Стремясь закрыть все потенциальные ниши в модельном ряду, Audi создала еще один совершенно новый для себя автомобиль. И хотя у других брендов конкуренты A7 Sportback уже есть, ингольштадтцы рассчитывают на успех
Рассказывая о планах создания новых машин, боссы автомобильных компаний любят рисовать что-то вроде таблиц. В них по горизонтали и по вертикали вписывают модели: сначала те, что уже существуют, затем, в пустые клетки, те, которые появятся в будущем. В итоге на ваших глазах модельная стратегия марки обретает логику и завершенность, становится понятно, как этот бренд намерен развивать свою линейку, за каких клиентов бороться.
Все это напоминает детскую игру в крестики-нолики, правда, с той разницей, что на кону в каждой клеточке стоят миллиарды евро или долларов, а цена любой ошибки колоссальна. Поспешил или не угадал с новинкой – готовься к убыткам и крупным отставкам. Промедлил, поосторожничал – вновь прогадал, поскольку соперники ушли вперед и перетянули клиентов. При этом размеры таблиц у каждого бренда разные. Одни любят играть на ограниченном пространстве – там, где привыкли и чувствуют себя уверенно (например, некоторые производители внедорожников или спорткаров); другие, напротив, готовы к экспериментам и постоянно внедряются в новые для себя сегменты, а иногда даже создают их.
Audi, несомненно, относится ко вторым: за несколько последних лет этот бренд вывел на рынок целую вереницу новинок. Причем в классах, с которыми ингольштадтская марка прежде не ассоциировалась. Тут и два внедорожника (Q5 и Q7), и спорткар R8, и “неформатный” A5 Sportback, и даже малютка A1. Теперь в этот перечень вошла еще одна модель – A7 Sportback.
Этот автомобиль заинтриговал, как только в виде концепт-кара появился на Детройтском автосалоне в январе 2009 г. Во-первых, он нацелился на тот сегмент, где уже были или как раз готовились вступить в борьбу за покупателей такие игроки премиальных марок, как Mercedes-Benz CLS, BMW Gran Turismo, Porsche Panamera и Aston Martin Rapide. Во-вторых, A7 стал первой моделью, построенной на платформе Audi A6 следующего поколения, а значит, он дает возможность во многом понять, каким будет новый бизнес-седан этого бренда. Наконец, поскольку в Audi всегда подчеркивают свою приверженность к инновациям, то и автомобиль такого класса просто обязан был продемонстрировать, какие технологические новшества в ближайшие пару-тройку лет появятся и в других машинах марки.
Поэтому на первый тест, который организовали на Сардинии, я вылетал с особым нетерпением. А по прилете испытал культурный шок: выстроенные в два ряда у здания аэропорта автомобили сразили элегантностью, динамичностью и едва ли не физически ощущаемой мощью. Причем выбрать лучший ракурс трудно. Вроде бы невероятно хорош вытянутый и приземистый купеобразный силуэт, если смотреть в профиль. Но, встав прямо перед машиной, понимаешь, насколько тщательно и умно дизайнеры поработали над ее передней частью. А на дороге, пристроившись за другим A7, я по достоинству оценил и тыльную часть кузова – мощную, солидную и спортивную одновременно. В общем, как ни крути, автомобиль-красавец, и комментировать тот или иной элемент экстерьера смысла нет, модель нужно воспринимать целостно.
Другое дело – салон. Тут как раз весь смысл в деталях, от которых зависит комфорт и желание ездить. Опять же есть подозрение, что именно так (или похоже) будет выглядеть интерьер нового A6. А потому осматриваюсь не спеша. Архитектура приборной доски и передней панели отчасти напоминает флагманскую – нового представительского седана A8. Снова два “блюдца” спидометра и тахометра с разнесенными по бокам индикаторами температуры масла и уровня топлива и интегрированным в центр дисплеем. Наверху панели – большой выдвижной дисплей системы MMI, имеющей те же настройки, что и в A8 (шасси, трансмиссии, сидений, мультимедиа). И также на центральном тоннеле есть сенсорная панель, где можно пальцем писать номера телефонов или пункты назначения для навигации, а электроника ваши каракули распознает.
Однако есть и отличия от лимузина. Так, селектор автоматической коробки передач здесь проще, без технологических изысков, и это хорошо: в том же A8 он многим не понравился – слишком мудреный. А тут все традиционно, и перевод из режима в режим беспроблемный: качнул вниз – перешел из обычного “Drive” в “Sport”, двинул чуть вправо – включился ручной режим переключения передач. Хотя к этому пункту есть и другой путь – подрулевые рычажки. Но мне они не приглянулись: руль нужно держать строго “на 3 и 9 часов”, отчего хват получается неудобным. Впрочем, тут дело вкуса – напарника по экипажу это не смутило.
И точно так же мы разошлись в оценке ряда других элементов: расцветок отделки салона и фактур натурального дерева, применяемого в A7. Хотя к качеству материалов и исполнения интерьера не придерешься: кожа и пластик великолепны, швы и стыки практически не видны, кнопки приятны на ощупь и включаются с правильным, “вкусным” звуком. И чудо как хороша навигация: вот где никаких разногласий! Ее главная “фишка” в том, что маршрут накладывается на спутниковые фотографии Google. Причем можно менять не только масштаб (от крупного, как из космоса, до достаточно мелкого, когда на экране можно разглядеть каждое дерево или дом), но и ракурс: от строго вертикального до наклонного. Реалистичность картинки и ее совпадение с видом из окна потрясают, и, думаю, это одна из тех новаций, что можно ждать в следующих моделях Audi.
В чем философия Audi A7 Sportback? Пожалуй, сразу и не скажешь. С одной стороны, он более эмоционален, чем классический седан или практичный универсал. Решительный настрой на драйв чувствуется во всем: и в длинном капоте с коротким передним свесом, и в энергичном наклоне стоек кузова, и в мощных (от 204 до 300 л.с.) моторах. Однако чисто спортивным, несмотря на название, автомобиль не назовешь: тут и четыре полноценных боковых двери, и чрезвычайно просторный второй ряд кресел со своим двухзонным климат-контролем, и огромный 535-литровый багажник, который за счет сложенных в пол задних сидений можно увеличить до 1390 л.
В подобной ситуации расставить все по своим местам должен ездовой тест. Значит, пора в дорогу. Устраиваюсь в кресле с множеством электрорегулировок, настраиваю под себя руль (это уже вручную), выставляю зеркала и отмечаю, что обзор назад вполне приличный – глядя снаружи на сильно наклоненное стекло задней двери, ожидал худшего. Вид в боковые зеркала тоже достаточный, хотя они и не особенно большие (следствие борьбы за аэродинамику и снижение шумности). Итак, можно трогаться.
Пока кручусь по территории аэропорта, понять потенциал мотора не могу: тесно, много перекрестков, пешеходов. Разве что замечаю, как действует система “Start/Stop”: у светофора мягко глушит двигатель, а когда отпускаешь педаль тормоза, опять заводит. Зато можно оценить рулевое управление. В частности, его новый электромеханический усилитель. Благодаря ему почти 5-метровая машина превращается в послушную игрушку: легко и предсказуемо входит в повороты, без проблем паркуется (кстати, можно установить “электронного помощника”, с которым вы будете заводить автомобиль на паркинг, отпустив “баранку”, – нужно лишь вовремя затормозить). Позднее, на извилистых дорогах острова, отличная управляемость A7 лишь подтвердилась: даже на приличных скоростях (каюсь, скоростной режим нарушил) и на серпантине автомобиль вел себя безупречно, четко выдерживая заданную траекторию и чутко реагируя на каждое движение рук.
Там же пришла очередь и прочих компонентов – двигателей, трансмиссии, подвески. И вот здесь уже не все так однозначно. Например, дизельный мотор 3.0 TDI обладает мощной тягой (оно и понятно: крутящий момент 500 Нм при 1400–3250 об/мин), но он чрезвычайно шумный, и звукоизоляция от этого рокота не защищает. Но такие агрегаты в Россию пока поставлять не будут. У нас A7 Sportback сейчас доступен с двумя бензиновыми моторами – 204-сильным V6 объемом 2,8 л и 3-литровым, также 6-цилиндровым, но турбированным, развивающим 300 л.с. Трансмиссии, как и тип привода, тоже варьируются: тут может быть 7-ступенчатая роботизированная коробка S tronic либо 8-диапазонный вариатор multitronic. При этом на более мощной машине “по умолчанию” ставится постоянный полный привод quattro, в то время как вариант 2.8 FSI может комплектоваться и моноприводом.
Увы, в ходе короткого теста по хорошим дорогам я кардинальных различий между бензиновыми модификациями не заметил; возможно, они проявятся при длительной эксплуатации на разных трассах, и в частности зимой, когда преимущества полного привода становятся очевидными. Пока же можно сказать, что оба мотора достаточно мощные и тяговитые, каждый из них эластичен, а трансмиссии действуют быстро и четко.
При этом характер работы систем вы можете корректировать. Так, переключение селектора трансмиссии в режим “Sport” делает автомобиль агрессивнее: руль и подвеска становятся жестче, ускорения (например, при обгоне) более интенсивными, появляется сочный звук мотора, и… резко возрастает расход топлива. Однако и в штатном режиме “Drive” нет полной гармонии: в нем полноприводная машина с двигателем 2,8 л на загородном шоссе расходует лишь 6,5 л бензина на 100 км, но и динамика в ней послабее, а главное, вдруг возникает какая-то валкость (или вальяжность?), и в салоне начинает укачивать. Причем даже того, кто за рулем. Может быть, это следствие быстрой езды по извилистым трассам Сардинии, к тому же имеющим резкие перепады высот, но обойти данный факт я не мог – о нем в один голос заявили многие.
Уже в своей базовой комплектации Audi A7 Sportback впечатляет перечнем систем безопасности и оборудования для комфорта. В их числе биксеноновые фары, доступ в салон без ключа, крышка багажника с электроприводом, шесть надувных подушек, система стабилизации, двухзонный климат-контроль, мультимедийный интерфейс MMI. Еще более совершенным этот автомобиль могут сделать различные опции. Например, вентиляция и функция массажа в передних сиденьях, светодиодные фары, система ночного видения (предупреждает о появлении на дороге животных или людей), адаптивный круиз-контроль, способный притормозить машину перед препятствием, если этого не сделал водитель (во время теста я испытал и это приспособление).
Вкупе с мощными двигателями, современными трансмиссиями, броским дизайном кузова и высококачественным салоном все это определяет ингольштадтскую “семерку” как весьма серьезного соперника в своем сегменте. Если же учесть ценовую стратегию бренда, то конкурентам и вовсе придется несладко: полноприводную версию A7 2.8 FSI quattro у российских дилеров можно заказать по цене от 2 379 000 рублей, цены на модификацию 3.0 TFSI quattro начинаются с 2 695 000 рублей. Нет сомнения, что многие клиенты справедливо посчитают это предложение весьма заманчивым.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
Audi A7 Sportback | Porsche Panamera 4 | BMW GT | |
Макс. мощность, л.с. | 300 | 300 | 306 |
Макс. момент, Нм | 440 | 400 | 400 |
Макс. скорость, км/ч | 250* | 257 | 250 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 5,6 | 6,1 | 6,3 |
Экономичность, л/100 км | 8,2 | 9,6 | 8,9 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | нет данных | нет данных |
Цена, руб. | от 2 695 000 | от 4 568 600 | от 2 740 000 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Audi A7 Sportback | |
Габариты, мм | 4969х1911х1420 |
Колесная база, мм | 2914 |
Объем багажника, л | 535–1390 |
Снаряженная масса, кг | 1720 |
Тип двигателя | бензиновый V6 |
Рабочий объем, куб. см | 2773 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 204/5250–6500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 280/3000–5000 |
Трансмиссия | роботизированная 7-ступенчатая |
Привод | постоянный полный |
Макс. скорость, км/ч | 235 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,3 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 8,0 |
Объем бака, л | 65 |