В России в продажу поступило весьма необычное транспортное средство, которое называется Polaris Slingshot
Женская мудрость гласит, что мужчины – те же дети, только игрушки у них значительно дороже. Возможно, они правы. По крайней мере, некоторым из нас это утверждение льстит: как-никак, прекрасный пол нас даже в зрелом возрасте по-прежнему считает молодыми.
Вероятно, исходя из этого, маркетологи американской компании Polaris Industries, выбирая подходящее название своей новинке, остановились на слове slingshot, которое в переводе с английского означает «рогатка». Однако дело здесь не только в забористом словце, но и в его сути. Точнее – в форме. Нет, Slingshot не может метать камни со скоростью пули, но то, что сделали инженеры Polaris, если смотреть сверху, действительно похоже на рогатку, удерживаемую вертикально: два колеса спереди и одно сзади.
Трехколесное чудо из Миннесоты сложно причислить к какому-либо уже существующему классу транспортных средств. Поэтому, отталкиваясь от количества колес, называют его просто трициклом или трайком. В действительности это двухместный родстер на трех колесах. Причем, в отличие от всех выпускавшихся ранее трайков, два колеса у него спереди, а не сзади. Разница, казалось бы, небольшая, однако последствия просто потрясающие! Если все предыдущие трайки с колесной формулой 3х2 (то есть с двумя колесами сзади) были очень неустойчивыми в поворотах (из-за чего, в общем-то, их выпуск и прекратили, а в некоторых странах даже запретили эксплуатацию), то современные, с колесной формулой 3х1, лишены этого существенного недостатка. Ведь в поворотах самая большая нагрузка ложится на внешнее переднее колесо, которого у прежних трайков не было. А на машинах, где они есть, проблема с опрокидыванием оказалась решенной.
На самом деле транспортных средств с колесной формулой 3х1 не так уж мало. С момента первого появления автомобилей у них было как четыре колеса, так и три. В итоге все же большинство производителей остановились на четырех. Но некоторые еще долго продолжали выпускать и трехколесные экземпляры. Особенно много их делали сразу после Второй мировой войны, когда вся Европа была в разрухе. К примеру, даже BMW поучаствовала в этом процессе. Хотя, пожалуй, самой «долгоиграющей» трехколесной моделью стала британская Morgan 3 Wheeler, которую с 2012 года вновь поставили на поток. По сути, она представляет собой сублимированную реплику автомобилей, выпускавшихся компанией с 1911 по 1952 год. Поэтому год объявления о возобновлении производства – 2011-й – и демонстрация будущей модели на Женевском автосалоне выбрали не случайно: 100 лет как-никак! Однако назвать моргановский трехколесник родстером никак нельзя, это все же ретроавтомобиль, несмотря на современную «начинку».
Между тем в Новом Свете еще с 1988 года канадская компания Campagna Motors предлагала поклонникам необычной техники свой трицикл под названием T-Rex. У него тоже два колеса спереди и одно ведущее сзади. Но, в отличие от Morgan, там была крыша, причем жесткая и несъемная. Практически это спортивный автомобиль с одним колесом сзади. Но не родстер! Моторами он комплектовался слишком скромными по своим возможностям.
Настоящий трехколесный родстер впервые был представлен в 2006 году на автосалоне в Лос-Анджелесе. Сделал это Volkswagen совместно с Lotus. Главный шоу-стоппер салона назывался Volkswagen GX3, но был он всего лишь концепт-каром. Несмотря на более чем положительную реакцию публики, в производство GX3 так и не пошел. Volkswagen, который никогда не занимался мотоциклами, не был уверен в полной безопасности перевозимых на «трехколеснике» людей и потому решил не рисковать.
Но мир, как известно, не терпит пустоты, и неожиданно освободившуюся нишу уже в следующем году занял трицикл от BRP. Канадский Can-Am Spyder имел такую же компоновку, но это был однозначно мотоцикл, хотя и трехколесный: у него и руль мотоциклетный, и оба седока восседают верхом, а не рядком.
И сразу же свой ответ северному конкуренту начал готовить Polaris. Копировать американская компания не стала, справедливо рассудив, что это как минимум неприлично. Тем более что инженерный потенциал в Миннесоте был подобран мощный, что Polaris Industries доказывала не раз. А чтобы выходить на рынок с качественным продуктом, новинку готовили долго и тщательно. Как результат, в 2014 году миру представили Slingshot, который уже со следующего года пошел в серию. Теперь, как видим, добрался он и до России.
У себя на родине, в Соединенных Штатах, Polaris Slingshot продвигается под слоганом We triple dare, который в данном случае можно перевести примерно так: «Нам не слабо, если и вам не слабо. Ну, так как?»
Похоже, нам тоже не слабо! Единственное, что может приостановить массового покупателя, это цена, которая превышает 2 млн рублей. Но никто и не утверждает, что Slingshot рассчитан на массового потребителя. Ведь если все начнут ездить на таких машинках, пропадет как минимум их шарм и оригинальность. Поэтому «миннесотскую рогатку» следует все же считать товаром штучным.
По большому счету это весьма «заряженный» трехколесный автомобиль-кабриолет, который в движение приводит одно заднее колесо. У него сугубо автомобильные органы управления – круглый руль и три педали и автомобильная же посадка типа side-by-side: водитель и единственный пассажир сидят рядом – в креслах, как в спорткарах.
Сломано много копий относительно того, как же этот агрегат квалифицировать – в качестве автомобиля или же как мототранспортное средство? Или это вообще нечто иное, не поддающееся привычной классификации?
Если отталкиваться от современного технического регламента, где сказано, что автомобиль трехколесным быть не может, нужно причислять Polaris Slingshot к мототранспорту. Именно так он и сертифицирован в России. Для управления трициклами у нас сейчас требуется водительское удостоверение подкатегории В1 с пометкой MS (или вообще без пометок), но годится и обычная категория A.
Причем подобное разночтение типично для всех стран, где появляется нечто подобное. Даже у себя на родине Slingshot сильно запутал регистрирующие органы: в одних штатах его долго признавали автомобилем, в других – мотоколяской. Пока не пришли к выводу, что нужно создать новый класс AutoCycle – автоцикл. Впрочем, для нас важнее то, то появившийся на российском рынке Polaris Slingshot можно купить, зарегистрировать в ГИБДД и законно ездить.
Двигатель в этом транспортном средстве расположен спереди – как у большинства автомобилей. Это 4-цилиндровый GM Ecotec, который ранее устанавливался на спортивные машины Pontiac Solstice и Saturn Sky. Трансмиссия – механическая 5-ступенчатая. Схема переключения – как на обычных автомобилях, причем имеется и задний ход. Компоновка напоминает заднеприводную схему: продольно расположенный силовой агрегат стыкуется с коробкой передач, из которой выходит карданный вал. Однако до ведущего колеса он не доходит – его сменяет приводной ремень, усиленный карбоном. Он-то и передает крутящий момент на ведущее колесо. Оно, кстати, как и передние, на мотоциклетное совершенно не похоже – низкопрофильное и очень широкое.
В целом же все сделано ради того, чтобы и водитель, и пассажир чувствовали себя, как в открытом спорткаре, который к тому же выделяется в транспортном потоке. Так что наверняка где-нибудь в Сочи или Ялте, как, впрочем, и во Флориде и Ницце, таких машин скоро будет немало. Впрочем, их водителям не стоит забывать, что, хотя у трицикла сзади всего одно колесо, сам он в итоге получился не маленьким – ширина машины почти два метра! Так что ездить, как на мотоцикле, лавируя между рядов, не следует.
При этом трайк оборудован почти всеми системами безопасности и различными ассистентами, которыми оснащаются современные автомобили. В частности, помимо электроусилителя руля и ремней безопасности есть и ABS, и трэкшн-контроль, и система стабилизации… Словом, Polaris Slingshot позиционируется как довольно безопасный родстер. Однако на ESC надейся, но шлем надевай! Ведь даже в США, где законодательство отличается от штата к штату, ездить рекомендуют в шлеме. И тогда любое путешествие наверняка окажется не только интригующим и приятным, но и безопасным.
Технические характеристики Polaris Slingshot | |
---|---|
Габариты, мм | 3800х1980х1318 |
Колесная база, мм | 2667 |
Дорожный просвет, мм | 127 |
Двигатель | 4-цилиндровый 4-тактный GM Ecotec LE9 2.4L DOHC |
Рабочий объем, куб. см | 2384 |
Мощность, л.с./об/мин | 175/6200 |
Крутящий момент, Нм/об/мин | 227/4700 |
Тип привода | ремень |
Охлаждение | жидкостное |
Запуск двигателя | электростартер |
Коробка передач | механическая 5-ступенчатая (задний ход) |
Сцепление | однодисковое сухое с гидроприводом |
Система питания | впрыск топлива |
Ход подвески передней/задней, мм | 113/133 |
Тормоз спереди/сзади | дисковый гидравлический вентилируемый с ABS/ дисковый гидравлический вентилируемый с ABS |
Шины передние/задняя | 225/45 R 18 / 255/35 R 20 |
Снаряженная масса (с топливом)/полная, кг | 780/920 |
Объем бензобака, л | 37,1 |