Сегодня многие именитые автопроизводители делают ставку на быстро растущие рынки небогатых развивающихся стран, и именно для них выпускают недорогие массовые модели. Концерн Fiat поднаторел на этом поприще. В производственной программе итальянского автогиганта уже числится ряд доступных моделей, предназначенных для рынков третьих стран. Например, совсем недавно мы тестировали недорогой седан компактного класса “Fiat Albea”. И вот снова премьера – “Fiat Linea”. Он гораздо крупнее, богаче оснащен и вдобавок отличается стильным выразительным дизайном. Кстати, этот “Fiat” тоже будет выпускаться в нашей стране, на заводе в Набережных Челнах. Это позволяет надеяться, что на российском рынке его цена будет вполне конкурентоспособной.
МАРКЕТОЛОГАМИ подмечено, что жители небогатых стран почему-то всем типам кузова предпочитают исключительно “седаны”. Поэтому чаще всего за основу новой модели, предназначенной для продаж в странах третьего мира, берется компактный европейский хэтчбек, к которому “приставляют” багажник. Благодаря этому автомобиль заметно увеличивается в размерах и становится более престижным в глазах потенциального покупателя. В целом получается не слишком красиво, зато дешево и практично…
Существует и другой путь построения доступной модели. Машину изначально разрабатывают с чистого листа. Но в этом случае производителю приходится экономить каждую копейку. Например, на дизайне, на качестве отделки, порой даже на безопасности. Многие специалисты считают этот подход весьма спорным – рыночные перспективы такой модели весьма туманны. Ведь далеко не каждому автомобилисту, даже включая жителей небогатых стран, понравится ездить на заведомо примитивной машине.
Итальянцы при создании нового “Фиата” пошли своим путем, постаравшись объединить преимущества двух описанных нами методов. Прежде всего они не стали экономить на дизайне. Стиль “Linea” никак не назовешь скучным или негармоничным. В городском потоке этот автомобиль точно не затеряется.
В облике передней части “Linea” хорошо заметны мотивы “Fiat Grande Punto”. И это вовсе не обман зрения и не кажущееся сходство, у этих моделей действительно есть немало общего. Причем не только в дизайне. Компактный хэтчбек “Grande Punto” стал донором шасси для более крупного седана. Но это не значит, что ходовая часть перекочевала с одной модели на другую без изменения. Итальянские конструкторы расширили колею задних колес, а главное – удлинили базу на целых 9,3 см (до 260,3 см). В итоге длина машины достигла внушительных 456 см! И компактная модель стала больше даже иных представителей гольф-класса.
НА СТОЯНКЕ возле прессцентра сказочное изобилие – несколько сотен новеньких “Linea”. Глаза разбегаются – все модификации в наличии. Есть из чего выбрать… Может, взять дизель?
– Автомобили с 1,3 литровым 90-сильным дизелем в Россию поставляться не будут. Качество вашего топлива все еще оставляет желать лучшего, – остановил меня один из сотрудников Fiat.
Жаль, ведь это значит, что машин с новой шестиступенчатой роботизированной коробкой передач “Dualogic” мы не увидим. Она устанавливается только на дизельные версии “Фиата”. Правда, одной только “механикой” довольствоваться не придется – к моменту выхода модели на наш рынок итальянцы обещают оборудовать ее АКПП.
– Машину с 1,4-литровым бензиновым двигателем тоже не берите, – продолжает представитель компании. – Он очень экономичен, но российские покупатели вряд ли это оценят. Мощность всего 77 сил… В общем, мы не планируем поставлять его в вашу страну.
– А что же тогда нам остается? Ну хотя бы самую мощную модификацию со 120-сильным турбонаддувным двигателем нам предложат?
– Может быть… Посмотрим. Но пока основную ставку мы делаем на новые моторы объемом 1,6 и 1,8 л. Правда, они появятся лишь к концу этого года...
В итоге оказалось, что выбирать-то и не из чего, и я с прицелом на будущее взял автомобиль с турбонаддувом. Объем его двигателя составляет 1,4 л, а мощность, как уже было сказано, достигает 120 л.с. Узнать такой флагманский “Fiat” можно по шильдику “T-Jet” на решетке радиатора.
…Вечером улицы Стамбула превращаются в некое подобие восточного базара, причем в самом худшем его проявлении, – шум, толкотня, наплевательское отношение к Правилам дорожного движения… Гудки клаксонов и громкие крики местных водителей… В этом сумасшедшем доме “Linea” проявила себя с самой лучшей стороны. Например, достойная шумоизоляция позволяет водителю полностью отгородиться от режущих европейский слух звуков восточного города.
Двигатель уверенно разгоняет автомобиль уже с 1.500 об/мин. Такая тяга обычно более характерна для дизеля, а вовсе не бензинового мотора с турбонаддувом. Никаких провалов, “турбоям” и прочих неприятностей, просто нажимаешь на педаль – и машина послушно набирает скорость.
Тяговитый двигатель позволяет не слишком часто переключать передачи. И это колоссальное благо, ведь пятиступенчатая механическая КПП отнюдь не радует водителя особой четкостью работы. Создается ощущение, что вместо жестких тяг привода кулисы на ней применены эластичные резиновые жгуты. Со временем привыкаешь, но неприятное чувство упругой податливости рычага все равно остается…
На скоростной автомагистрали “Linea” почти так же хороша, как и в городе. Прямолинейный, почти “дизельный” характер мотора обеспечивает ровный набор оборотов. Разгон бодрый, но до определенных пределов. В обещанные производителем 9 с от 0 до 100 км/ч верится как-то с трудом. По субъективным ощущениям получается заметно больше. Да и раскручивать двигатель выше 5.500 об/мин не хочется – в салоне становится излишне шумно, а динамики практически не прибавляется.
Зато управляемость машины надежна и предсказуема. Крены в поворотах совсем не пугающие. Единственный недостаток (с моей точки зрения) – это очень легкий, почти невесомый руль. Усилие на нем исчезающе мало. Но, возможно, кому-то это даже понравится: малая информативность рулевого управления в скоростных виражах с лихвой компенсируется удобством маневрирования на парковке.
В окрестностях Стамбула полно скверных дорог. Стоит съехать с образцово-показательной автомагистрали, как создается впечатление, что попал на полигон, где тренируются минометные подразделения турецкой армии. Причем, судя по обилию воронок в асфальте, они делают успехи. Во всяком случае, кучность попаданий – на высоте…
Как раз в одну из таких пробоин и влетело переднее колесо моего “Fiat Linea”. И только легкое рулевое управление с мощным гидроусилителем, эффективно задемпфировавшее жесткий удар, позволило мне удержать машину на траектории и избежать столкновения со встречным грузовиком.
К счастью, неприятных последствий этот инцидент не имел. Ни колесо, ни подвеска не пострадали. Впоследствии ходовая часть “Linea” еще не раз удивляла меня своей недюжинной энергоемкостью, которая, кстати говоря, вовсе не идет в ущерб плавности хода. Чувствуется, что машина изначально проектировалась для эксплуатации в экстремальных условиях, где над дорогами преобладают направления. Недаром шасси автомобиля сделано самым простейшим: спереди – стойки, сзади – полунезависимая балка. Такая проверенная временем конструкция обладает завидной живучестью и хорошей ремонтопригодностью.
ЕСЛИ снаружи “Fiat Linea” выглядит как вполне солидный автомобиль, то внутри это впечатление стремительно тает. На модели “Grande Punto” похожий интерьер оживляли вставки из цветного пластика. Но у “Linea” салон мрачен, как турецкий пляж во время мертвого сезона. На общем безрадостном фоне выделяются лишь шкалы приборов, сделанные по какой-то непонятной прихоти дизайнера по-спортивному белыми. Во всем остальном новый “Fiat” несказанно далек от спорткаров, поэтому смотрится это решение, честно говоря, странно. Говорить про качество сборки даже не хочется. Ожидать от подчеркнуто доступного автомобиля чего-то другого было бы неразумно – подгонка зазоров так себе, материалы отделки дешевые. На ходу ничего не дребезжит, и на том спасибо….
Неоспоримые достоинства “Fiat Linea” все-таки заключаются в другом, не в качестве отделочных материалов, а в достаточно богатом оснащении. Покупателю доступны все блага современного автомобиля, начиная от двух подушек безопасности (уже в базовой комплектации) и заканчивая фирменной системой “Blue&Me”, включающей в себя CD/ mp3-ресивер с возможностью подключения внешних устройств через USB-порт или по каналу беспроводной связи Bluetooth.
Итальянцы надеются, что новый “Fiat Linea” придется по вкусу покупателям во многих странах мира, в том числе и в России. Возможно. Сегодня пока еще рано предрекать успех или провал этой модели. Все зависит от ее цены. Если достаточно большой и богато оснащенный седан с престижным итальянским шильдиком на радиаторе будет продаваться за разумные деньги, то можно не сомневаться – от покупателей отбоя не будет. Но представители компании Fiat пока наотрез отказываются говорить о деньгах:
– Вот когда “Linea” встанет на конвейер в Набережных Челнах, тогда и посмотрим…
Что ж, действительно, посмотрим. Ждать осталось недолго – начало производства модели в России запланировано на январь следующего года.
Краткая техническая характеристика “Fiat Linea” | |
Габаритные размеры | 456х173х149,4 см |
Снаряженная масса | 1.180 кг |
Двигатель | 4-цил., рядный, 1,4 л, с турбонаддувом |
Мощность | 120 л.с. при 5.000 об/мин |
Крутящий момент | 206 Нм при 2.500 об/мин |
Коробка передач | 5-ст., механическая |
Тип привода | передний |
Максимальная скорость | 200 км/ч * |
Разгон 0-100 км/ч | 9 с * |
Средний расход топлива | нет данных |
Запас топлива | 45 л |
* Приблизительные данные. |