые дефлекторы системы вентиляции и отопления получили хромированные ободки, а центральные и вовсе из круглых стали прямоугольными. И открытая емкость для мелочей над ними приобрела крышечку. И рулевое колесо получило две вставки под хром и эмблему Nissan. И внутренние ручки дверей стали хромированными. Вот и все.
Получается, что и рассказать-то о новинке практически нечего. А сколько было «промоушена», сколько разговоров о том, что Terrano станет своеобразным «люксовым» «Дастером», с более интересной и качественной отделкой интерьера… Да пусть бы и так, но ведь материалы и основные элементы здесь остались прежними. Те же сиденья со «старинным» (пружинным) механизмом регулировки по высоте, тот же «джойстик» электрорегулировки зеркал, крайне неудобно расположенный под рычагом стояночного тормоза, а главное – прежними остались «мелкие» наружные зеркала. Причем, здесь они почему-то кажутся особенно маленькими, даже по сравнению с «Дастером». Часть изображения в правом зеркале так же, как на исходной модели, «съедается» рамкой двери – ну хоть это инженеры могли исправить?
Мультимедиасистема Nissan Connect – это, конечно, хорошо. Судя по всему, японцы наштамповали этих устройств от души, видимо, посчитав, что первая модель, на которой данная система появилась (Nissan Qashqai), будет выпускаться еще более массовыми тиражами. Теперь данное устройство «перекочевало» в Terrano и Almera, также рискну предположить, что оно же обнаружится в новом седане Sentra. Сама по себе система неплохая. Удобно пользоваться настройками радио, есть вход USB, а главное – навигационная система с хорошей графикой и внятными и своевременными голосовыми подсказками. Так случилось, что, едва получив тестовую машину, я сразу направился по незнакомому адресу – и благодаря «ниссановской» навигации оказался на месте значительно раньше, чем предполагал.
Но вот вопрос: а нельзя ли было перенести в Terrano немного больше элементов из снятого с производства первого «Кашкая»? Ту же панель приборов с белой оцифровкой, тот же бортовой компьютер… Честно говоря, я перенес бы в новинку вообще все «кашкаевское» торпедо, если бы размеры салонов совпадали, а они наверняка очень близки. И тогда Terrano действительно стал бы люксовым вариантом «Дастера».
Увы, мы имеем то, что имеем… И поначалу я был разочарован новым знакомством, как молодой человек на Московском автосалоне, который, забравшись в салон Terrano, вопрошал буквально каждого проходившего мимо посетителя: ну и где тут отличия от «Дастера», за что платить больше?
Что ж, я предлагаю абстрагироваться от нового названия и просто еще раз протестировать знакомую модель, сделав акцент на тех моментах, которым было уделено мало внимания в ходе предыдущих тестов.
Как и Renault Duster, новый Nissan Terrano предлагается на нашем рынке в комплектациях Comfort, Elegance, Elegance Plus и Tekna с разными двигателями, коробками передач и типами привода. У нас на тесте – переднеприводная модификация Tekna с 2,0-литровым бензиновым агрегатом мощностью 135 л. с. и четырехдиапазонным «автоматом».
Это самая лучшая по оснащению комплектация автомобиля. В нее входит, помимо мультимедийной системы Nissan Connect, еще и камера заднего вида. Изображение она дает неяркое, но при таких мелких штатных зеркалах здорово помогает при парковке. Вообще, автомобиль обладает завидной маневренностью для города: минимальный диаметр разворота у него составляет 10,4 м. Руль с гидроусилителем слегка «тяжеловат» в любом режиме движения, но ощущать усилие на нем приятнее, чем крутить совершенно «невесомые» баранки, встречающиеся в том числе и на более дорогих автомобилях. От упора до упора руль на Terrano совершает примерно 3 ¼ оборота.
Если маневрировать в городе легко, то экономить топливо значительно труднее. В «пробочном» режиме расход достиг 16 л на «сотню» - прямо скажем, многовато! Минимум, достигнутый на трассе, - 10,7 л. Вот это уже значительно лучше. Кстати, о типе применяемого топлива. Terrano бывает только бензиновым, хотя под капотом нашлась наклейка, призывающая водителя быть острожным при обращении с дизельным топливом. Вероятно, такое же предупреждение есть и в моторном отсеке «Дастера», у которого есть модификация с полуторалитровым дизелем. Каким бензином заправлять Terrano? Да фактически любым. Если в спецификации автомобиля указан 95-й, то кратковременно можно использовать и 92-й, и 98-й. А если указан 92-й, то на время можно залить 95-й или 80-й.
При наличии «автомата» труднее чувствовать двигатель – «механика» в этом плане дает больше возможностей. Ведь «автомат» в подавляющем большинстве случаев настраивается на обеспечение большей экономичности автомобиля (а значит – неизбежно – худшей динамики). Едва покажется, что мотор, наконец, «раскрутился» и «подхватил», как коробка перескакивает на более высокую передачу, и «крутящий момент» оказывается упущенным.
История модели Terrano началась в 1986 году. В США этот автомобиль продавался под названием Pathfinder. Сначала выпускались только трехдверные автомобили, в 1990-м появились пятидверные, той же длины. Колесные формулы – 4х2 или 4х4 с двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым задним дифференциалом. Кузов имел рамную конструкцию. Двигатели – бензиновые (2,4 л, 103 л. с. либо 3,0 л, 130-148 л. с.), а также 2,7-литровый турбодизель (99 л. с.). Коробки передач – пятиступенчатая «механика» или четыредиапазонный «автомат». В 1993 году была представлена модель Terrano II - совместная разработка концернов Ford и Nissan (выпускалась также под названием Ford Maverick). На некоторых рынках эта модель носила название Mistral. Новый дизайн, большая площадь остекления и высокая проходимость помогли модели достичь большой популярности. Второе поколение Terrano выпускалось до 2004 года, а в 2005-м его преемником стал первый «всемирный» Nissan Pathfinder.
Правда, современные «автоматы», как правило, быстро адаптируются к стилю вождения, и если интенсивнее прожимать педаль «газа», то коробка будет переключаться позже, позволяя двигателю набрать обороты. К тому же есть функция «кик-даун», когда при резком увеличении подачи топлива коробка «сбрасывает» одну или даже две ступени. Ну и, наконец, у современных «автоматов» все чаще появляется режим ручного выбора передач. Есть он и у «автомата» «Дастера»-«Террано».
Во время теста «Дастера» автоматическая коробка передач задала мне множество вопросов. То при плавном нажатии на педаль «газа» автомобиль устремлялся вперед резво и уверенно, то, напротив, при резком нажатии слегка «проваливал». Переключения происходили плавно, почти незаметно, но при каких оборотах они происходили, отследить никак не удавалось.
Коробка «Ниссана» вела себя гораздо более однозначно. Так, удалось выяснить, что она, конечно, тоже «адаптивная», но ей «знакомы» всего два характера водителей. Первый – флегматичный. Для спокойного водителя «автомат» будет переходить на следующую, более высокую ступень по достижении двигателем примерно 2500 об/мин. Прямо скажем, какой уж тут разгон… одна экономия топлива, да и только. Второй вариант характера более напористый: если давить на «гашетку» интенсивнее, коробка будет переключаться при 4000-4500 об/мин. И разгон будет не в пример лучше! До «сотни» Terrano разгоняется чуть дольше 11 секунд, что соответствует заявленным динамическим характеристикам.
Правда, выше 4000 об/мин «крутить» двигатель не стоит: шум будет нарастать, а динамика – нет. Оптимальный момент переключения – при 3500-3700 об/мин. Выбрать его несложно, используя ручной режим «автомата». Для этого толкаем селектор из положения D к себе. У Terrano, как и у «Дастера», положения селектора не совпадают с символами на тоннеле пола, и это может сбить с толку начинающего водителя. Жаль, что японцы не поработали над этим недостатком.
В ручном режиме автомобиль становится по-настоящему активным. Естественно, в основном на второй и третьей передачах. Первая здесь, как и у «механики», короткая, практически «понижайка», четвертая – уже повышающая. А вторая и третья – то, что надо для городских условий. На третьей передаче Terrano разгоняется с 60 до 80 км/ч примерно за 6 секунд, на четвертой это время увеличивается почти вдвое. Перекрутить мотор в ручном режиме «умная» коробка не даст: как только обороты достигнут вершины (красной зоны), она перейдет на более высокую ступень. А при сбросе «газа» постепенно вернется к первой передаче. Помнится, в прошлом году Duster мог и при остановке не сбросить вторую. На Terrano подобного не случалось ни разу.
Теперь о «кик-дауне». Казалось бы, все просто: нажал на педаль «газа» поинтенсивнее, и коробка перейдет на ступень ниже. Ан не всегда! Набираем 100 км/ч, давим на «газ», и… никакого «кик-дауна». Нет его на скоростях за сотню, не надейтесь. Terrano, как и Duster, далеко не болид «Королевских гонок». Нет, он не разочарует вас, то есть, продолжит заметно набирать скорость, но плавно. Поэтому на рискованные обгоны при скорости 120 км/ч я бы не рассчитывал. Только на безопасные, при отсутствии «встречки» в пределах видимости. Потому что «встречка» может оказаться намного более динамичной.
При скоростях же 70-80-90 км/ч и 3000 об/мин «террановская» коробка охотно перескакивает с четвертой ступени на третью, и автомобиль получает заметный импульс. Пробую разогнаться на четвертой с 80 до 120 км/ч – не выходит, «автоматом» включается третья. Немного не дожимаю педаль «газа» до пола – что будет теперь? «Кик-дауна» не происходит, а разгон до 120 растягивается до 22-х немыслимых секунд. Много… Включаю третью и повторяю упражнение. Результат – 11 секунд, отлично! Так что ручной выбор передач у четырехдиапазонного «автомата» очень даже оправдан.
Год назад испытания «Дастера» выпали на дождливую и слякотную погоду. Terrano повезло больше: он «отхватил» дни самой настоящей золотой осени. Синее безоблачное небо, ослепительно-желтые березы в подмосковном лесу… Все бы хорошо, но… нет «экстрима», грязи, в которой «автоматический» моноприводный Duster год назад показал себя очень неплохо. «Автомат» позволял ему тянуть на минимальной скорости, имитируя понижающую передачу.
«Ниссану» пришлось довольствоваться укатанными грунтовыми дорожками, на которых он продемонстрировал практически полную непробиваемость подвески и преимущества завидного дорожного просвета. Для переднеприводной версии он заявлен на уровне 205 мм, однако мне удалось намерить всего 190 мм. Нижней точкой оказалось «продолжение» защитного листа под моторным отсеком. Сама защита выполнена из стального листа, но, прямо скажем, не слишком толстого. Последствия несильного удара о кочку она предотвратит, а вот от «встречи» с большим камнем может и прогнуться.
Декоративно-защитные пороги кузова не ухудшают проходимость, так как расположены высоко над землей – в 310 мм у заднего колеса и в 260 мм у переднего. Кузов автомобиля в профиль вообще кажется наклоненным вперед, и это впечатление усиливается большим просветом между задним колесом и аркой. Конечно, если Terrano будет загружен (а загрузить его можно неплохо, номинальный объем багажника составляет 475 л, а при сложенных задних сиденьях достигает 1636 л.), этот просвет уменьшится.
Каков же ход подвески у этого автомобиля? В лесу, поблизости от места съемки, обнаруживается глубокая канава, устанавливаю на ней Terrano по диагонали и вывешиваю заднее левое колесо. Причем, вывешиваю существенно – оно оторвалось от земли примерно на 26 сантиметров. Автомобиль тут же «присел» на правое переднее колесо. Выхожу и пробую открыть по очереди все двери – они открываются легко, иными словами, кузов не перекосился, продемонстрировав хорошую жесткость. Правда, при заезде в канаву, да и в дальнейшем, при движении по лесным и полевым буеракам, дверь багажника частенько поскрипывала.
Так что же с ходом подвески? Заднее левое колесо висит в воздухе, и просвет между ним и аркой кузова увеличился. На сколько? Замеряю по амортизатору, сначала на висящем автомобиле, затем – на стоящем на сравнительно ровной площадке. Результат – всего-то пять сантиметров. Не так уж и много. И это предупреждение владельцам переднеприводных версий (у полноприводных ход подвески, скорее всего, другой): будьте осторожны с диагональным вывешиванием, на вашем автомобиле достичь его легко, а справиться с ним не всегда просто. Особенно, если погода и местность будут не такими благоприятными, как в моем случае.
Небольшой участок «грязи» на полевой дороге я все-таки обнаруживаю – но он настолько мал, что Terrano не помещается в него целиком ни по длине, ни по ширине. Тем не менее, здесь наглядно проявляет себя ABS: при резком торможении, когда одно из колес оказывается на раскисшей глине, а парное ему – на сухой, автомобиль останавливается строго на прямой. Увода в сторону замечено не было. Зато при трогании с места на панели приборов начинал мигать символ срабатывающей системы ESP. Но «грязевой» участок был слишком мал, чтобы проверить ее работу в полном объеме, а другого подобного не нашлось на всем обширном поле.
Основное внешнее отличие Nissan Terrano от Renault Duster – оформление передка автомобиля. Также у «японца» другие задние фонари. А в салоне появилась знакомая по Nissan Qashqai мультимедиасистема Nissan Connect (разумеется, в дорогих комплектациях), боковые дефлекторы системы вентиляции и отопления получили хромированные ободки, а центральные из круглых стали прямоугольными. Открытая емкость для мелочей над ними приобрела крышечку, рулевое колесо получило две вставки под хром и эмблему Nissan, а внутренние ручки дверей стали хромированными. В техническом плане автомобили идентичны.
Ладно, проведем тест на пустой придорожной площадке длиной около 50 м. Когда-то она была заасфальтирована, но покрытие давно разрушилось, а остатки его скрылись под многолетним слоем песка и пыли. Разгоняюсь и под «газом» бросаю автомобиль в резкий поворот. Похоже, он получился недостаточно резким – система не сработала. Увеличиваю скорость, насколько возможно на таком коротком участке и еще резче толкаю руль в сторону поворота. Символ ESP мигнул едва-едва. Еще резче? Пожалуйста! И опять едва заметное мигание желтого «автомобильчика». А где же характерный «стрекот», где «придушивание» двигателя? Площадка в клубах пыли от моих маневров, с дороги на меня поглядывают удивленные водители проезжающих автомобилей, а я кручу уже не круги, а «восьмерки», пытаясь заставить систему компенсировать курсовую неустойчивость. Вот уже и «корма» Terrano «поплыла», а ничего не происходит…
Видимо, работу этой системы надо будет проверить дополнительно – зимой. Наверняка на скользком покрытии работа ее будет более заметна. Интересно отметить, что принудительного отключения этой системы не предусмотрено, то есть, она, по идее, должна работать всегда. А пока я узнал только, как определить наличие данной системы на автомобиле, если по какой-то причине неизвестна его спецификация (вообще на Terrano ESP не устанавливается только на переднеприводную модификацию с 1,6-литровым двигателем и «механикой»). Каждый раз после пуска двигателя при трогании с места из-под капота доносится характерное постукивание – кратковременное, в течение одной-двух секунд. Такой звук нетрудно принять за неисправность…
Возвращая автомобиль в пресс-парк Nissan по окончании теста, я так и не ответил для себя на вопрос, стоит ли из двух «братьев» выбирать более дорогого, но несколько более симпатичного внешне. С одной стороны, японский вариант выглядит более выигрышно: передок у него получился мужественным, даже брутальным. Есть полезные «фишки» в оснащении – но в целом отличий от «Дастера» у него настолько мало, что невольно задаешься вопросом: тянут ли эти отличия на доплату примерно в 100 тысяч рублей?
Сейчас французский кроссовер предлагается в 19 вариантах комплектации (!!) по цене от 492 тысяч до 804 тысяч рублей. При этом, благодаря программе утилизации, а также финансовому спецпредложению Renault Credit, скидка на автомобиль, в зависимости от версии, может составлять от 92 до 113 тысяч рублей. Иначе говоря, «минимальный» «Дастер» может обойтись всего в 400 тысяч рублей!
Цены на Nissan Terrano начинаются с 677 тысяч рублей за комплектацию Comfort с 1,6-литровым двигателем мощностью 102 л. с., механической пятиступенчатой коробкой передач и передним приводом. Максимальная же версия Tekna с двухлитровым 135-сильным мотором, шестиступенчатой «механикой» и полным приводом обойдется в 882 тысячи рублей (комплектация, побывавшая у нас на тесте, с таким же двигателем, но с четырехдиапазонным «автоматом» и передним приводом, стоит 875 тысяч рублей). Ценовая разница с «Дастером» более чем существенная! Мне кажется, рынок сделает выбор в пользу более дешевой модели. Но если в «Ниссане» появятся новые, более привлекательные «фишки» (например, иная панель приборов, более функциональный бортовой компьютер, наружные зеркала большего размера), чаша весов может со временем склониться и в его сторону.
Между прочим, у Дастера с ЕСП эта системка тоже странно срабатывает. Мигание лампочки есть, но потеря курсовой устойчивости сохраняется. Надо еще дальше закручивать? А боязно, вдруг она вааще не сработает. Ждем зимнего теста.
Ответить