С приходом зимы в дилерские центры начали поступать модернизированные снегоходы Stels. Проверить их в «боевых» условиях нам удалось в горах Сибири
Прошло менее двух лет с того момента, когда компания «Веломоторс» показала свой первый снегоход марки Stels. Больше года он выпускался серийно и продавался через дилеров по всей стране. За это время инженеры предприятия проанализировали отзывы клиентов и серьезно изменили конструкцию снегохода. Настолько, что узнать в нем прежнюю «Росомаху» cтало довольно сложно.
В селе Приисковый, что на северо-западе Хакасии, выстроился радугой десяток новеньких «Росомах». Сравнение с радугой приведено не ради красного словца: нынешняя окраска снежных мотоциклов воспроизводит почти весь спектр этого природного явления! И хотя серьезная модернизация затронула пока лишь одну модель из трех, работа над ней проведена очень серьезная.
Производитель решил начать с флагмана – S800. На него первоначально устанавливался самый большой из моторов – 800-кубовый. Эта же модель – единственная с четырехтактным мотором. Так вот, двигатель на самой дорогой «Росомахе» теперь будет другим, хотя останется и 800-кубовым, и четырехтактным. Но не тайваньским, как раньше, а почти российским. «Почти», потому что сконструирован он по заказу «Веломоторс» специально для снегохода Stels и при участии российских инженеров. Первые партии его будут собираться на Тайване из японских комплектующих, позже процесс переместится в Россию, но начинка так и останется японской. Мощность инжекторного двигателя жидкостного охлаждения удалось повысить до 68 л.с. Ручным пуском его так и не снабдили, зато оборудовали системой подогрева картера (в связи с чем у S800 теперь целых два аккумулятора).
Кстати, новый двигатель можно устанавливать на прежние «Росомахи», а также на некоторые снегоходы компании BRP. Кроме того, внесены улучшения в конструкцию коробки передач и вариатора. И конечно же, инженеры «Веломоторс» серьезно перетряхнули подвески и изменили состав пластика для деталей кузова и лыжи (прежний пластик не выдерживал перепадов температур и трескался). Повышено также качество склизов и роликов гусеницы, что увеличило их ресурс.
Снегоход уже в базовой комплектации имеет запирающийся багажный кофр, в котором нашел свое место ЗИП. Дополнительно S800 можно оборудовать лебедкой и силовыми бамперами.
Внесение изменений в конструкцию привело к тому, что «Росомаха» значительно потяжелела – ровно на полцентнера. Однако прибавка в мощности двигателя должна этот привес компенсировать. Немного уменьшились габаритные размеры, зато колея лыж увеличилась, а это значит, что «Росомаха» должна надежнее стоять на снегу. Это подтвердили и тестовые заезды в горах Кузнецкого Алатау. Кстати, учитывая возросшую массу снегохода, стелсовцы придумали средство, благодаря которому он меньше проваливается в пухлый снег, – это так называемые расширители лыж. Водитель может их надевать или снимать по своему желанию – в зависимости от снежного покрова и загрузки снегохода. Во время теста мне удалось поездить как с расширителями, так и без них. Вывод такой: по твердому укатанному снегу «Росомаха» с расширителями идет так же резво, как и без них, однако водителю они причиняют больше беспокойства, поскольку «обутый» в них снегоход начинает рыскать в стороны, как автомобиль с изношенными рулевыми тягами. В итоге приходится снегоход «отлавливать» и направлять в нужное русло. Без расширителей на таком покрытии хлопот практически нет. Зато когда едешь по целине, да еще из мягкого свежего снега, от них одна только польза. Особенно если едете вдвоем и с грузом.
А грузы «Росомаха» любит. Это утилитарный снегоход, а значит, он должен не только гонять «по бугоркам, по низким косогорам», но и работать: возить пассажиров – как за спиной водителя, так и в санях, а также дрова и прочую поклажу. Штатное сцепное устройство имеется, нужно лишь прицепить к нему сани – и в путь. Как и подобает настоящему «утилитарнику», «Росомаха» в дополнение к вариатору оборудована 2-ступенчатой коробкой передач, так что на груженой машине не придется рвать трансмиссию: достаточно включить пониженную, и можно смело, не опасаясь неприятного запаха из вариатора, давить курок «газа». Кстати, работая рычагом коробки передач, обратил внимание на то, что, во-первых, возле него появилась схема смены режимов, а во-вторых, передачи переключаются легко и непринужденно – как на хорошей иномарке.
Формованное сиденье удобно и водителю, и пассажиру. В распоряжении второго даже есть спинка, которая (что кажется невероятным, но это факт!) совсем не мешает водителю при активной смене подножек.
Однако не всех «детских болезней» удалось избежать. Например, в инструкции указано, что где-то в багажнике есть розетка на 12 В. Это хорошо, но плохо то, что ее нет вблизи «приборки»: навигатор некуда пристроить. Нет и специального электрогнезда, куда подключается шнур обогрева шлема. И это притом что сам «Веломоторс» уже выпускает под своей маркой Stels снегоходные шлемы с обогревом! Пригодился бы и перчаточный ящик, пусть даже небольшой.
Пороги можно назвать удобными, хотя более крупные «зубы» им бы не помешали. А вот платформы для ног пассажира лишние – водителю иногда они мешают. Обогрев ручек и курка «газа» работает как-то непонятно – только в паре что ли? И, на мой взгляд, высоты грунтозацепа гусеницы 22 мм явно недостаточно – при увеличении нагрузки на подъеме «гусянка» начинает копать снег и снегоход зарывается.
Будем надеяться, что производитель обратит внимание на эти замечания. Пока же они с лихвой искупаются удивительной ценой новинки – 275 000 рублей.
Технические характеристики Stels S800 «Росомаха» | |
---|---|
Масса снаряженного снегохода, кг | 370 |
Масса перевозимого груза, кг, не более | 90 |
Масса буксируемого прицепа, кг, не более | 300 |
Минимальный клиренс, мм | 150 |
Длина, мм | 3150 |
Ширина, мм | 1160 |
Высота по седлу/стеклу, мм | 800/1470 |
Длина/ширина лыжи, мм | 1065/180 |
Колея лыж, мм | 920 |
Объем топливного бака, л | 45 |
Подвеска передняя/ход, мм | телескопическая пружинная с гидроамортизатором/150 |
Гусеница: тип/ширина, мм | резинотканевая/600 |
Подвеска гусеницы/ход, мм | рельсовая пружинная с гидроамортизатором/210 |
Тормоз | дисковый с гидравлическим приводом |
Максимальная скорость, км/ч, не менее | 75 |
Расход топлива, л/100 | 12 |
Двигатель | четырехтактный |
Тип | инжекторный |
Расположение и число цилиндров | V2 |
Рабочий объем, куб. см | 800 |
Мощность, л.с./об/мин | 68/6000 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 73/5000 |
Система охлаждения | жидкостная |
Система пуска | электростартер |