Компактные модели, стоящие в автомобильной иерархии на ступеньку ниже гольф-класса, пользуются среди россиян возрастающей популярностью. Малые размеры с лихвой искупаются достоинствами этих машинок. Они как рыбы в воде чувствуют себя в тесноте городских улиц, где всегда находят место и для маневра, и для парковки. Они экономичны и не подорвут семейный бюджет тратами на бензин. Они, что важно, зачастую не уступают иномаркам старших рангов в надежности и живучести. Сегодня речь пойдет о японских представителях этого клана: “Nissan Micra” (1998-2003 гг.), “Toyota Yaris” (1999-2005 гг.), а также об имеющих общую платформу “Subaru Justy” и “Suzuki Swift” (1996-2003 гг.). Производство всех этих моделей в разное время было налажено в Европе: “Micra” делали в Англии, “Justy” и “Swift” собирали на одном заводе в Венгрии, а “Yaris” с 2001 года выпускался во Франции.
“NISSAN MICRA”
при скромных внешних габаритах достаточно просторен внутри. Хотя сиденье нельзя подстроить под себя по высоте, за рулем поместится даже здоровяк крупного роста – если отодвинет кресло до упора назад. Устроиться удобнее поможет регулировка угла наклона рулевой колонки.
Для двоих задний диван достаточно удобен. И даже места над головой достаточно, поскольку он посажен чуть ниже передних кресел. На трехдверной модификации “Micra” для пущего удобства задних пассажиров в бортах кузова сделаны ниши-подлокотники. Мелочь, а приятно..
Багажник – весьма скромного объема (205 л). В него можно спрятать, например, лишь спортивную сумку. А при сложенных задних сиденьях место под поклажу увеличивается до приличных 960 л.
Интерьер выполнен не из самых дорогих материалов, но очень качественно. Передняя панель проста и лаконична – водителю не придется “искать” рычаги и кнопки управления основными функциями автомобиля.
Достойная вместительность при малых габаритах, хорошее качество сборки и невысокая цена делают “Nissan Micra” весьма выгодным приобретением в своем классе.
“TOYOTA YARIS”
отличающийся ярким внешним дизайном, столь же футуристично выглядит и внутри. Необычно выполнена передняя панель: консоль как бы повисла в воздухе, не доставая до центрального напольного туннеля. Электронная панель приборов, расположенная сверху по центру, слегка повернута в сторону водителя.. Увы, стильный салон отделан довольно скользким и твердым на ощупь пластиком не слишком высокого качества. Зато в “Yaris” множество отсеков и полочек, куда можно положить все что угодно – от дорожного атласа и газеты до коробок приличных размеров. Почти как в полноценном минивэне.
Не многим меньше, чем в микроминивэне, и внутренний простор – благодаря характерным пропорциям кузова. “Yaris” весьма высок. Он на добрый десяток сантиметров выше традиционных хэтчбеков-одноклассников. Отсюда – высокий потолок, высокая посадка сидений и, как следствие, внутренний простор. Неудивительно, что в компактной “Toyota” достаточно комфортно размещаются пять человек средней комплекции. Причем на водительском месте свободно усядется даже баскетболист – широкий диапазон регулировок кресла по длине и высоте вполне позволяет это. Задние сиденья можно двигать вперед-назад. Это позволяет при необходимости чуть ли не вдвое увеличить объем багажника, который в обычном виде занимает всего 205 л, смахивая на отделение для мелких вещей. Или наоборот – расширить пространство для задних пассажиров, фактически ликвидировав багажное отделение..
“Toyota Yaris” – один из лучших в классе по эффектности дизайна, оригинальности интерьера и по внутреннему простору.
“SUBARU JUSTY” и “SUZUKI SWIFT”
скроены по одному лекалу. Если снять с них шильдики, то определить “кто есть кто” будет практически невозможно. То же самое относится и к интерьеру. Салоны машин просты и удобны, хотя смотрятся уже довольно старомодно. Имеются небольшие полки для разной мелочи под лобовым стеклом, у основания центральной консоли и позади “ручника”. Качество материалов отделки, скажем так, на “четыре с минусом”. По эргономике замечаний нет, за исключением, пожалуй, устройства “дворника” заднего стекла у хэтчбеков: омыватель и сервопривод щетки включаются разными клавишами. Диапазон настроек водительского кресла очень широк, и хотя рулевая колонка не регулируется, это не мешает основательно устроиться на водительском месте человеку даже плотного телосложения.
Задние сиденья на 3-дверных версиях тесноваты. Двое взрослых усядутся там с удовлетворительным комфортом. У пятидверных “Justy” и “Swift”, база которых длиннее на 10 см, задний диван просторнее. Поклажи на обеих модификациях много не увезешь: багажные отсеки маловаты. Особенно у “Subaru”, где ради размещения заднего редуктора пришлось пожертвовать объемом багажника – даже при сложенном заднем диване его емкость составляет всего 360 л. У переднеприводной “Suzuki” под багаж отведено максимум 762 л.
Надо заметить, “Subaru Justy” и “Suzuki Swift” уже морально устарели. Даже низкая цена, неплохие потребительские качества и полноприводная трансмиссия (на “Justy”) вряд ли могут стать решающими аргументами в их пользу.
“NISSAN MICRA”
в самой простой комплектации имеет только фронтальные подушки безопасности и центральный замок. АБС появилась на малолитражках лишь с конца первого, 1998-го, года выпуска. Однако кроме базовой существует еще около десятка модификаций, оснащенных более богато. Такие “Micra” дополнительно оборудуются электроприводами передних стеклоподъемников, гидроусилителем руля и автоматической блокировкой дверей. Некоторые экземпляры могут похвастать электрическими подъемниками всех дверей и кондициционером. На некоторых автомобилях начиная с 2000 года производства встречаются складывающаяся панорамная крыша, “противотуманки”, иногда – литые диски колес. На вторичном рынке предлагаются “Nissan Micra” с механической 5-скоростной коробкой передач, а также с вариатором, который предлагался за доплату.
“TOYOTA YARIS”
изначально создавался для завоевания сегмента малолитражных моделей. Расчет оправдался: в 2000-м “Ярис” был признан “автомобилем года” в Европе. Оснащенности “Yaris” могут позавидовать остальные представители этого класса. В список базового оборудования входили АБС, передние подушки безопасности (с ноября 1999 года подушек стало четыре), бортовой компьютер, аудиосистема, гидроусилитель руля и центральный замок с автоматической блокировкой. А вот 4-ступенчатый “автомат” и легкосплавные диски первый хозяин (чаще хозяйка) малолитражной “Toyota” заказывал дополнительно. Как и другие модели фирмы, самая младшая машинка имела несколько уровней оснащенности. Самые распространенные из них – “Linea Terra”, “Linea Sol” и “Linea Luna” – различались между собой в основном материалами отделки.
“SUBARU JUSTY” и “SUZUKI SWIFT”
для европейского рынка выпускались на одном заводе в Венгрии. Но в их базовой комплектации были некоторые различия. “Suzuki Swift” (с мотором объемом 1 л) располагал водительской подушкой безопасности, электроприводами передних стекол и подогреваемых зеркал, а также центральным замком. С 2001 года список пополнили вторая фронтальная подушка, кондиционер и гидроусилитель руля (1,3-литровая версия оснащалась усилителем изначально).
У “Subaru Justy” было существенное преимущество – постоянный полный привод, в то время как “Swift” выпускался только с передними ведущими колесами. На “Justy” ставился исключительно 1,3-литровый двигатель. В базовом оснащении с 1997 года имелась АБС. Кроме того, в стандартной версии были фронтальные подушки безопасности, электроприводы передних стекол и подогреваемых зеркал, а также центральный замок. А на машинах 2001 модельного года серийно устанавливались литые диски и противотуманные фары. Кондиционер числился в списке опций, а вот “автомат” заказать было нельзя – такая коробка для “Subaru Justy” не предусматривалась в принципе.
“NISSAN MICRA”
Спереди стойки МакФерсона, сзади зависимая балка с тягой Панара – характерная для машин этого класса схема подвески. Однако, несмотря на ее простоту, автомобиль уверенно держит дорогу и надежно управляется. Отдельное спасибо за это передним и задним стабилизаторам поперечной устойчивости. Безупречно настроен гидроусилитель руля, который в предельных режимах не дает о себе знать, зато в полной мере задействуется на парковках. На первый взгляд, автомобиль может показаться жестковатым на ходу, но с набором скорости подвеска становится мягче и легко проглатывает небольшие неровности.
На “городских” скоростях (60-70 км/ч) в салоне шумновато, но если еще прибавить газу, громче не становится. Зато с увеличением темпа начинает доминировать звук мотора, довольно назойливый, как жужжание насекомого. Особенно он досаждает, если машина оснащена вариатором. В любых режимах движения с такой трансмиссией двигатель работает на повышенных оборотах. А вот механическая коробка нареканий не вызывает: передачи включаются с четкостью затвора снайперской винтовки.
“TOYOTA YARIS”
оборудована амортизаторными стойками спереди и полузависимой балкой сзади. Похоже, японцы уделили большое внимание настройкам шасси. При достойной комфортабельности “Yaris” обладает великолепными (для своего класса) ездовыми качествами. Это проявляется и в небольших кренах кузова при прохождении поворотов, и в полном пренебрежении машины к дорожным неровностям. Отменная плавность хода присуща большинству “Тойот”, но обнаружить прекрасно настроенную подвеску на столь компактном автомобиле – приятная неожиданность. “Toyota Yaris” постоянно провоцирует водителя на темпераментную и азартную езду. По динамике ей нет равных не только в нашей четверке, но и вообще среди одноклассников. С 1,5-литровым мотором легкая малолитражка катапультируется с места до 100 км/ч всего за 9 с.
Шумоизоляция тоже на высоте. По этому показателю “Toyota Yaris” опережает своих японских оппонентов.
“SUBARU JUSTY” и “SUZUKI SWIFT”
наделены полностью независимой подвеской всех колес – такое решение не часто применяется на компактных автомобилях. Однако, несмотря на эти технические изыски, настройку шасси не назовешь оптимальной. За достойную плавность хода машинки расплачиваются излишней валкостью в поворотах. На умеренной скорости до 100 км/ч “Justy” и “Swift” прописывают извилистую трассу стабильно и четко. (Пожалуй, полноприводный “Subaru” выполняет это упражнение более легко и непринужденно.) Но маневры, связанные с изменением курса на больших скоростях, сопровождаются изрядными кренами. 5-дверные модификации держат дорогу лучше, чем трехдверки, благодаря увеличенной на 10 см колесной базе.
Со звукоизоляцией не все гладко. Посторонние шумы проникают в салон без особых препятствий, а звук двигателя на высоких оборотах становится довольно надоедливым. Впрочем, “Subaru Justy” и “Suzuki Swift” не располагают к агрессивной езде. Большинство владельцев этих машин ездят размеренно и степенно. А в таком режиме малолитражки хорошо управляются, уверенно стоят на дороге и не досаждают посторонними звуками.
Если вам приглянется “Suzuki Swift” с автоматической коробкой передач (“Subaru Justy” комплектовался только “механикой”), то пробная поездка необходима. Архаичный 3-ступенчатый “автомат” так сильно скрадывает темперамент мотора (особенно 1-литрового), что по динамике автомобиль начинает уступать даже классическим “Жигулям”.
“NISSAN MICRA”
не преподнесет неприятных сюрпризов своему второму владельцу. Малолитражка, что называется, ладно скроена и крепко сшита. Кузов стойко противостоит коррозии, и при надлежащем уходе лакокрасочное покрытие выдержит все тяготы российской эксплуатации. Если на купленном вами экземпляре нет брызговиков, нелишне их установить. В противном случае пороги и колесные арки по прошествии нескольких лет будут сверкать голым металлом.
От езды по нашим дорогам после 100.000 км пробега провисают дверные петли. Ремонту они не поддаются, замена обойдется в $75.
Примерно в это же время (“благодарить” надо противогололедные реагенты) выйдет из строя шарнир поводка “дворника”. Новая деталь стоит около $20, работа – примерно столько же.
“Nissan Micra” оснащался бензиновыми 4-цилиндровыми двигателями объемом 1 и 1,3 л. До рестайлинга 2000 года их мощность составляла 54 и 75 “лошадок”, а после модернизации они стали выдавать 60 и 82 силы соответственно. Изредка на вторичном рынке встречаются “Micra” с 1,4-литровым (57 л.с.) дизелем, похвально надежным и долговечным.
Бензиновые 16-клапанные моторы тоже считаются в целом беспроблемными. В приводе ГРМ используется прочная цепь. Срок ее службы рассчитан на 200.000-250.000 км, однако на 120-й тысяче она начинает шуметь. Впрочем, по мнению сервисменов, в таком состоянии можно ездить и дальше, вплоть до 200.000 км. Тем более что замена цепи обойдется в $1.000. Свечи исправно поджигают наше топливо на протяжении 20.000-30.000 км, после чего приходят в негодность. Новые свечи недороги – в среднем $16 за комплект.. От качества бензина зависит и продолжительность службы катализатора отработавших газов (примерно $1.000). Российские мастера, не мудрствуя лукаво, при первых признаках неисправности удаляют катализатор, и мотор продолжает работать уже без него. Нечто вроде операции по ампутации аппендикса у здорового человека..
Что касается механической коробки передач и бесступенчатого вариатора, то они не подведут, если соблюдать регламент по замене жидкостей через каждые 60.000 км пробега.
Подвеска у “Nissan Micra” на удивление крепкая. Сказываются малая масса автомобиля и простота конструкции шасси. Вложения в него потребуются только после 100.000 км. Данные по замене элементов подвески приведены в таблице.
“TOYOTA YARIS”
самый молодой автомобиль из нашей четверки и потому еще не успел обрасти возрастными “болезнями”, свойственными другим “японцам”. Например, если “Yaris” не был в серьезной аварии, то найти ржавчину на корпусе малолитражки практически невозможно. По остальным кузовным проблемам статистики еще не накопилось.
Весьма надежны двигатели, которых у “Toyota Yaris” было четыре: три бензиновых объемом 1 л (68 сил), 1,3 л (86 л.с.) и 1,5 л (105 сил), а также редко встречающийся на вторичном рынке 1,4-литровый 75-сильный турбодизель. Наиболее распространены “Yaris” с моторами объемом 1 и 1,3 л. 1,5-литровые седаны “Echo” везут в основном из Америки. С любым двигателем легкая машинка очень динамична. Газораспределительный механизм приводит в движение долговечная цепь. Свечи служат в среднем 20.000 км, замена их стоит $35-40.
Со всеми бензиновыми моторами сочетаются три типа трансмиссии: обычная механическая коробка передач, 4-ступенчатый “автомат” и роботизированная “механика” с автоматическим выжимом сцепления. К первым двум КПП нареканий нет. А вот последняя может огорчить поломками: самый главный механизм управления сцеплением роботизированной коробки – активатор – выходит из строя порой уже через 50.000-70.000 км. Замена отнюдь не пустячная – $1.300 вместе с работой.
Простая подвеска внимания к себе почти не требует. Основные траты приходятся на пробег более 100.000 км. Раньше этого срока к 50.000-60.000 км выходят из строя разве что втулки переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Подробный “график” замен деталей шасси приведен в таблице.
“SUBARU JUSTY” и “SUZUKI SWIFT”
на фоне двух других моделей выглядят чуть менее надежными. Хотя отставание не очень существенное. Кузова неплохо противостоят коррозии, конечно, если машины не были плохо восстановлены после серьезной аварии.
На вооружении обоих автомобилей стоят сузуковские 4-цилиндровые двигатели, апробированные на других моделях фирмы. Это бензиновые 1-литровый (53 л.с.) и 1,3-литровый (68 л.с.) моторы с двумя клапанами на цилиндр. Из-за маркетинговых соображений на “Subaru Justy” устанавливалась только 1,3-литровая “четверка”. Начиная с 2001 года она стала выдавать 85 “лошадей” благодаря применению 16-клапанной схемы в механизме газораспределения. Моторы, в общем-то, не имеют типичных слабых мест. Основные неприятности связаны с нашим некачественным топливом и нарушением регламента техобслуживания. Кстати, 8-клапанные двигатели рассчитаны на 92-й бензин.
Ремень ГРМ по регламенту предписывается заменять каждые 60.000 км. Впрочем, по мнению сервисменов, реально он служит чуть ли не в полтора раза дольше. Чем и пользуются многие автолюбители, самовольно увеличивая интервал замены ремня. Благо что даже при его обрыве клапаны с поршнями не встречаются и серьезных последствий обычно не бывает. Придется тащить машину на буксире в сервис – вот и все. Но такие “вольности” не пройдут с 16-клапанным 1,3-литровым двигателем, который при обрыве ремня потребует ремонта головки блока.. Свечи держатся 20.000 км, а их замена обойдется всего в $29.
С моторами на “Suzuki Swift” сочетаются механическая коробка передач и 3-ступенчатый “автомат”. Для “Subaru Justy” была доступна только “механика”. Обе трансмиссии зарекомендовали себя как беспроблемные и долговечные.
Независимая подвеска “Subaru Justy” и “Suzuki Swift” потребует некоторых расходов; впрочем, их нельзя назвать оглушительными. Просто в независимой подвеске применяется большее количество деталей, и в ремонте они обходятся дороже. Например, шаровые опоры составляют с рычагом единое целое и стоят $183. А рычаги задней подвески оцениваются в $215. Добавьте сюда стоимость работ.. Более полная информация по замене элементов шасси сведена в таблицу.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ | |||||||
Габаритные размеры , см | Клиренс, см | База, см | Снаряженная масса, кг | Запас топлива, л | Объем багажника, л | Размер шин | |
“Nissan Micra” | 376,5х159,5х144 | 15 | 236 | 835 (865)* | 42 | 205/690 | 165/600 R14 |
“Toyota Yaris” | 362х166х150 | 14 | 237 | 880 (910)* | 45 | 205/950 | 175/65 R14 |
“Suzuki Swift” | 374,5(384,5)х159,5х138 | 16 | 226,5 (236,5)* | 730 (750) | 40 | 196/762 | 175/70 R13 |
“Subaru Justy” | 374,5(384,5)х159,5х138 | 16 | 226,5 (236,5)* | 845 (910) | 37 | 135/350 (145/360) | 165/70 R13 |
* Данные для пятидверного хэтчбека.
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА | |||||
Двигатель | Мощность, л.с. при об/мин | Крутящий момент, Нм при об/мин | Разгон 0-100 км/ч, с | Максимальная скорость, км/ч | Средн. расход топлива, л/100 км |
“Nissan Micra” | |||||
4-цил., 1 л | 54/6.000 | 79/4.000 | 16,4 | 150 | 5,7 |
4-цил., 1,3 л | 75/6.000 | 103/4.000 | 13,7 | 162 | 6,6 |
4-цил., 1 л | 60/6.000 | 80/4.000 | 15,5 | 150 | 5,7 |
4-цил., 1,3 л | 82/6.000 | 108/2.800 | 11,9 | 170 | 6,8 |
4-цил., 1,5 л, дизель | 57/5.000 | 95/2.250 | 18,7 | 146 | 5 |
“Toyota Yaris” | |||||
4-цил., 1 л | 68/6.000 | 90/4.100 | 13,8 | 155 | 6 |
4-цил., 1,3 л | 86/6.000 | 124/4.400 | 12,1 | 175 | 6,4 |
4-цил., 1,5 л | 106/6.000 | 143/4.200 | 9 | 190 | 6,9 |
4-цил., 1,4 л, турбодизель | 75/4.000 | 17/2.000 | 12,9 | 170 | 4,4 |
“Suzuki Swift” | |||||
4-цил., 1 л | 53/5.700 | 76/3.300 | 16 | 145 | 6 |
4-цил., 1,3 л | 68/6.000 | 99/3.500 | 13 | 165 | 6,4 |
4-цил., 1,3 л | 85/6.000 | 106/3.500 | 12 | 165 | 6,3 |
“Subaru Justy” | |||||
4-цил., 1,3 л | 68/6.000 | 99/3.500 | 13,6 | 155 | 6,9 |
4-цил., 1,3 л | 85/6.000 | 106/3.500 | 13 | 155 | 6,8 |
Примерные сроки замены деталей | ||
“Nissan Micra” | ||
Пробег, км | Операция по ремонту и обслуживанию | Стоимость (работа + расходные материалы), $ |
10.000 | Замена моторного масла и фильтра | 67 |
20.000 | Замена свечей зажигания | 32 |
30.000-40.000 | Замена передних тормозных колодок | 90 |
60.000-80.000 | Замена пыльников ШРУСов | 175 |
80.000-100.000 | Замена задних тормозных колодок (барабаны) | 190 |
100.000-120.000 | Замена шаровых опор с рычагами | 540 |
Замена стоек стабилизатора | 105 | |
Замена втулок стабилизатора | 54 | |
Замена передних тормозных дисков | 156 | |
Замена передних амортизаторов | 270 | |
Замена задних амортизаторов | 220 | |
120.000-150.000 | Замена рулевых наконечников | 240 |
150.000 | Замена сцепления | 516 |
“Toyota Yaris” | ||
Пробег, км | Операция по ремонту и обслуживанию | Стоимость (работа + расходные материалы), $ |
10.000 | Замена моторного масла и фильтра | 65 |
20.000 | Замена свечей зажигания | 36 |
30.000-40.000 | Замена передних тормозных колодок | 110 |
50.000-60.000 | Замена втулок стабилизатора | 50 |
80.000-100.000 | Замена задних тормозных колодок (барабаны) | 160 |
Замена рулевых тяг | 320 | |
100.000-120.000 | Замена передних тормозных дисков | 270 |
120.000-150.000 | Замена шаровых опор с рычагами | 490 |
Замена передних амортизаторов | 315 | |
Замена задних амортизаторов | 188 | |
150.000 | Замена сцепления | 580 |
“Suzuki Swift” | ||
Пробег, км | Операция по ремонту и обслуживанию | Стоимость (работа + расходные материалы), $ |
10.000 | Замена моторного масла и фильтра | 65 |
20.000 | Замена свечей зажигания | 29 |
20.000-40.000 | Замена передних тормозных колодок | 135 |
60.000 | Замена ремня ГРМ с роликами | 138 |
70.000-100.000 | Замена передних тормозных дисков | 162 |
Замена стоек стабилизатора | 95 | |
Замена втулок стабилизатора | 32 | |
90.000-120.00 | Замена передних амортизаторов | 390 |
Замена задних амортизаторов | 224 | |
Замена шаровых опор с рычагами | 209 | |
Замена рулевых наконечников | 120 | |
120.000-150.000 | Замена рычагов задней подвески | 676 |
150.000 | Замена сцепления | 515 |
“Subaru Justy” | ||
Пробег, км | Операция по ремонту и обслуживанию | Стоимость (работа + расходные материалы), $ |
10.000 | Замена моторного масла и фильтра | 65 |
20.000 | Замена свечей зажигания | 29 |
20.000-40.000 | Замена передних тормозных колодок | 144 |
60.000 | Замена ремня ГРМ с роликами | 138 |
70.000-100.000 | Замена передних тормозных дисков | 168 |
Замена стоек стабилизатора | 95 | |
Замена втулок стабилизатора | 32 | |
90.000-120.00 | Замена передних амортизаторов | 390 |
Замена задних амортизаторов | 224 | |
Замена шаровых опор с рычагами | 209 | |
Замена рулевых наконечников | 120 | |
120.000-150.000 | Замена рычагов задней подвески | 715 |
150.000 | Замена сцепления | 515 |
2007 - 2010
2010 - 2013
2010 - 2019
2002 - 2010