ЕСТЬ множества свидетельств того, что в стрессовой ситуации время искажается, растягивается. И человек, оказавшийся на грани жизни и смерти, видит события, происходящие с ним, как в замедленной кинохронике.
Может быть, именно такими глазами смотрел на мир водитель “Skoda Superb Combi”, когда в него на полной скорости летел “Skoda Yeti”. Деваться было некуда – только тормозить. Это смягчило последствия удара, но не помогло избежать его. С небольшим смещением машины сошлись лоб в лоб. Позднее оказалось: водитель кроссовера задремал.
Сегодня нам, журналистам из разных стран мира, демонстрируют реконструкцию реального события, случившегося в прошлом году. В Чехии столкновение двух “Skoda” – дело обычное, но не в силу какой-то злополучности этих машин, а строго в рамках теории вероятности и прочих статистических закономерностей. Ведь более половины парка легковых автомобилей в стране составляет техника родной чехам марки.
Приготовления, причем только те, что показали нам, заняли больше часа: установка контрольного оборудования, позволяющего зафиксировать параметры удара, приведение в порядок дамми (напичканных электроникой манекенов для краш-тестов), проверка высокоскоростных камер. Экспериментаторы из департамента безопасности “Skoda Auto” решили драматизировать события: в реальной аварии водители сошлись “один на один”, а здесь салоны машин набиты “людьми”: спереди – двое взрослых, сзади – двое детей.
Пока “Yeti” готовили к последней в его жизни поездке, журналисты с воодушевлением обсуждали тему: кто и за сколько тысяч долларов занял бы место пластикового водителя “Skoda Superb”.. Я предпочел не вмешиваться, поскольку имел уже кое-какой опыт. На Московском автосалоне “Skoda” предлагала всем желающим совершенно бесплатно совершить виртуальный краш-тест. Со стороны – детсадовская забава. Наклонная металлическая горка с рельсами, небольшая конструкция, на ней “санки” с двумя креслами. Вы садитесь, пристегиваетесь ремнем и под собственным весом катитесь вниз, пока “санки” с ходу не врежутся в два резиновых упора. “К концу разбега скорость составит 12 км/ч”, – сказал инструктор. “Чего так мало?” – храбро удивился я и занял место. Через несколько секунд я повис на ремнях, ощутив всем телом удар такой силы, что был готов сам доплатить, лишь бы меня не сажали второй раз на этот аттракцион. Он, кстати, симулировал столкновение автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 30 км/ч (деформация кузова значительно амортизирует удар). Смысл аттракциона – показать необходимость использования ремней безопасности. “Где бы я был, если не пристегнулся?” – полюбопытствовал один из посетителей. “Где-то там”, – с чешским акцентом сказал инструктор и показал рукой куда-то за пределы шатра, где был установлен аттракцион.
“Yeti” было суждено налететь на “Superb” при 90 км/ч..
МОМЕНТА удара все ждали, не сводя глаз. Вот они, десятки свидетелей аварии. И что они могут сказать? Почти ничего. Для окружающих время нисколько не растянулось. Все произошло настолько быстро, что ведущий не упустил повода заметить, что многие наверняка “ничего не поняли”. И успокоил: позднее вы можете увидеть краш-тест так, как запечатлели его камеры замедленной съемки. Это поразительное зрелище. Причем самое интересное в нем – вовсе не то, как происходит взаимное проникновение автомобилей друг в друга, как за пять сотых секунды горкой ломаются капоты, но еще раньше отстреливаются и летят навстречу лицам манекенов подушки безопасности. Самое интересное – фон. Живые люди, наблюдающие за столкновением. Они абсолютно неподвижны. Крутятся колеса, летят брызги пластмассы, а фигуры застыли как восковые: почти финальная сцена гоголевского “Ревизора”.
То, что нам показали, тоже в каком-то смысле ревизия. Подобный краш-тест “Skoda” исполняла впервые. Были другие – десятки реальных и сотни виртуальных столкновений, проведенных до того, как запустить автомобили в производство, но именно в такой конфигурации – в первый раз. Об этом мне сказал Петр Краус, глава департамента безопасности “Skoda Auto”. Через несколько минут я начал сомневаться в правдивости его слов, когда на экране продемонстрировали компьютерный ролик, в точности воспроизводящий то, что мы видели: как “Yeti” влетел в “Superb”, как он развернулся вокруг своей оси и какое положение относительно друг друга машины заняли после аварии..
Разгадка оказалась простой: ролик сделали заранее, компьютерные программы, применяемые в центре безопасности, позволяют в точности воспроизвести детали и последствия любой аварии – только введите исходные данные. Никаких жертв и разрушений.
Зачем же тогда понабилось бить автомобили? Лучше бы продали – на рынке снова дефицит.
– Нам важно убедиться в том, что все, что заложено в наши машины на стадии проектирования, на сто процентов оправдает себя в жизни, – объяснил Петр Краус, – а если что-то не так, мы обязаны немедленно найти решение проблемы.
Скептик, правда, скажет, что на полигоне нельзя установить истину. Никто и никогда не скажет вам, сколько раз были проверены перед краш-тестом автомобили. Мягко говоря, случился бы конфуз, если бы что-то не сработало и манекен своей крашеной головой отметил точки контакта не на белоснежной ткани подушки безопасности, а на ободе руля.
Но у “Skoda Auto” есть данные и по самым настоящим авариям, произошедшим с ее автомобилями в Чехии. “Коллекцию неприятностей” начали собирать в 2008 году, и сейчас в ней более 300 случаев – дорожно-транспортных происшествий, в которых сработали “удерживающие устройства” (пиропатроны ремней безопасности и подушки) или пострадали окружающие, пешеходы и велосипедисты. Возраст автомобилей, являющихся предметом интереса, ограничен пятью годами: это достаточно современные модели, но с пробегом, который теоретически может внести какие-то коррективы в работу активных и пассивных систем безопасности.
На каждое серьезное ДТП из Млада-Болеслава, где находится головной офис “Skoda Auto”, выезжает автомобиль с заводскими экспертами по безопасности. Специалисты опрашивают водителей о том, как развивались события и что могло послужить причиной аварии.. Изучают и фиксируют все особенности места, где произошло столкновение.. Тщательно осматривают поврежденные автомобили.. Впоследствии по мотивам событий будет сделан компьютерный ролик, воссоздающий все детали ДТП. Эта информация станет востребована при разработке новых машин. Каждое новое поколение автомобилей должно быть безопаснее предыдущего. Это не пожелание, это аксиома.
В той аварии, что для нас разыграли, “никто не пострадал”. Манекены испытали нагрузки, далекие от пиковых. Так что все закончилось хорошо. Но с одной оговоркой. В обеих машинах все были пристегнуты, а “дети”, кроме того, занимали кресла, подобранные в соответствии с их весом и ростом.
В случае аварии спасется тот, кто думает о своем спасении. При том, что безопасность – вопрос не столько веры, сколько трезвого расчета.