САМЫЙ распространенный и недорогой материал для отделки салона – ткань. Такой интерьер встречается на большинстве автомобилей младших классов.
Многие автолюбители пренебрежительно называют тканевые салоны “тряпочными”, намекая на их невзрачный внешний вид. Действительно, на взгляд и на ощупь интерьеры многих доступных моделей напоминают обивку дешевой офисной мебели.
– Но сегодня автопроизводители используют на своих машинах специально разработанные синтетические ткани, с тщательно подобранными свойствами. Технологии изготовления могут отличаться, но общее у всех подобных материалов одно – они очень износостойки, долго сохраняют опрятный внешний вид и вдобавок их легко чистить, – рассказывает заместитель руководителя отдела продаж автомобилей с пробегом холдинга “Major” Руслан Амаров. – Например, если вы случайно прольете сок или ребенок наступит грязным ботинком на сиденье, достаточно будет всего лишь протереть обивку тряпкой и пятен не останется. Более того, на некоторых машинах ткань не боится даже сигаретного пепла. Таким образом можно сказать, что автомобиль с тканевым салоном подойдет практичному водителю, которому часто приходится перевозить семью или различные грузы.
Новые машины с интерьерами, отделанными велюром (особой ворсовой тканью, на ощупь напоминающей бархат), как правило, стоят дороже одноклассников с обычными тканевыми салонами. Оно и понятно, ведь велюр выглядит намного солиднее. Но на подержанных экземплярах разница в цене исчезает. Почему? Дело в том, что велюр – очень капризный материал, требующий тщательного ухода. Причем, даже если предыдущий владелец был очень аккуратен, через год-два эксплуатации автомобиля в салоне уже появляются первые потертости. К тому же испачкать такую обивку проще простого, а вот полностью отчистить удается не всегда (даже химчистка порой не помогает). Естественно, в этом случае интерьер теряет былую привлекательность.
НАТУРАЛЬНАЯ кожа – один из самых престижных материалов. Поэтому при выборе подержанного автомобиля с кожаным салоном будьте готовы заплатить за него на $500-1.500 больше, нежели за экземпляр с обычным тканевым или велюровым интерьером. Правда, чем дороже и престижнее машина, тем меньше будет доплата. Интересная ситуация сложилась с моделями бизнес-класса. Большинство подобных автомобилей сходит с конвейера именно с кожаным салоном. Однако в некоторых жарких странах (в частности в Объединенных Арабских Эмиратах) покупатели предпочитают машины с тканевой обивкой кресел. В России такие экземпляры тоже порой встречаются. Но покупать их специалисты не советуют, впоследствии их будет сложно продать. Престиж ценится даже на вторичном рынке.
Кстати, отделка салона натуральной кожей стоит очень дорого. К примеру, обшивка только одного кресла может обходиться $1.500 и выше. Поэтому сегодня автопроизводители все чаще используют высококачественные заменители кожи. Они дешевле и при должном уходе способны долго сохранять привлекательный внешний вид. Но есть у такой обивки и недостаток – в жару она долго остывает, а в мороз, наоборот, долго нагревается.
Помимо кожи в отделке автомобильных салонов используется натуральная замша. Но, к сожалению, этот материал хоть и выглядит красиво, стоит очень дорого (дороже обычной кожи) и, кроме того, быстро изнашивается и теряет вид. Поэтому руль или сиденья замшей практически никогда не обшивают, ее используют лишь для отделки потолка или в крайнем случае передней панели.
Другое дело – алькантара (разновидность искусственной замши). Ее внешний вид не менее привлекателен, чем у натурального материала, зато прочность намного выше. Таким образом, она подходит для отделки любых элементов салона. Кроме того, алькантара не только красива, но и функциональна. Например, сиденья, обшитые искусственной замшей, не скользят и отлично фиксируют тело, поэтому частенько применяются на спортивных моделях.
Также стоит отметить, что иногда встречается комбинированная отделка салона. К примеру, ткань/кожа или кожа/алькантара.
ПРИ ВЫБОРЕ автомобиля с пробегом мы обычно советуем продиагностировать его на фирменном сервисе. Но при осмотре салона вполне можно положиться на собственные силы. Главное – знать некоторые нюансы.
– В частности, салон должен выглядеть естественно, как будто его не готовили к продаже, – продолжает Руслан Амаров. – Обычно если внутри машины немного пыльно, но в целом чисто (в частности, на полу вдоль порогов нет грязи), значит, владелец скорее всего хорошо ухаживал за машиной и следил за ее исправностью.
Другое дело, если обивка выцвела, а на руле и рычаге КПП заметны потертости. Эти признаки, как правило, говорят о большом пробеге. Кстати, есть распространенное заблуждение, что просиженное водительское сиденье тоже свидетельствует о преклонном возрасте автомобиля. Но, по словам специалистов, это не всегда так. Состояние обивки кресла сильно зависит от комплекции автолюбителя. Согласитесь, у грузного мужчины сиденье износится быстрее, нежели чем у хрупкой девушки.
Идеальная чистота в салоне подержанного автомобиля гольфи даже “семейного” класса также подозрительна, поскольку химчистка интерьера вряд ли окупится при продаже. Максимум на что может рассчитывать сделавший ее продавец – большее внимание покупателей к его машине. Нередко за внешним лоском скрываются серьезные недостатки. Например, новенький салон на подержанной машине может свидетельствовать о серьезной аварии. Замененная обивка в этом случае маскирует сработавшие подушки безопасности. Так что, если вы усомнились в честности продавца, лучше все же заехать на диагностику к специалистам. Зная VIN-код машины по фирменной базе данных, несложно определить, с каким именно салоном автомобиль сошел с конвейера. Вполне возможно, что на приглянувшемся вам экземпляре изначально был другой интерьер. А подобная нестыковка – еще один повод подробнее узнать судьбу машины.
Немного проще сориентироваться покупателю дорогого автомобиля. Для престижных моделей чистый, ухоженный салон часто имеет решающее значение. Например, даже слегка потертая кожа на сиденьях (не говоря уже о более серьезных недостатках) может обернуться для продавца потерей как минимум $1.000. Поэтому обычно владельцы таких машин не скупятся на их подготовку к продаже. Ведь затраты на химчистку в данном случае несущественны по сравнению с ценой автомобиля. Так что идеальный салон вовсе не всегда означает подвох.
Кстати, если вы намереваетесь приобрести экземпляр с кожаной обивкой кресел, учтите, что ее долговечность сильно зависит от марки автомобиля. По мнению специалистов, наиболее качественно сработаны интерьеры европейских (в частности немецких) машин. Даже на изрядно подержанных экземплярах кожа порой сохраняет первоначальный лоск и опрятный внешний вид. Немного хуже себя зарекомендовали модели из стран Азии. Салоны у них также сделаны на совесть, но кожа здесь зачастую тоньше, чем у “европейцев”. Поэтому нередко на обивке можно встретить потертости. Но особенно недолговечна кожа на американских автомобилях. Бывает, что даже на достаточно свежих трехлетних экземплярах она уже изрядно потерта и покрыта трещинами.
Отдельно стоит упомянуть об автомобилях, подвергшихся тюнингу интерьера. Спору нет, выглядят такие машины оригинально, но с экономической точки зрения их покупка вряд ли оправданна. Ведь доработанные модели стоят заметно дороже стандартных. Кроме того, качество улучшенного интерьера и использованных материалов может оказаться хуже заводского. А значит, прослужит такой салон меньше.