Российский автомобильный рынок еще не готов к большим продажам. Высокие цены на автомобили, нет дорог, нет парковок, дорогой бензин, - масса ограничений сверху
Итоги 2010 года многими аналитиками автомобильного рынка оцениваются с большим оптимизмом. Много говорится о восстановлении после кризиса. Не менее оптимистично оцениваются и перспективы 2011 года. Однако будущий рост будет зависеть от наличия платежеспособного спроса, а с этой точки зрения, есть серьезные риски.
О происходящем порталу MotorPage.ru рассказала главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова.
- Динамика спроса населения действительно вызывает некоторые опасения. В 2010 году реальные располагаемые доходы выросли всего на 4-5% по сравнению с 2009 годом, и значительная часть этого роста обеспечена ростом социальных выплат бюджета, особенно индексацией пенсий. Рост пенсий в 2010 составил 45% и объясняет около половины прироста располагаемых доходов за год. При этом доходы среднего класса, который и создает основной спрос на автомобили, растут ниже среднего уровня под воздействием кризиса.
Краеугольным камнем в вопросе роста экономики на следующие годы мне сейчас представляется бюджетная политика. Правительственный план расходов на 2011 год предусматривает значительное ужесточение, в частности индексацию пенсий всего на 10%, то есть в четыре раза медленнее темпов роста 2010 года; даже если в условиях выборов индексация будет 20%, все равно это значительное замедление темпов роста доходов населения – ведь с 2007 года в среднем пенсии росли темпом 30% ежегодно. Таким образом, потенциал роста доходов частных лиц на 2011 год выглядят более скромно даже для слоев населения, чьи доходы напрямую зависят от бюджетных выплат.
При этом доходы среднего класса испытывают давление, связанное с необходимостью повышать налоги. В 2011 году государство пошло на повышение ставки социальных отчислений с 26% до 34%. Хотя этот налог платят компании, очевидно, что его повышение снижает стимул к повышению зарплаты – ведь рост ставки налога для работодателя эквивалентен увеличению фонда оплаты труда на 5-7% в год. Между тем, повышение ставки социальных отчислений вызвано необходимостью закрывать дефицит Государственного пенсионного фонда. Иными словами, дополнительные налоговые изъятия тратятся не на госинвестиции или другие долгосрочные нужды, а на финансирование текущих пенсионных расходов.
Между тем, разовое повышение ставки страховых взносов не снижает риска дальнейшего разрастания дефицита пенсионного фонда на последующие годы, поскольку ускорение инфляции неизбежно приводит к необходимости новых пенсионных индексаций. Для экономики это означает высокий риск дальнейшего повышения налогов в ближайшие годы, причем речь не обязательно будет идти о прямых налогах (например, подоходного), но скорее о косвенных налогах (НДС), что так или иначе ограничивает рост покупательной способности населения.
Помимо бюджетной политики, которая является определяющей, не следует забывать и о других изменениях, которые не позволяют рассчитывать на быстрый возврат к докризисным темпам роста. Важный фактор – это достаточно медленное восстановление розничного кредитования. Хотя банки отмечают уверенный рост портфеля потребительских кредитов, автокредитование сейчас по-прежнему выглядит проблемным сегментом. Во время кризиса банки столкнулись с проблемой реализации и оценки залогов, что заметно снизило привлекательность этого рынка. В результате, хотя розничные кредиты выросли за 2010 год на 15%, портфель автокредитов сократился на 4%. Учитывая значительный рост числа автомобилей на душу населения за последние годы, передышка на этом рынке может затянуться.
Многие эксперты в России считают, что приобретение автомобиля является привлекательным способом вложения сбережений, так как требует незначительной суммы по сравнению с недвижимостью. Но такое соображение было подходящим в период экономического роста, когда сбережения среднего класса росли. С 2000 по 2008 год количество автомобилей на душу населения практически удвоилось. Однако в последние два года прирост сбережений обеспечивается в основном пенсионерами, что, к сожалению, не дает автопроизводителям поводов для оптимизма.
Очевидно, что экономическое положение в России, страны с низкой долговой нагрузкой, значительно лучше по сравнению со странами, обремененными значительными долгами. Это дает основания рассчитывать на сохранение роста спроса. В то же время, следует ожидать снижения качества потребления – склонность к потреблению дешевых товаров будет увеличиваться со временем, а это диктует необходимость уходить в производство товаров более низких ценовых сегментов для многих производителей, включая и автопром.
«Итоги 2010 ставят под сомнение сохранение темпов роста в 2011 году» Читать далее
«Государство просто не в состоянии регулировать цены» Читать далее