Итальянский компакт Fiat Punto из породы автомобилей, способных поднять настроение и стать верным помощником жителя мегаполиса.
Компактный хэтчбек Punto – одна из двух легковых моделей Fiat, с которыми итальянцы планируют упрочить позиции на российском рынке и даже более того – совершить прорыв, которого не смог добиться предыдущий дистрибьютор, продвигавший у нас автомобили из Турина вплоть до конца 2011 г. Теперь, когда официальным импортером продукции Fiat стала компания “Крайслер Рус”, перспективы модели кажутся более радужными. Тем более что в России начались продажи модернизированного компакта – с подретушированным дизайном от ателье ItalDesign и оптимизированной электронной начинкой.
Хотя Punto не причислишь к имиджевым компактам – таким, например, как родственная модель Fiat 500, с которой герой нашего теста возвращается на наш рынок дуэтом, – его внешность артистична. С тыла хэтчбек напоминает вышеупомянутый “Чинквеченто”, а анфас – фасады люксовых автомобилей Maserati с их каплевидными фарами и характерным изгибом капота. Салон, создававшийся собственной дизайнерской командой Fiat, не столь экспрессивен, как экстерьер. Скажем, хотелось бы видеть в Punto более затейливую рукоять рычага механической коробки передач и более изящную панель инструментов. Но ярких решений все же хватает. К примеру, миниатюрные кнопки центральной консоли используют дизайнерский язык, примененный в Fiat 500, причем эти прямоугольнички вполне эргономичны – их легко нащупать и удобно нажимать.
Однако в целом с эргономикой не все идеально. Так, рулевое колесо хэтчбека регулируется лишь по углу наклона, внешние зеркала маловаты – они являются заложниками яркого дизайна, а клавиши, активизирующие обогрев сидений, спрятались под центральным подлокотником, и добираться до них не слишком удобно. Зато можно сделать комплимент креслам – у них отменная боковая поддержка и солидный набор регулировок. Фактурный руль с выпуклыми приливами под хват намекает (и не зря) на спортивный потенциал. Оставляет хорошее впечатление также мягкий отделочный пластик на нижней части передней панели – по-итальянски нестандартно, ведь обычно компоновщики “смягчают” только ее верх.
Рослым задним пассажирам Punto придется мириться с дефицитом свободного места в районе коленей, зато над головой пространства предостаточно – спасибо правильному углу наклона задних стоек, котрые не давят на затылки седоков, как в иных ультрамодных компактах. Вполне достаточно места и в багажном отделении – пару среднеразмерных чемоданов вполне можно взять на борт.
О том, что Punto ориентирован на эксплуатацию главным образом в мегаполисе, прозрачно намекают хороший обзор с водительского места и соответствующая индикация City на дисплее центральной консоли. Если утопить кнопку с изображением рулевого колеса, последнее получит городские настройки – “баранка” станет легковесной и расслабленной. При деактивации “городского” режима она, напротив, нальется тяжестью и, что принципиально, информативность рулевого управления, снабженного электроусилителем, останется на высоте.
Еще одна примета “жителя” мегаполиса – энергосберегающая система “стоп-старт”, заглушающая двигатель при остановках. Эта инновация действительно помогает снизить расход бензина при езде в пробках (в нашем случае на уровне примерно 1 л/100 км), однако алгоритм работы системы не доведен до ума. Задержка перед включением двигателя после нажатия на педаль акселератора велика – настолько, что можно разозлить излишне нервных соседей по потоку.
А вот альянс 1,4-литрового 105-сильного мотора, которым был оснащен тестовый автомобиль, и 6-ступенчатой “механики” достоин похвалы. Бензиновый “атмосферник” семейства MultiAir любит повышенные обороты, но не скисает и на “низах”. И все-таки если удерживать стрелку тахометра в районе 5000 об/мин, то ехать на Punto куда интереснее, чем в расслабленном темпе. В таком режиме по умолчанию тихий мотор начинает подавать голос, порыкивая на манер двигателей спорткаров. На мой взгляд, у педали акселератора великоват свободный ход, но куда важнее, что правая педаль не задемпфирована (читай: остро реагирует на “газ”). В довершение всего 105-сильный двигатель достаточно эластичен – прощает ошибки с выбором передачи.
Нет претензий и к четкости переключений 6-ступенчатой “механики”. Орудовать рычагом такой коробки куда приятнее, чем находить общий язык с дерганой роботизированной трансмиссией, с которой нам довелось свести знакомство в ходе летнего теста моделей Fiat Punto и Fiat 500 в Италии.
Настройки ходовой части Punto отлично соответствуют российским реалиям. Подвеска проглатывает неровности разного калибра и отличается при этом хорошей энергоемкостью: этому “итальянцу” не страшны ни ямы, ни “лежачие полицейские”, сбавлять скорость до минимума при преодолении таких препятствий не нужно. Оборотная сторона таких настроек – заметные крены в поворотах и при переставках, однако боковая раскачка, хоть и ощутима, не доставляет дискомфорта. Даже напротив – она подчеркивает общий настрой на спокойствие и комфорт, свойственные итальянской машине. Существенно также, что компакт стабилен на скоростной прямой. На МКАДе хэтчбек почти не реагировал на колейность, несмотря на то, что был оснащен 16-дюймовыми колесами с низкопрофильными шинами.
Тормозная динамика хэтчбека также хороша. Как и педаль акселератора, педаль тормоза имеет довольно большой свободный ход, но к такой настройке быстро привыкаешь и даже находишь ее комфортной. Жаль, что в стандартное оснащение Punto не включена фирменная система стабилизации, но ABS входит в “базу” всех модификаций.
Обладателем начальной модификации “пятидверки” Punto можно стать, заплатив 555 000 рублей. За эти деньги вам предложат машину с 1,4-литровым 77-сильным бензиновым мотором и 5-ступенчатой “механикой”. По умолчанию будут доступны такие важные элементы, как фронтальные подушки безопасности, обширный диапазон регулировок водительского кресла (в частности, по высоте), кондиционер и MP3-магнитола. Машина, побывавшая у нас на тесте, стоит 665 000 рублей. Речь идет о топовой комплектации Lounge, включающей дополнительные подушки безопасности, легкосплавные 16-дюймовые колесные диски, штатный аэродинамический “обвес” (пороги и задний спойлер) и еще целый ряд полезных мелочей. Словом, предложение столь же привлекательное.
Почему еще стоит выбрать итальянские технологии и дизайн? Потому что, покупая Punto, вы получаете и щедрую порцию итальянского менталитета. Внешность этого “малыша” никак не назовешь скучной, а езду пресной. Нет также следов экономии на материалах отделки и опциях. За несколько дней эксплуатации этого автомобиля в Москве я испытал исключительно положительные эмоции, при этом ни разу не посетовал на дефицит тяги или обделенность решениями, отвечающими за комфорт. Словом, Fiat Punto несет в себе солидный заряд энергетики и оптимизма, столь необходимый уставшим от забот жителям мегаполиса.
При разработке модели Punto одним из высших приоритетов являлась безопасность. ABS (антиблокировочная система) – стандарт для всех модификаций хэтчбека. Она представлена в сочетании с EBD (электронной системой распределения тормозного усилия). Электронная система стабилизации ESP, в свою очередь, действует в сочетании с системами ASR/MSR (предотвращают проскальзывание передних колес при резком ускорении или торможении двигателем), HBA (система помощи при экстренном торможении) и системой Hill Holder, препятствующей скатыванию автомобиля при начале движения на подъеме. Система пассивной безопасности состоит из подушек с двойной степенью раскрытия, опционных боковых и оконных шторок безопасности, активных подголовников передних сидений и ремней безопасности с преднатяжителями и ограничителями усилия натяжения. Чтобы обезопасить маленьких пассажиров, задние сиденья оснащены системой Isofix, обеспечивающей надежное крепление детского кресла.
Технические характеристики Fiat Punto 1.4 | |
---|---|
Габариты, мм | 4030х1687х1490 |
Колесная база, мм | 2510 |
Колея спереди/сзади, мм | 1473/1466 |
Диаметр разворота, м | 10,0 |
Клиренс, мм | 150 |
Объем багажника, л | 270 |
Снаряженная масса, кг | 1075 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1368 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 105/6500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 130/4000 |
Привод | Передний |
Трансмиссия | механическая 6-ступенчатая |
Макс. скорость, км/ч | 185 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,8 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 5,7 |
Объем бака, л | 45 |