Российский автомобильный рынок еще не готов к большим продажам. Высокие цены на автомобили, нет дорог, нет парковок, дорогой бензин, - масса ограничений сверху
Итоги 2010 года многими аналитиками автомобильного рынка оцениваются с большим оптимизмом, даже несмотря на то, что о выходе из кризиса говорить пока рано. Однако есть существенные опасения относительно возможностей роста в 2011 году.
Своей оценкой ситуации на рынке с порталом MotorPage.ru поделился ведущий специалист ИКСИ, Дмитрий Плеханов.
- В 2010 г. продажи выросли на 30%, однако, по сравнению с докризисным уровнем текущие объемы продаж все еще остаются достаточно низкими. По сравнению с 2007 г. падение продаж составляет около 20%. Для сравнения такие темпы падения сопоставимы с показателями развитых автомобильных рынков (США, Италии, Великобритании). В то же время на развивающихся рынках Индии и Бразилии в 2010 г. продажи по сравнению с 2007 г. выросли на 60 и 42% соответственно, не говоря уже о Китае, где объем рынка в физическом выражении вырос более чем в 2 раза.
В начале 2010 г., согласно большинству прогнозов, объем продаж легковых автомобилей в России оценивался в 1,7 млн. шт. В итоге продажи в прошлом году достигли 1,9 млн. автомобилей, однако, с учетом автомобилей проданных по программе утилизации (около 220 тыс. шт.), можно сказать, что первоначальные достаточно консервативные прогнозы оправдались.
Во второй половине 2010 г. на российском автомобильном рынке сформировались три основные тенденции развития. Во-первых, в ноябре 2010 г. рынок прошел пик своего восстановления, и началось замедление темпов роста продаж. Во-вторых, доля АвтоВАЗа в общем объеме продаж после значительного роста в начале 2010 г. продолжает снижаться и в настоящее время достигла уровня 2007 г. (24%) В-третьих, возрастает зависимость продаж АвтоВАЗа от программы утилизации: в ноябре доля продаж по программе утилизации в общем объеме продаж компании достигла максимального значения с момента запуска программы и составила 56,5%. Эффективность программы утилизации, очевидно, со временем будет снижаться, однако, эффект для рынка от сворачивания данной меры государственной поддержки автопрома будет заметен, прежде всего для АвтоВАЗа.
В целом перспективы российского рынка, с точки зрения роста продаж, могут быть охарактеризованы как оптимистичные в среднесрочном периоде и пессимистичные в краткросрочном. Перспективы российского рынка связаны с тем, что общая обеспеченность населения автомобилями является достаточно низкой и насыщенность продаж в расчете на душу населения в России тоже невелика. С учетом вышеперечисленных факторов ориентиром для уровня продаж в России является показатель 3 млн. автомобилей в год.
В то же время, как показывают опросы населения, проводимые ВЦИОМ, в целом большинство желающих приобрести автомобиль в России планирует произвести покупку не в текущем году, а в более отдаленной перспективе (в течение 2-3 лет). Ключевым фактором, сдерживающим рост российского рынка в 2011 г., станет замедление темпов роста доходов населения, которое ограничит количество покупателей новых автомобилей на рынке. Кроме этого, в 2011 г. может продолжиться смещение структуры рынка в пользу автомобилей бюджетного сегмента и произойдет усиление конкуренции сегмента новых автомобилей со вторичным рынком.
Существенную проблему для отрасли представляет сохранение высокого уровня задолженности как предприятий автопроизводителей, так и поставщиков автокомпонентов. Значительная часть этой задолженности была реструктуризирована, а выплаты должны начаться именно в 2011 г. Учитывая достаточно низкий уровень рентабельности отрасли, трудно представить, как предприятия будут справляться с проблемами без поддержки государства. В отрасли производства автокомпонентов ситуация еще более тяжелая, поскольку рентабельность деятельности ниже, риски выше, а государственная поддержка практически отсутствует. В этих условиях основной проигравшей стороной становятся работники предприятий-поставщиков автокомпонентов: в кризис (2008-2009 гг.) занятость на таких крупнейших предприятиях снизилась на 30%, а в 2010 г. еще на 10-15%.
Планируется, что в 2011 г. начнет работать новый режим промышленной сборки, предполагающий доведение уровня локализации до 60% при условии производства 300 тыс. автомобилей в год. Скорее всего, к новому режиму присоединятся два альянса российских и иностранных компаний Sollers-Fiat и Renault/Nissan-АвтоВАЗ. Остальные компании будут продолжать работать в рамках заключенных ранее договоров в надежде добиться более благоприятных для себя условий в будущем. Особенно это касается производителей грузовых и легковых коммерческих автомобилей (LCV) – КАМАЗ и Группы ГАЗ – для которых уровень производства в 300 тыс. машин в год является запредельной величиной.
Ключевой вопрос для развития производства легковых автомобилей в стране заключается в том, захотят ли иностранные автоконцерны вкладываться в развитие производства на территории РФ с учетом определенного избытка производственных мощностей на Западе (в странах Европы) и планов по экспансии на Востоке (в Китае). В то же время, как показывает международный опыт, сектора грузовых автомобилей, LCV, а также спецтранспорта в условиях развивающихся стран имеют более высокий уровень конкурентоспособности на местном рынке и более высокий потенциал сопротивления экспансии иностранных конкурентов, по сравнению с производством легковых автомобилей. В этой связи им следует уделять особое внимание при формировании стратегии развития автомобильной промышленности в стране.
«Итоги 2010 ставят под сомнение сохранение темпов роста в 2011 году» Читать далее
«Государство просто не в состоянии регулировать цены» Читать далее