Виноградная лоза тянется корнями на глубину до 20 м. Корни автомобильной марки Cadillac еще глубже – они уходят в толщу времен более чем на два столетия. Путешествие во Францию, на родину человека, в честь которого назван этот бренд, мы совершили на машинах той же марки.
Организаторы поездки предложили протестировать сразу четыре модели из пяти, предлагаемых в России: Cadillac Escalade Hybrid, полноприводное купе CTS, седан CTS и кроссовер SRX. Необычная и интересная идея: на типичных “американцах” по тесной Европе. Как поведут себя “дредноуты” заокеанских хайвеев на французских дорогах и узких улочках старинных городов?
Марсель предложил хитросплетения улиц сразу, с первых метров пути. Выбор курса осложнялся тем, что город намерен к 2013 г. занять “должность” культурной столицы Европы и активно к этому готовится. Но наш путь лежит в места, связанные с автомобильной фамилией Cadillac, и для этого сначала надо пересечь Марсель, а затем всю Францию поперек – от средиземноморского побережья почти до Атлантики, где вблизи города Бордо находится Chateau de Cadillac.
В путь выдвигаюсь на полноприводном купе CTS. Автомобиль ничуть не теряется в уличной сутолоке старинного порта и легко маневрирует, несмотря на большие габариты и низкую обзорность через маленькие наружные зеркала и небольшие окна. При движении задним ходом выручает встроенная видеокамера.
Далее – разветвленная сеть французских дорог. Конечно, качество совсем уж мелких “капилляров” этой сети оставляет желать лучшего, однако ни одна из почти даже тропинок с едва просматриваемыми следами асфальта не может “похвастать” таким безобразным состоянием, какое у нас встречается на дорогах такого же значения и даже на федеральных трассах. Что ж, французские неровности американскому купе – что семечки. Жесткая подвеска слегка “дробит”, зато на крутых виражах надежно “держит” автомобиль.
Что удивительно, на автострадах ему немного недостает курсовой устойчивости. Вроде и руль при наборе скорости наливается приятной тяжестью, и его нулевое положение уловить нетрудно, а все же наблюдаются отклонения от “рельсов”: чуть отвлекся – и уже сместился в сторону чужой полосы. Впрочем, незачем отвлекаться, находясь за рулем. Тем более что купе Cadillac о нас заботится. Система климат-контроля поддерживает приятную прохладу, есть вентиляция кресел. Приборы четкие, правда, небольшие. На дисплей в центре панели можно вывести различные параметры движения – например, средний расход топлива. У меня он составил около 12 л на 100 км, и это совсем неплохо для большого автомобиля с 3,6-литровым 311-сильным двигателем! Правда, “лошадиные силы” как-то не чувствуются. С места машина буквально рвет (о таком отклике на “газ” при старте приходится постоянно помнить, особенно в узких местах). Но ускорения с хода, примерно с 90 км/ч, явно недостает. Однако после “раскрутки” до 3500–4000 об/мин двигатель наконец выдает требуемые 374 Нм тяги, и автомобиль начинает проситься на взлет.
Придать больше спортивности купе можно, задействовав “ручной” режим автоматической коробки передач. Достаточно “подвинуть” селектор к себе – и на приборной доске возникнет индикация текущей передачи. Понижаем эту цифру на единицу – и получаем совершенно другой характер автомобиля! Но понижать (как и повышать) передачи передвижением селектора неудобно: он сдвинут назад, и при манипуляциях им локоть правой руки упирается в подлокотник.
В остальном же купе нравится, и я не упускаю возможности насладиться его хорошей управляемостью на извилистых дорожках, отличной приемистостью при переключениях “вниз” и, конечно, удобством сидений.
К середине дня достигаем средневекового Авиньона – одного из самых романтичных городов Прованса. Его главная достопримечательность – папский дворец XIV века, крупнейшее готическое сооружение своего времени. Здесь проходило известное “Авиньонское пленение пап”: резиденция глав католической церкви переместилась сюда из неспокойного Рима под защиту сильной французской монархии. Семь пап, “отбывавших срок” в Авиньоне, проводили время в роскоши и праздности, потребляя в немыслимых количествах великолепные местные вина Cotes du Rhone и блюда с приправами из прованских трав. Возможно, с тех пор город славится превосходной кухней.
В отличие от римских пап американским Cadillac в средневековом городке приходится несладко. Особые затруднения вызывают перекрестки, местами удается повернуть только в три-четыре приема. И дело не только в большой длине автомобиля. Кое-где он вписался бы легче, не будь высоких бордюров, которые рискуешь зацепить низкими порогами. Причем коллегам, ехавшим на Escalade Hybrid, пришлось еще хуже, зато водитель кроссовера SRX испытал гораздо меньшие затруднения.
А пока нас ждет ужин в небольшом средневековом замке и ночлег в настоящем шато. Во французской глубинке не только более аутентичная обстановка, но и кухня порой превосходит по качеству столичную, часто усредненную. Удивительно, но в сотнях километров от моря нам предлагают великолепно приготовленные морепродукты. А какие сыры! Ведь совсем неподалеку отсюда находится Лаконь – местность, где разводят особую породу овец, из молока которых производится знаменитый рокфор.
Шато де Лабро, где предстоит ночлег, производит еще большее впечатление. Такие небольшие винодельческие хозяйства или фермы разбросаны всюду по стране, и некоторые имеют многовековую историю. Как своеобразны здесь башенки, комнаты, мансарды – назвать их номерами язык не поворачивается! За завтраком же нас окружают ржавые птичьи клетки, поврежденные временем зеркала, колодки для изготовления обуви, старинные сельхозорудия. Причем все вещи выглядят подлинными, “состарившимися” естественным образом.
Далее, словно переместившись во времени, я погружаюсь в ультрасовременный интерьер Cadillac Escalade Hybrid. И улавливаю некое единство двух времен. Как прежде вещи создавались для работы, так и этот автомобиль выглядит профессиональным инструментом – качественным и удобным.
В полной тишине – на одном электроприводе – гибрид выкатывается за ворота шато. На дороге общего пользования вскоре самостоятельно включается бензиновый двигатель – 6-литровая “восьмерка” Vortec, развивающая мощность 337 л.с. и крутящий момент 498 Нм. Удивительно, но в салон доносится лишь незначительный шум от мотора. Тяга великолепна во всем диапазоне оборотов, при нажатии педали “газа” ощутимый подхват следует на любой скорости! И опять появляется опасность превысить допустимый скоростной лимит. Кстати, у водителя Escalade есть возможность наблюдать точность стрелочного спидометра – достаточно вывести на дисплей в комбинации приборов цифровую индикацию.
Плавность хода американского “авианосца” на магистралях великолепна! А крены в поворотах не так и пугают, в том числе потому, что входить в повороты на “купейных” скоростях и в голову не приходит. На Escalade хочется ехать степенно, с достоинством, наслаждаясь видами через огромные окна и красивыми облаками через люк. Но если хотите более активной езды (лучше на прямых участках дорог), то можете позволить себе ручной выбор передач. Как ни парадоксально, он организован здесь гораздо удобнее, чем в купе. Небольшая клавиша “+/–” расположена прямо на массивной подрулевой “кочерге” селектора 6-диапазонного “автомата” и вполне достижима для правой руки, если локоть ее лежит на мягкой половине большого бокса между передними креслами.
Собственно, вопрос к автомобилю остался один: куда девать багаж? Семерых пассажиров усадить можно, причем всем будет удобно. Но тогда в багажник войдет от силы пара небольших чемоданчиков. Сложить же третий ряд сидений “в пол” невозможно, их надо вообще извлечь, и тогда вместилище для чемоданов станет колоссальным.
В условиях высочайшего комфорта достигаем еще двух интересных мест юга Франции. Первое – мост-виадук Мийо, сооружение космического вида длиной почти 2,5 км, введенное в строй в 2004 г. Оно покоится на семи опорах, самая высокая из которых превосходит Эйфелеву башню! Другой виадук, Виор, спроектирован профессором Полем Бодэном на сотню с лишним лет раньше (строительство закончено в 1902 г.). Он служил железнодорожной переправой через глубокую лощину. Полотно дороги проходит на высоте 115 м, а его длина составляет “всего” 410 м. Сейчас виадук закрыт для движения поездов, но привлекать внимание продолжает. В нем прежде всего поражает то, что это стальное кружево сплетено более века назад. Создать современный автомобиль нынешними методами, пожалуй, легче. Хотя создать действительно хороший автомобиль – задача непростая. Американцам это удалось. Модель Escalade Hybrid может нравиться или не нравиться, но она хороша. Кстати, при 6-литровом двигателе благодаря помощи электромотора она расходовала в ходе путешествия в среднем 13,3 л на 100 км – немногим больше, чем гораздо более легкое и аэродинамичное купе.
Последний отрезок пути я преодолел в кроссовере Cadillac SRX. Этот “беби” в семействе полноразмерных заокеанских машин – наибольший “европеец”. Он компактен по габаритам, но удачно скомпонован, а потому вместителен. Разве что потолок чересчур низко нависает над головами тех, кто сидит сзади. Оснащение – великолепное, есть и раздельный климат-контроль, и встроенный самовыдвигающийся дисплей мультимедийной системы, и камера заднего обзора, и бортовой компьютер, и спутниковая навигация. Посадка водителя удобная, обзор отличный. Выбирать передачи вручную снова удобнее, чем в купе, селектор расположен грамотно, эргономично. Правда, 6-диапазонный “автомат” перебирает передачи недостаточно плавно, а от 3-литрового мотора, развивающего 271 л.с. мощности и 301 Нм крутящего момента, ждешь меньшего шума, лучшей отдачи и большей экономичности (16 л на “сотню” – многовато). Словом, автомобилю несколько недостает солидности, соответствия уровню бренда.
Заключительной точкой нашего маршрута стал городок Cadillac в регионе Бордо. Кстати, по-французски Cadillac произносится не “Кадиллак”, а “Кадийяк”. Центр городка – шато Кадийяк, настоящий замок XVI века. Его строительство продолжалось 50 лет, причем для этого были приглашены архитекторы из Парижа. Ведь замок строился для фаворита короля Генриха III, пэра Франции, генерала от инфантерии, правителя нескольких провинций Жана-Луи де Ногаре де ля Валетт, герцога д’Эпернон. Впоследствии его знатный род захирел, и замок начал приходить в упадок. Вспомнили о нем в период Великой французской революции и в 1818 г. основали здесь… женскую тюрьму. Лишь много лет спустя, в 1956 г., здание оказалось под опекой Министерства культуры Франции. Сейчас в нем музей, где воссозданы оригинальные интерьеры XVII века.
Однако какова же связь замка с человеком, чья фамилия стала “родоначальницей” бренда Cadillac? Антуан Ломе де Ла Мот-Кадийяк (1658–1730), уроженец города Тулуза, никакого отношения ни к замку, ни к местности Кадийяк на самом деле не имел, он просто взял себе такой псевдоним – это было в порядке вещей для амбициозных людей того времени. Но амбиции молодого авантюриста простирались дальше ношения громкого псевдонима. Посвятив себя военной службе, в 25-летнем возрасте Антуан Ломе прибыл в Канаду, где сначала служил в гарнизоне города Порт-Рояль, затем воевал против ирокезов и осваивал земли на территории нынешнего штата Мэн, где в 1701 г. основал торговую факторию Детройт. Молодой человек активно шагал по карьерной лестнице, быстро дослужился до звания капитана, а с 1710 по 1716 гг. был губернатором Французской Луизианы – огромной территории, охватывавшей почти две трети современных США.
Разумеется, он и не подозревал, что основанный им Детройт окажется со временем автомобильной столицей будущих независимых Соединенных Штатов, а его псевдоним станет одной из самых прославленных автомобильных марок, эмблема которой – стилизованный герб его семьи. Но все же невооруженным глазом заметна общность корней: дух предпринимательства, преобразования окружающего мира, достижения целей. Французы совершенствовали свои земли и приносимые ими плоды, американские автомобилестроители добивались совершенства производимых машин. Компании Cadillac принадлежит первенство во многих изобретениях и внедрениях: применение на различных авто взаимозаменяемых деталей, а также единой электрической цепи, включавшей стартер, зажигание и приборы наружного освещения; люк в крыше; рулевое управление с усилителем в качестве стандартного оборудования автомобилей; механизм автоматического переключения дальнего света фар на ближний; саморегулирующиеся тормозные механизмы; система климат-контроля; подушки безопасности; каталитический нейтрализатор отработавших газов; двигатель, способный работать некоторое время без охлаждающей жидкости, и многие другие.
На протяжении многих лет автомобили Cadillac были символами американского успеха и американской мечты. Но не мечты о свалившемся с неба богатстве. Американская мечта – это мечта сделать, добиться, изобрести и запустить в серию. И лишь потом заслужить такую награду, как возможность приобрести Cadillac.
2006 - сегодня
2004 - сегодня
≈2 720 000 руб.