СКУТЕРЫ
Все больше! Все шикарнее! Престижный скутер… Шикарный скутер… Лет 10 назад эти словосочетания звучали бы сущим бредом. Но мы стоим на пороге новой эры – эры роскошных и дорогих скутеров. Уже сейчас в салонах дилеров встречаются, с позволения сказать, мотороллеры стоимостью свыше $20.000. А к наступающему сезону “Honda” и “Suzuki” приготовили новые модели высшего класса.
СОЗДАТЕЛИ “Honda Forza” сразу расставляют точки над i: “Наш скутер оснащен встроенной аудиосистемой”. Динамики расположены по обе стороны от приборной панели, а система управления вторичными функциями изрядно напоминает MMI на “Audi”. Кроме того, как в дорогих автомобилях, на приборной доске высвечиваются показатели мгновенного расхода топлива и среднего за поездку. Большим скутером сейчас никого не удивишь (их начали клепать даже китайцы), поэтому высокий класс своего изделия хондовцы подчеркивают передовыми (и дорогими) техническими решениями.
“Forza” приводится в движение одноцилиндровым мотором (249 куб. см) с четырьмя клапанами. На малых оборотах работают только два из них, что обеспечивает сочную тягу на “низах”, а потом в дело включаются все четыре – это дает хороший отклик на газ при высоких оборотах и приличную мощность.
Автоматическая трансмиссия “Honda S-Matic” имеет систему контроля, которая учитывает загрузку скутера (едет водитель один или с пассажиром и багажом), дорожные условия (прямая магистраль или “прыгающая” вверх-вниз дорожка среди холмов) и множество других факторов. На основании всего этого автоматика выбирает оптимальное на данный момент передаточное соотношение в трансмиссии.
Тормоза “Honda Forza” имеют все мыслимые для двухколесной техники системы безопасности: помимо AБС здесь есть CBS (Combined Break System), которая должным образом перераспределяет тормозное усилие, если водитель ошибается и “перетормаживает” передним или задним тормозом.
РЕВОЛЮЦИЮ среди скутеров бизнес-класса произвел “Suzuki Gemma”. Элегантный, как сигара, и стильный, как фильм Квентина Тарантино, этот аппарат производит сильное впечатление. В его внешности проработано все – начиная от приземистого, словно припавшего к земле силуэта, и заканчивая второстепенными деталями наподобие изящного правого кожуха, прикрывающего выпускную трубу.
Седло очень длинное – здесь достаточно места для двоих взрослых. Вдобавок перед водителем имеется внушительный бардачок, а пассажир опирается на спинку, которая входит в стандартное оснащение “Gemma”.
СПОРТБАЙКИ
Американская компания “Buell” издавна производит спортбайки с моторами “Harley-Davidson”. Но как модель 2008 года фирма представила мотоцикл “1125R”, разрушающий привычные представления о ее продукции. Впервые использован двигатель не от “Харли”. Сенсация!
ТЕМ НЕ менее мотор новинки сохранил привычную для “Buell” конфигурацию. По сути, это хорошо известный V2 австрийской марки “Rotax”. Такой силовой агрегат устанавливается, в частности, на итальянский спортбайк “Aprilia RSV Mille”. Но для американской модели его расточили до 1.125 “кубиков”. Мощности это особо не прибавило (она составляет всего 144 силы), зато на крутящем моменте и эластичности сказалось положительно. Что ж, все выдержано в излюбленном стиле основателя и владельца фирмы Эрика Бьюлла: у мотоцикла – минимальные размеры и масса, достаточная мощность и сногсшибательная тяга на “середине”.
Ходовая часть скроена по привычным бьюлловским канонам: бензобак имплантирован в раму, а масляный бак (V2 имеет “сухой” картер) упрятан в задний маятник подвески. База небольшая, однако не экстрема льно-короткая, как на “Buell” прошлых лет. Она равна 1.384 мм (все равно меньше, чем у любой “шестисотки”!). Сухой вес мотоцикла составляет всего 170 кг.
Тормоза традиционны для “Buell”: огромный передний диск укреплен на ободе колеса.
“Buell 1125R” – не просто новый мотоцикл, а новая платформа компании. Возможно, в будущем на нее переведут и другие модели (правда, с трудом верится, что бьюлловцы откажутся от традиционных харлеевских моторов, хотя их качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего). А вскоре – в этом нет сомнений! – на базе “1125” наверняка появятся стритфайтер и кроссовер.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТРАНСПОРТ
В Японии – реальность.. Коммутеры – сommuters – техника завтрашнего дня, который в Японии уже наступил. Крохотные аппараты спроектированы специально для жителей больших городов, задыхающихся в дорожных пробках.
НА ЭТИХ “малышах” можно ездить по дорогам общего пользования. А можно вместе с ними садиться на общественный транспорт. Утро рабочего дня для их владельцев выглядит примерно так…
Человек выходит из квартиры (скажем, в пригороде Токио) и спускается на лифте, держа свой коммутер в руке, как обычный чемодан. Во дворе “чемодан” раскладывается, словно игрушка-трансформер, в двухколесное транспортное средство, напоминающее скутер. Далее – по обычным дорогам до станции пригородных поездов, где коммутер превращается в багаж. Затем – поездка на метро внутри Токио. После чего вы вновь седлаете коммутер, чтобы доехать на нем от метро до офиса…
В качестве типичного представителя commuters можно назвать представленную на иллюстрациях“ Yamaha Bobby”. Модель оснащена электромоторчиком мощностью 0,58 кВт (около 0,8 л.с.), который питается от батареи.
Аккумуляторы коммутеров заряжаются от обычной бытовой розетки. Запас хода таких аппаратов составляет 35-45 км, а максимальная скорость – 25-35 км/ч.
Население европейских городов тоже увеличивается, транспортные потоки становятся все плотнее и плотнее, а власти ратуют за более широкое использование общественного транспорта. Поэтому надо полагать, что появление коммутеров на дорогах Старого Света – вопрос времени. Не исключено, что подобные аппараты найдут спрос и в России.
СТАТИСТИКА
В прошлом году европейская ассоциация мотоциклистов совместно с британским журналом “Superbike” провела исследование: насколько опытны разъезжающие по дорогам Старого Света поклонники двухколесной техники? Результат оказался не слишком радужным..
КАК ВЫЯСНИЛОСЬ, среди мотоциклистов много новичков с маленьким стажем вождения. В цифрах картина выглядит следующим образом:
Стаж вождения менее года – 20%,
1-2 года –10%,
2-6 лет – 12%,
6-10 лет – 12%,
10-15 лет – 11%,
15-20 лет – 8%,
20-25 лет – 8%,
25-30 лет – 9%,
свыше 30 лет – 9%.
Таким образом, 42% мотоциклистов в Европе водят свою технику меньше шести лет, а 30% освоили мотоцикл два года назад или меньше. Этим специалисты и объясняют высокий процент аварий.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Какими будут спортбайки, скажем, лет через 20? Невероятно быстрыми и абсолютно бесшумными! Ведь они будут ездить на электричестве – так считают специалисты американской фирмы “Evdaytona”, которые недавно построили экспериментальный спортбайк на электротяге. Причем на основе серийного “спорта”.
МОДЕЛЬЮ-донором для концептуальной разработки послужил английский “Triumph Daytona”. Огромное ветровое стекло, закрывающее голову водителя, потребовалось для снижения аэродинамического сопротивления.
Вместо бензинового мотора мотоцикл получил электрический двигатель. В зависимости от типа и размеров батарей снаряженная масса этого спортбайка составляет 223 или 250 кг. Максимальный запас хода невелик – 170 км. А максимальная скорость по спортбайковским меркам вовсе смешная – всего 150 км/ч. Зато разгон…
Всего 2,9 с необходимо, чтобы экзотический “Триумф” ускорился с места до 100 км/ч! Чудовищная динамика объясняется тем, что электродвигатель в отличие от мотора внутреннего сгорания сразу, буквально с первого оборота начинает выдавать максимальный крутящий момент. Видимо, спортбайки завтрашнего дня будут не только экологичными, но и феноменально резкими в разгоне.
ЭКЗОТИКА
Канадская компания “Canjamoto” специализируется на выпуске эксклюзивных мотоциклов. Недавно появился интересный проект на базе оппозитного спортбайка BMW.
“CANJAMOTO Scorpion” отличается фантастическим дизайном. Не мотоцикл, а реквизит для очередного фильма Стивена Спилберга! Головной обтекатель высокой волной “перехлестывает” через руль и “стекает” на тыльную сторону бензобака. А позади пилота возвышается высокий горб обтекателя – седло для пассажира на экзотичном BMW не предусмотрено. Массивный обтекатель изготовлен из современных сверхлегких материалов, поэтому масса мотоцикла составляет всего 190 кг.
Оппозитный мотор получил турбонаддув. Судя по умеренной для столь радикального решения мощности (всего 160 л.с.), мотоцикл снабдили турбиной низкого давления. Зато она обеспечивает ровный и сильный крутящий момент в широком диапазоне оборотов – такой “стиль” характеристик мотора, кстати, предпочитают и сами баварские инженеры.