Мерседесовцы подарили миру много неординарных автомобилей, совмещающих в себе сразу несколько типов кузовов. Десять лет назад они представили первый для того времени купе-кабриолет. Далее был А-класс малолитражка с минивэновским по форме кузовом. В прошлом году дебютировал “CLS”, который маркетологи из Штутгарта преподносят как единственное в своем роде четырехдверное купе. Наконец, только что мерседесовцы представили новый R-класс. Модель, в которой сочетаются черты внедорожника, минивэна и представительской машины. Три в одном. Ни один автопроизводитель прежде ничего подобного не предлагал. Познакомиться с новинкой предстояло в богатой и предельно насыщенной самыми последними “Мерседесами” Швейцарии.
ПЕРЕД тестом нового автомобиля я стараюсь прокатиться на его предшественнике. Чтобы иметь представление об управляемости, работе подвески, внешнем и внутреннем оформлении и прочих нюансах. А потом сравнить, насколько дебютант лучше предтечи. С “MercedesBenz” R-класса традицию пришлось нарушить ведь прежде немцы ничего подобного не предлагали.
Итак, едва выйдя из аэропорта Цюриха и вдохнув чистейшего альпийского воздуха, я заметил пестрый караван ожидавших наc R-классов.
Среди коллег сразу началась настоящая дискуссия.
- Минивэн? сказал один из них. Смотри, какой длинный кузов. К тому же здесь три ряда кресел. Верный признак минивэна.
- А мне кажется, в R-классе есть что-то джиповское, возразил другой. Ведь еще до теста было известно, что этот “Мерс” построят на удлиненной платформе нового внедорожника М-класса. Вон решетки радиатора как похожи. Да и глянь, какой здесь солидный дорожный просвет. От бампера до земли целая пропасть. Точно говорю джип. Только очень длинный.
- Разве у внедорожников и минивэнов бывает такой поджарый стремительный кузов? высказал свое мнение третий коллега. Судя по силуэту, перед нами обычный легковой универсал с высокой линией крыши.
Каждый из спорщиков был по-своему прав. Действительно, новый R-класс находится на стыке сразу нескольких жанров. В нем есть гены и минивэнов, и внедорожников, и легковых универсалов. Мерседесовцы даже придумали собственное название этому необычному типу машин “Grand Sport Tourer”. Большой спортивно-туристический автомобиль.
То, что он большой, видно с первого взгляда. А насчет “спортивно-туристического” нам предстояло проверить на пригородных трассах Цюриха.
- R-КЛАССЫ, на которых вам предстоит сегодня ездить, не предназначены для продажи в Европе. Они привезены из Америки, чтобы вы могли составить общее впечатление об этой машине, предупредил нас представитель штутгартской компании.
По качеству сборки и отделки интерьера R-класс сопоставим с представительскими моделями.
- У них заокеанские настройки шасси и рулевого управления. Модификации, предназначенные для европейского рынка, получат совершенно иные регулировки.
- А больше никаких отличий нет?
- В Америке будет продаваться R-класс с увеличенной колесной базой. Длина такого автомобиля достигает 515,7 см уровень представительских седанов. За океаном любят огромные машины. А вот европейским клиентам мы будем предлагать R-класс покороче, длиной 492,2 см. Этот показатель уже ближе к универсалам бизнес-класса. Как показали наши исследования, такой размер для Старого Света оптимален.
Для начала я решил прокатиться на модификации “R350”, снабженной базовым бензиновым V6. Как оказалось, мощности 272 л.с. вполне достаточно для довольно увесистого дебютанта. Стоило прижать акселератор, как мой серебристый R-класс с энтузиазмом принимался ускоряться. Уже через 8,4 секунды после старта стрелка спидометра пересекла отметку 100 км/ч.
Хорошая динамика заслуга не только мощного мотора, но и суперсовременного семискоростного “автомата” (стандартное оборудование). Казалось, он предугадывал все мои желания и всякий раз подтыкал необходимую передачу. Когда надо было резко ускориться с ходу, коробка могла перейти сразу на три передачи вниз, тем самым мгновенно выводя двигатель на требуемый для максимально быстрого разгона режим.
Кстати, традиционного селектора “автомата” R-класс не имеет. Его роль выполняет подрулевой переключатель вроде тех, которыми обычно управляются “дворники”. Качнул его пальцем вниз включился режим “Drive”, вверх задействуется задняя передача. Надо оставить машину на стоянке? Нажал кнопку “Parking” на торце рычажка и готово. Очень удобный алгоритм. Запутаться невозможно.
Отказ от рулевого рычажка, а также от “ручника” (у “Мерседесов” его роль традиционно выполняет “ножник”) делает и без того залоподобный салон еще более просторным. Могу смело утверждать, что в R-классе не будет тесно людям любой комплекции. Даже команде борцов сумо. Как уже говорилось, у дебютанта три ряда сидений. В каждом по два очень удобных раздельных кресла. Такая схема гарантирует пассажирам максимальный комфорт. Особо уютно я себя чувствовал на сиденьях второго ряда. Здесь просторнее всего. По запасу пространства для ног R-класс, как мне показалось, превзошел даже удлиненный представительский S-класс. Кстати, к каждому сиденью подведен пульт управления микроклиматом пассажиры могут менять вокруг себя погоду по собственному усмотрению. При желании кресла второго и третьего рядов можно сложить. Вся процедура занимает считаные секунды. В результате получается абсолютно ровная площадка, на которой запросто поместится, скажем, только что купленный офисный стол.
По роскоши R-класс не уступит представительскому S-классу. Здесь и обшитый кожей руль, и полный набор электроприводов, и очень удобная по алгоритмам система управления сервисными функциями “Comand”, и стильная приборная доска, в которой каждая шкала имеет свой козырек. Салон может отделываться одним из трех сортов дерева или панелями “под карбон”. Стоит ли говорить, что качество сборки и подгонки деталей интерьера отвечает самым высочайшим требованиям. “Мерседес” как-никак.
Пассажиры третьего ряда не обделены простором и комфортом.
Тем временем маршрут вывел меня на вьющийся серпантин. И вот тут я немного пожалел об американских настройках моего R-класса. Чересчур податливый руль не давал точной картины происходящего с передними колесами. В виражах приходилось держать ухо востро. Машина ощутимо кренилась. Стоило побыстрей въехать в поворот, как мой пыл тут же усмиряла заблаговременно срабатывающая противозаносная система. Впрочем, даже если бы я и отключил ESP, до сноса с траектории дело наверняка не дошло бы. Ведь R-класс серийно снабжается постоянным полным приводом, который значительно улучшает устойчивость в виражах. Думается, даже на скользких, припорошенных снегом трассах этот “Мерседес” надежен и безопасен, как джип М-класса.
Навигатор не работал. Система была “привязана” к Штатам, поэтому Европу не “видела”. Приходилось ориентироваться по старинке используя карту-легенду. В одном из городков я заплутал. Пока на парковке разбирался с маршрутом, машину окружила ватага местных жителей. “R350” был им явно интересен. Многие, цокая языками, интересовались насчет возможности покупки. Приходилось остужать их пыл, говоря, что на европейском рынке R-класс появится лишь в начале следующего года. Когда речь зашла о цене, конкретных цифр я им назвать не смог. На пресс-конференции мерседесовцы заявили, что стоимость новинки будет сопоставима с деньгами, которые надо отдать за аналогично укомплектованный полноприводный универсал Е-класса.
Благополучно добравшись до мерседесовского пресс-центра, я попросил ключи от флагманской модификации “R500”.
Благодаря полному приводу и регулируемому шасси модель запросто справляется с легким бездорожьем.
“ПЯТИСОТЫЙ” был оснащен, что называется, под завязку. Адаптивные биксеноновые фары, меняющие направление освещения вслед за поворотом руля. Мультиконтурные кресла, способные варьировать степень боковой поддержки в зависимости от условий движения. Встроенный DVD-плейер, картинка с которого транслируется на два цветных монитора, инсталлированных в заднюю часть подголовников кресел первого ряда.
Кроме того, “R500” мог похвастать более обширным перечнем повышающего безопасность оборудования. Так, здесь были установлены сиденья с системой активных подголовников “Neck Pro”. Они автоматически придвигаются к затылку при наезде сзади, уберегая седоков от травм шейных позвонков. Это устройство в арсенале компании из Штутгарта прежде применялось только на модели “CLK”. Еще одна интересная система “Pre-Safe” дала о себе знать, когда я перебрал со скоростью в повороте, в результате чего сработало антизаносное устройство ESP. Тут же машина автоматически подготовилась к возможной аварии: закрыла боковые окна и люк, перевела спинку кресла пассажира в вертикальное положение. Все эти действия системы “Pre-Safe” позволяют снизить вероятность получения увечий в результате потенциального ДТП.
Выбранный мною “R500” был снабжен пневматической подвеской “Airmatic”. Благодаря ей существенно улучшилась плавность хода. Даже когда я проезжал по засыпанной гравием дороге, комфорт оставался высоким. А вот к движению в высоком темпе пневмошасси первоначально показалось мне не очень приспособленным. И все из-за сильно кренящегося в поворотах кузова, а также чересчур легкого руля. Казалось, что подвеска немного не согласована с могучей тягой пятилитрового 306-сильного V8, способного резко ускорить машину даже при 150 км/ч.
Как позднее выяснилось, суперплавный ход объяснялся тем, что я ехал в режиме “Comfort”. После нажатия клавиши “Sport” на центральной консоли повадки “R500” изменились кардинально. Уменьшились крены в виражах, более жестким стало рулевое управление. Словом, шасси обрело полную гармонию с могучим мотором.
Кстати, как только вы превысили 120 км/ч, пневмоподвеска автоматически меняет клиренс со стандартных 17 см (больше, чем у среднестатистической легковой машины) до 15. Тем самым улучшаются аэродинамика и устойчивость автомобиля. Да и расход топлива сокращается. Стоит сбросить скорость, и кузов R-класса вернется в прежнее положение.
С любым из предлагаемых двигателей R-класс способен ездить быстрее 200 км/ч.
В том случае, если надо преодолеть участок легкого бездорожья, водитель опять же, нажав кнопку, может довести дорожный просвет до вполне джиповских 22 см. Мне эта функция пригодилась, когда пришлось разворачиваться на лесной просеке. Ловко перемахнув через лежащее в траве бревнышко, “R500” как ни в чем не бывало покатил дальше. На обычном легковом автомобиле я на подобный трюк не отважился бы наверняка зацепился бы бампером или порогом за какую-нибудь корягу. Обычному же горожанину способность машины к увеличению клиренса может понадобиться в случае, если, скажем, надо въехать на бордюр.
Впрочем, на серьезное бездорожье за рулем R-класса соваться не стоит. Несмотря на полный привод и приличный клиренс, это отнюдь не джип. Обыкновенная шоссейная резина, длинный передний свес, хрупкие легковые подвески не позволяют его считать таковым. Я бы сказал, что у этого “Мерседеса” просто есть некоторые вездеходные задатки. Ни больше ни меньше.
Кого может заинтересовать R-класс? Безусловно, он часто будет приобретаться как корпоративный автомобиль в парки богатых компаний. Престижные, солидные и, что немаловажно, вместительные машины таких заказчиков интересовали всегда. Ожидается, что к дебютанту проявят внимание и богатые семейные люди, которым нужен большой, комфортабельный полноприводный автомобиль. Уверен, R-класс полностью оправдает их ожидания.
Краткая техническая характеристика “Mercedes-Benz” R-класса | ||
“R350” | “R500” | |
Габаритные размеры, см | 515,7х192,2х165,6 | |
Снаряженная масса, кг | 2.205 | 2.240 |
Двигатель | V6, 3,5 л при 6.000 об/мин | V8, 5 л при 5.600 об/мин |
Мощность | 272 л.с. | 306 л.с. |
Крутящий момент | 350 Нм при 2.400-5.000 об/мин | 460 Нм при 2.700-4.750 об/мин |
Максимальная скорость, км/ч | 230 | 245 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 8,4 | 7 |
Средний расход топлива, л/100 км | 11,5 | 13,3 |
Запас топлива, л | 80 |