“Итальянец” Fiat Linea пошел по стопам легендарной 124-й модели, начав ассимилироваться в России. Горячий южный темперамент автомобиля с Апеннинского полуострова проявился на дорогах Татарстана
Сергей Ильинский, PR-менеджер Sollers, по-итальянски желает российским автожурналистам счастливого пути. Ездовая презентация седана Fiat Linea проходит в Татарстане, где автомобили выпускают с сентября методом крупноузловой сборки с перспективой освоения через полтора года полномасштабного производства. Невольно возникают ассоциации с Fiat 124, давшим жизнь легендарной вазовской “копейке” и нескольким поколениям “Жигулей”. Если седан образца 1965 г. проторил итальянцам дорогу в Россию, то Linea знаменует собой грандиозное возвращение итальянской марки. На новый седан возложена амбициозная задача – укрепиться в статусе народного автомобиля и вернуть любовь россиян к продукции Fiat.
Итальянские корни в Fiat Linea не просто зримо присутствуют – они выпячены. Чувственная внешность – это тот главный момент, который отличает Linea от Ford Focus, KIA Cerato и Chevrolet Cruze, возглавляющих список прямых конкурентов. У этих игроков “гольф”-класса нет вопиющих недостатков в плане дизайна, однако внешность каждого выполнена в глобалистском ключе, они перегружены мейнстрим-решениями в угоду успеху на международных рынках. Иными словами, Fiat Linea выглядит изысканнее, эффектнее и провокационнее соперников. Большой заряд артистизма седан унаследовал от родственного хэтчбека Grande Punto, созданного в студии Giugiaro Design. У этого “донора”, относящегося, к слову, к компактному классу, седан позаимствовал платформу, компоновочные решения салона, но самое главное – фронтальную часть, которую перенесли на новинку, по сути, без коррекции. Подправлены были разве что секции “противотуманок”. “Корму” же, равно как профиль и крышу, “дорисовывали” в Fiat Centro Stile – собственном дизайн-центре Fiat. Главная цель заключалась в том, чтобы машина привлекала простыми, плавными, но при этом экспрессивными линиями, отражающими дизайнерскую традицию марки.
Результат трансформации хэтчбека класса “B” в седан класса “С” получился впечатляющим. Linea выглядит пропорциональной и органичной. Купеобразный кузов, родившийся в процессе переосмысления объемов, наделяет Linea породой и статью. Фронтальная часть – гимн итальянской моде. Миндалевидные фары, уподобленные внешним зеркалам и нишам “противотуманок”, радиаторная решетка, напоминающая о традициях итальянских автомобилей GT, равно как и треугольные окошки за передними стойками, приковывают внимание и радуют глаз – по крайней мере, тех, у кого есть художественный вкус. Рельефные колесные арки создают ощущение силы и напористости. Задняя часть кузова умиротворяет, отличаясь изысканными и лаконичными формами.
Интерьер седана в равной мере строг и замысловат. Дизайнерские решения водительской зоны перекликаются с таковыми у Grande Punto. Здесь такое же скульптурное рулевое колесо с фактурными приливами под хват и та же чуть повернутая к водителю центральная консоль. Пассажирское пространство, однако, оформлено лаконичнее, чем в “младшей” модели. Изгиб передней панели в Linea куда строже и основательнее. Вставки из песвдоалюминия на внутренних панелях свидетельствуют о том, что это автомобиль более высокого класса. Сиденьям на первый взгляд не хватает боковой поддержки. Но не спешите с выводами. Кресла в Linea оснащены системой anti-submarining. Говоря проще, они начинены мягким материалом, который принимает форму тел седоков уже после нескольких поездок. Так что со временем люди любой комплекции почувствуют себя в Linea в своей тарелке.
Дизайн седана имеет и прикладную функцию: с его помощью побеждены некоторые бюджетные решения. Так, большинство элементов салона приятны на глаз и на ощупь, несмотря на частичное применение дешевых полимеров. Из последних изготовлены, например, солнцезащитные козырьки, плафоны освещения и кожух переключателя зажигания.
Плюсы в плане эргономики очевидны. Главные органы управления под рукой, руль регулируется по высоте и по вылету, диапазон регулировок передних кресел широк, как и возможности трансформации заднего дивана. Но есть и эргономические просчеты – например, расположение миниатюрной клавиши обогрева сидений в торце подушки или трудно читаемая шкала спидометра. А также механизм регулировки наклона спинки сидений: прокрутить “шайбу” непросто – рука едва протискивается в проем между креслом и дверной панелью.
Характеристики салона Fiat Linea напрямую связаны с историей рождения модели. Как мы уже упомянули, при создании седана платформу “донорского” Grande Punto основательно растянули. Прибавка к колесной базе составила 93 мм (2603 мм), общая длина увеличилась на целых 530 мм (до 4560 мм) – седан в буквальном смысле вытянулся в линию, соответствуя названию. Принципиально, что простор на заднем ряду обеспечен не в ущерб размеру багажника. Он способен вместить 500 л в стандартной конфигурации и 1175 л, если сложить задний диван.
К слову, Volkswagen проделал подобный эксперимент с растяжением со своей новинкой – седаном Polo. “Немца” вытягивали из одноименного компактного хэтчбека, но, что называется, недотянули до класса “С” – длина седана Polo составляет лишь 4385 мм, что позволяет причислить немецкую модель к сегменту субкомпактов. Linea же можно считать представителем “гольф”-класса без всяких натяжек.
Показательно при этом, что в ширину Linea, как и седан VW Polo, раздался не кардинально – прибавка составила 43 мм: не мало (седан Polo расширили относительно хэтчбека лишь на 17 мм), но и не рекордно по меркам “гольф”-класса. Двое на “галерке” Linea усядутся с комфортом. Их колени не упрутся в спинки передних сидений, останется место над головой. Однако в районе плеч седокам обоих рядов будет недоставать пространства.
Показательна и характеристика колеи – 1467 мм спереди и 1483 мм сзади. Плюсы таких “узкоколейных” седанов очевидны. Эти машины слывут городскими пронырами, и Linea в этом смысле не исключение. Пролезть в узкую брешь, быстро перестроиться в пробке – здесь “итальянец” как рыба в воде. Обзор с водительского места хороший, особенно назад. Небольшой дискомфорт могут вызвать разве что “минивэновские” треугольные оконца за массивными передними стойками – они сужают поле обзора вперед, и это плата за броский экстерьер. Чуть больше (тем более что это рекомендуют нормативы Евросоюза) могли бы быть и внешние “дизайнерские” зеркала. Однако даже малейших претензий к ним в ходе теста не возникло – они достаточно информативны.
Путь Linea на российский рынок оказался долгим. Машина была официально представлена в 2006 г., производство началось годом позже на турецком заводе Tofas. Три года назад нам довелось тестировать Linea турецкой сборки, и тогда седан был представлен в версиях с атмосферным и турбированным 1,4-литровыми бензиновыми моторами, а также в дизельной модификации 1.3 MultiJet. Однако с завода в Набережных Челнах будет сходить лишь Linea с топовым турбомотором и 5-ступенчатой МКП. Иные силовые агрегаты и трансмиссии (в Sollers думают о введении в список опций роботизированной КП) – неопределенная во времени перспектива.
Первые километры, проделанные за рулем седана российской сборки, объясняют выбор руководства Sollers: 120-сильному турбомотору Т-Jet позавидует любой из конкурентов в “гольф”-классе. Пресловутой “турбоямы” не ощущается, несмотря на размашистые скачки салонного индикатора турбины. Резвый старт, уверенное ускорение на второй передаче, еще больший напор на третьей, уверенные обгоны на четвертой и пятой – и все это под мерный, приятный уху рокот бензиновой “турбочетверки”. При этом Т-Jet эластичен, что редко присуще двигателям с турбонаддувом. В 120-сильной Linea не нужно лихорадочно перебирать передачи. На третьей машина “повезет” уже с 40–50 км/ч. В то же время двигатель быстро реагирует на сброс “газа”. Это один из эффектов малой инерции турбокомпрессора, который позволяет достичь максимальной эффективности при торможении. Все в порядке и с шумоизоляцией. В салон не проникает ни голос турбины, ни аэродинамические шумы, ни гул бюджетных Bridgestone 15-го или 16-го диаметра.
Пятиступенчатая коробка передач Linea грешит неидеальной избирательностью и довольно длинными ходами рычага, однако к этой особенности быстро привыкаешь и относишься к трансмиссии как к рабочей лошадке, надежному ассистенту “горячего” мотора. Рулевое управление с гидроусилителем устроит большинство водителей, однако любителям активной езды не нужно обольщаться. Усилие на руле достаточное, но, поскольку рулевая рейка длинновата, реакция на поворот “баранки” чуть заторможена. Несмотря на это, руль Linea точен, информация о положении колес поступает на обод в полном объеме, поэтому седан легко контролировать как в городе, так и на трассе. Понравились также тормоза, обеспечивающие надежное замедление, и эффективная (читай: не досаждающая ранним срабатыванием) работа АБС.
Подвеска Linea – еще один козырь модели. Ее настройки – золотая середина между комфортом и управляемостью. Тестовый автомобиль уверенно держался на скоростной прямой, не досаждая вертикальной раскачкой, и с легкостью поглощал разнокалиберные дорожные неровности в окрестностях Казани. Крены кузова на виражах оказались вполне умеренными. Вместе с тем на основательно разбитых дорогах, которые обнаружились на приличном удалении от Казани, предел возможностей ходовой стал очевидным. Во-первых, для выездов за город дорожный просвет 160 мм маловат. Во-вторых, подвеска довольно короткоходна и, естественно, плохо подходит для пересеченной местности. Зато автомобили для России оснащаются металлической защитой картера, которой не было на Linea, опробованных в Турции.
Цены на машины российской сборки начинаются с 585 тыс. рублей, иными словами, понятие “бюджетный автомобиль” к Linea неприменимо. Цену могло бы снизить расширение моторной гаммы менее производительным, “бюджетным”, мотором, но ставка, которую Sollers сделал на двигатель семейства Т-Jet, окончательна и кажется оправданной. До конца года в России планируется продать 1400 автомобилей, выпущенных на ЗМА в Набережных Челнах. Они станут своего рода лакмусовой бумажкой: если опробованная нами модификация окажется востребованной, то надобности в более скромных комплектациях может и не возникнуть.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
| Fiat Linea1.4 T-Jet | Ford Focus 1.6 | ChevroletCruze 1.8 |
Макс. мощность, л.с. | 120 | 115 | 141 |
Макс. момент, Нм | 206 | 155 | 176 |
Макс. скорость, км/ч | 195 | 193 | 200 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 9,2 | 10,9 | 10,0 |
Экономичность, л/100 км | 6,7 | 6,6 | 6,8 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | ***** | ***** |
Цена, руб. | 585 000 | 615 000 | 620 500 |
Технические характеристики Fiat Linea 1.4 T-Jet | |
Габариты, мм | 4560х1730х1494 |
Колесная база, мм | 2603 |
Объем багажника, л | 500–1175 |
Снаряженная масса, кг | 1275 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1368 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 120/5000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 206/1750 |
Трансмиссия | механическая 5-ступенчатая |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 195 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 9,2 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,7 |
Объем бака, л | 45 |