Кто сказал, что зимой мотоциклы никому не интересны? Прошедшая в эти выходные выставка «Мотозима» в очередной раз опровергает это утверждение. Организаторы этого шоу, которое проводится уже в третий раз, хотели показать московской публике, что когда весь двухколесный транспорт ставится на прикол, мотоциклетная жизнь в столице вовсе не замирает. Она просто приобретает новые формы
Зимой полным ходом идет подготовка к следующему сезону. Кто-то строит новые мотоциклы, кто-то ремонтирует старые. Кстати, именно зимой обычно принимаются решения о покупке новой техники на следующее лето. Тем не менее, российские представительства крупнейших мотопроизводителей выставку проигнорировали. В принципе, их можно понять: время кризисное, продажи у всех падают, бюджеты ограничены. В общем, не до выставок. Из мировых грандов участие в выставке приняла только компания BMW Motorrad. Причем, не просто приняла участие, но даже провела на своем стенде российскую премьеру долгожданной новинки – бюджетного малокубатурного родстера BMW G 310 R.
Мы ждали эту модель еще в этом сезоне, но предприятие, увы, не справляется с объемом заказов, и на нашу страну мотоциклов пока просто не хватило. Первые «живые» экземпляры мы увидели только на выставке. А представители BMW Motorrad еще раз подтвердили, что в следующем году они поступят в продажу по цене менее 300 000 руб.! Но один из выставочных байков обрел своего хозяина, точнее – хозяйку, уже сейчас. Он достался победительнице квеста «Город для мотоциклистов» Ксении Никитиной. Конкурс проводился при участии Департамента транспорта города Москвы и компании BMW Motorrad Россия.
Вся экспозиция выставки «Мотозима» была традиционно разбита на две части. В первом зале посетители могли видеть современную технику, представленную, как я уже сказал, чаще дилерами, чем самими автопроизводителями. Здесь же демонстрировали аксессуары и кое-какую мотоэкипировку. Но самое интересное, как всегда, оказалось во втором павильоне. В этот раз его практически полностью отдали под выставку избранных экспонатов из знаменитой коллекции Вячеслава Шеянова. В этом собрании, равных которому немного найдется в мире, представлены тяжелые мотоциклы «золотого века моторостроения», пик которого пришелся на 30-40 года прошлого века. Практически все модели, как принято говорить сегодня, двойного назначения – они широко использовались в армиях разных стран, где в те годы мотоциклы составляли основу моторизации войск. На выставке показали лишь небольшую часть коллекции, состоящую из отдельных наиболее редких экземпляров. В первый день работы «Мотозимы» экскурсию проводил сам Вячеслав Шеянов.
Белый Mars A20 был произведен в Германии в 1921 году. В те годы он считался самым передовым немецким мотоциклом и позиционировался на рынке, как специальная туристическая модель. Пожалуй, одна из самых интересных особенностей этой модели – это 7,3-сильный оппозитный двухцилиндровый мотор объемом 956 см3. от Maybach. Кстати, здесь он расположен не поперек, как мы привыкли видеть на моделях BMW, а вдоль мотоцикла. Модель Mars выпускалась вплоть до 1932 года. За это время было сделано около 1000 мотоциклов, и один из них теперь занимает почетное место в российской коллекции!
Британский Ariel Square Four образца 1940 года отличается необычной компоновкой двигателя. Его четыре параллельных цилиндра расположены по углам квадрата. Признаться, лично я ничего подобного раньше не видел! Правда, столь оригинальная схема, по большому счету, себя не оправдала. Задняя пара цилиндров была склонна к перегреву. Но мотоцикл легко разгонялся до 160 км/ч и, по заверению современников, был очень легок в управлении. Благодаря этому, модель Ariel Square Four производилась аж до конца 50-х годов.
Еще один знаменитый «колясыч» - австрийская модель Puch P800. Она была разработана в середине 30-х годов прошлого века для гражданских нужд, но широко использовалась в полиции и в армии. Во время Второй мировой войны такие мотоциклы стояли на вооружении войск Вермахта. Компанией Steyr-Daimler-Puch было выпущено всего около 500 таких мотоциклов, но большинство из них было утрачено во время войны. На данный момент в мире осталось не более сотни экземпляров. Интересная деталь, о которой мало кто знает: массивная труба, опоясывающая коляску – это вовсе не дуга безопасности и не консоль для установки вооружения или какого-либо дополнительного оборудования. Таким оригинальным способом здесь выполнен… резервный бензобак!
Сегодня, пожалуй, лишь специалисты помнят о швейцарской фирме Motosacoche, которая производила высокотехнологичные для своего времени двигатели и мотоциклы. Одна из последних моделей компании, это Motosacoche Type 720 Tourisme Grand Luxe – роскошный туристический мотоцикл с коляской. Он оснащался 850-кубовым нижнеклапанным V-образным мотором мощностью 18 л.с. Эта модель, вообще, во многом опередила свое время. На ней применялись прогрессивные для той поры барабанные тормоза и электрооборудование от компании Bosch. Многие люди, впервые увидевшие Motosacoche Type 720, интересуются, почему коляска у него закреплена с другой стороны? Так, как это принято, например, для британских моделей, рассчитанных на левостороннее движение. На самом деле, этот мотоцикл вовсе не экспортный, как многие думают. Он предназначен для внутреннего швейцарского рынка, где движение всегда было правосторонним. А коляску закрепили с «неправильной» стороны намеренно, чтобы на узких и извилистых горных дорогах водителю было проще контролировать правую обочину.
Американский тяжелый мотоцикл Indian Ace Four на рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века был призван составить конкуренцию флагманским моделям от Harley-Davidson. Маркетологи Indian позиционировали его, как быстрый и очень комфортабельный мотоцикл для дальних поездок. Благодаря мощному 1278-кубовому 40-сильному двигателю, он уверенно разгонялся до 160 км/ч! По своим временам это был очень дорогой мотоцикл – он стоил как хороший американский автомобиль. Именно это и заставило компанию Indian свернуть производство модели Ace Four после войны, когда покупательная способность населения заметно упала. Всего было выпущено около 10 000 экземпляров.
Редкий французский мотоцикл René Gillet Type H 350 1929 года выпуска интересен прежде всего хитрой конструкцией задней подвески с подпружиненным балансиром, перемещающимся вверх-вниз вместе с колесом. Сложная конструкция обеспечивала просто невероятный для моделей того времени уровень комфорта, хотя, наверняка не могла похвастать надежностью и беспроблемностью в эксплуатации. Мотоцикл оснащался одноцилиндровым 350-кубовым двигателем мощностью всего 7 л.с. Скорости, кстати, здесь переключались вручную!
Matchless – еще одна забытая сегодня, но некогда знаменитая британская марка. Ее модели обычно оснащались V-образными двухцилиндровыми двигателями. Считается. Что моторы такого типа – «биг-твины» наиболее характерны для американских производителей, но и в довоенной Британии они тоже были довольно популярны. В 1930 году компания Matchless выпустила на рынок флагманскую модель Silver Hawk с четырехцилиндровым V-образным двигателем. Мощность «сдвоенного» биг-твина достигала 36 л.с. Благодаря этому мотоцикл разгонялся до 140 км/ч. Но финансовый кризис помешал дальнейшему развитию линейки четырехцилиндровых двигателей от Matchless и модель Silver Hawk вскоре сняли с производства. Сегодня такой мотоцикл большая редкость!
Tornax 1000cc многие считают лучшим немецким мотоциклом того времени. Производитель уверял, что мощность ее литрового двухцилиндрового двигателя составляет более 70 л.с. и мотоцикл уверенно разгоняется почти до 200 км/ч! Это, между прочим, в 1930-м году! Правда, на самом деле, фирма Tornax сама двигателей не производила, а использовала моторы от британской компании JA Prestwich Industries. Но вся ходовая часть и прочее оборудование у Tornax была собственной. Самый быстрый мотоцикл своего времени, конечно же, не мог стоить дешево. А Tornax 1000cc стоил не просто дорого, а очень дорого. Поэтому выпускадся он на заказ и продажи были штучными. Тем не менее, модель оставалась в производственной линейке вплоть до войны, когда практически все основные мощности предприятия были уничтожены в ходе бомбардировок.
Что же за коллекция исторических мотоциклов без BMW? В собрании Вячеслава Шеянова есть первый мотоцикл, выпущенный на рынок под маркой BMW. Это модель R 32 образца 1926 года. Присмотритесь к нему: главный характерный признак всех классических BMW – развернутый поперек мотоцикла оппозитный мотор с воздушным охлаждением уже в наличии! При рабочем объеме 494 см3 его мощность составляла 8,5 л.с. Немного. Британские модели, к слову сказать, в те годы были заметно мощнее. Вообще-то, официально считается, что первый мотоцикл от BMW дебютировал в 1923 году и впервые был представлен широкой публике на очередном автосалоне в Париже. А в 1926 году производство этой модели уже свернули. Таким образом, на выставке можно было видеть один из последних BMW R32. У коллекционера есть даже официальное письмо от BMW Motorrad, подтверждающее, что конкретно этот мотоцикл сошел с конвейера 16 апреля 1926 года. Кстати, за все время производства таких мотоциклов сделали всего 3090 штук! Сколько из них дожили до наших дней?
Я не случайно так подробно остановился на историческом разделе выставки «Мотозима-2016». Лично мне он показался самым интересным из всего того, что на ней можно было увидеть. Все остальное выглядело, да простят меня организаторы, бледненько. Понимаю – кризис. Представляю, как тяжело было в столь тяжелых экономических условиях устроить такое событие для столичных любителей мотоциклов. Но праздник, не смотря на что, получился, спасибо!