Полный опасностей автоспорт и безопасное вождение – две стороны одной медали. Мы убедились в этом на курсах повышения водительского мастерства, организованных компанией Audi

Скользкие виражи, надрывный рык мотора, цокот шипов о лед и удары пластмассовых разметочных конусов о бампер – этот сон снится мне вторую ночь подряд. Так подсознание реагирует на многочасовые напряженные тренировки в Школе водительского мастерства quattro. Речь о курсе “Четыре дня с quattro”, который компания Audi проводит уже десятый год на льду карельского озера Кончезеро и который я прошел по заданию редакции. Такой тренинг в Карелии доступен любому человеку, имеющему водительское удостоверение и оплатившему дорогу до гостиницы “Калевала” близ Петрозаводска и собственно тренировки, питание, проживание и пакет развлечений (баня, сауна, хоккей, картинг). Занятия в школе хоть и изнурительные, но эффективные – программа разработана на основе авторских методик Евгения Васина, шеф-инструктора школы, заслуженного мастера спорта, серебряного призера ралли “Монте-Карло” и обладателя кубка Европы по ралли.

От простого к сложному

Первый день занятий в школе Евгения Васина ознакомительный. Практически с поезда отправляемся “пробовать” толстый лед Кончезера: облачаемся в комбинезоны, усаживаемся в карты и устраиваем импровизированную гонку с коллегами. На этом этапе инструкторы не вмешиваются в процесс, журналисты справляются с заносами, сносами и вылетами с трассы самостоятельно, полагаясь на личный опыт и знания.

Тренинг начинается на следующее утро – разумеется, с теории. Евгений Васин встречает журналистов на льду озера и подводит базу. Сначала рассказывает о правильной посадке за рулем, затем рисует на доске траектории движения и объясняет алгоритм прохождения поворотов: сброс “газа” перед точкой входа, плавный поворот руля, поддержка заноса “газом”.

И сразу же – практика. Мы c напарником направляемся к седану Audi A5 – с десяток таких машин выстроились в ряд в ожидании экипажей. У всех “пятерок” полный привод, 2-литровый 225-сильный бензиновый турбомотор и 7-ступенчатый “робот”, имеющий помимо “драйва” ручной и спортивный режимы. Система стабилизации здесь полностью отключается, тренинги с активной ESP не проводятся. На колесах – спецшины шведской компании Dackproffsen с острыми шипами, выступающими над протектором на 3,5 мм. На переднем бампере мощная пластиковая “юбка” – защита от возможных контактов со снежным бруствером.

Начинаем с простейшего упражнения – “змейки”. Конусы расставлены относительно близко друг к другу. Чтобы их не сбить, нужно осуществлять маневры в легком скольжении: сначала отвернуть от конуса, после чего бросить “газ” и повернуть руль уже в сторону поворота. Когда “пятерка” начнет скользить внутрь, нужно “дозаправить” ее в вираж “газом”.

Позже те же приемы оттачиваем на более сложных мини-трассах в форме гантели, лампочки, эллипса и даже “четырех колец” Audi. Вроде все получается, хотя я периодически забываю о базовой рекомендации мастера – начинать маневр с небольшим опережением. В назидание из рации раздается строгий голос: “Седьмой! Раньше начинайте маневр!” За три дня тренировок я услышу от Евгения Васина множество подобных порицаний: “Седьмой, не крутите так руль, вы сейчас его оторвете!” Или: “Седьмой, ну что вы “кормой” как метлой метете!” Та же история с коллегами, но никто не думает расстраиваться или обижаться. Все понимают, что получают от профессионала ценнейшие инструкции – как вести себя за рулем в сложной или даже критической дорожной ситуации. А форма... По собственному признанию Васина, именно такой тренерский прессинг дает наибольший результат в спорте.

Практическую пользу курса “Четыре дня с quattro” сложно переоценить. Например, одно из упражнений – торможение в повороте – имитирует ситуацию, когда вы зашли на вираж с сильно завышенной скоростью и вынуждены экстренно замедляться прямо на дуге. Путем проб и ошибок понимаешь, что занос, который начинает развиваться в результате такого торможения, можно использовать для более быстрого прохождения поворота или связки. Главное здесь – не исправлять ситуацию контррулением (хотя инстинктивно хочется поступить именно так), а довернуть руль в сторону поворота, добавить “газ” и попытаться пройти поворот в скольжении.

Главное – участие

На следующий день к подготовительным упражнениям добавляются почти полноценные трассы, щедро размеченные красными и синими конусами. Первые очерчивают бровку, вторые обозначают вершины, которые нужно объезжать по правильной траектории, двигаясь от внешней стороны трассы к внутренней. Способ прохождения поворотов и связок пилоты теперь выбирают сами. Вариантов три: без заноса, с легким или глубоким скольжением. Опять-таки методом проб и ошибок, а иногда даже замеров секундомером пытаюсь выяснить, какая манера езды в моем случае наиболее эффективна. Останавливаюсь на варианте с легким скольжением.

И вот наконец в финальный день программы, после серии упражнений на нескольких трассах разной конфигурации, начинаются соревнования. Они проходят в три этапа. На каждом фиксируется время финиша участника, после чего три его зачетных результата суммируются. За каждый сбитый конус – штраф две секунды. Моя тактика осторожной и, как мне кажется, техничной езды принесла некоторые плоды – я вошел в тройку лидеров на первом этапе соревнований. Однако в последующих двух заездах я больше рисковал, больше ошибался, а в довершение всего вылетел с трассы в сложной связке поворотов. Потеря времени оказалась некритичной – субъективно максимум секунда, однако итог – седьмое место из восемнадцати.

Как бы то ни было, я доволен результатом и еще больше – мероприятием. Интенсивные тренировки (за день я проезжал за рулем, в том числе и в скольжении, порядка 100 км!) уже хочется возобновить. Вариантов здесь несколько. Тренинг “Четыре дня с quattro” в Карелии проходит с середины января по конец марта ежегодно. Аналогичный проект в четырехдневном формате действует также в Ханты-Мансийске (за исключением этой зимы – Audi сосредоточена на работе в качестве генерального партнера Олимпиады в Сочи). Ну а самая доступная во всех смыслах слова площадка – Audi quattro camp в подмосковной Яхроме, предполагающая однодневный курс и готовая принимать посетителей круглый год. 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9