Обычно мы воспринимаем автомобиль как нечто целое. Но забываем, что он состоит из множества деталей, зачастую созданных разными компаниями. К примеру, о продукции ZF большинство из нас слышали, но все равно знают не много. А зря!
Начнем с того, что сама история марки ZF заслуживает уважения, ведь этой фирме исполнилось уже 100 лет! Сначала компания Zahnradfabrik (переводится как «фабрика зубчатых колес») производила редукторы для дирижаблей Zepellin, но уже в 1919 г. наладила выпуск бесшумных и легких в обслуживании коробок передач для автомобилей. Продукт оказался столь удачным, что предприятие стало рентабельным уже в первое десятилетие своего существования, а также смогло пережить мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г.
За минувший век продукция ZF завоевала уважение многих технических специалистов. А вот обыватель в лучшем случае понимает, что если в его модели использованы детали ZF, это хорошо. А потому имеет смысл взглянуть на техническую «начинку» с другой стороны – посмотреть, как ее устанавливают в автомобиль, как организовано сервисное обслуживание. А заодно оценить вклад коробок передач и деталей подвески в характеристики машин.
Увы, мне не удалось увидеть воочию производство продукции ZF. Зато посчастливилось побывать там, где она занимает свое место, – на заводе Porsche, давнего партнера «фабрики зубчатых колес».
Неискушенному прохожему вряд ли придет в голову, что в нескольких небольших корпусах под Лейпцигом производят великолепные автомобили. Но еще большее удивление ожидает посетителей внутри. Тут царит стерильная чистота, всюду светло и, на удивление, тихо. И это несмотря на то, что конвейер работает безостановочно! Однако сейчас меня больше всего интересует линия, где к мотору присоединяют коробку передач, произведенную концерном ZF. К сожалению, увидеть этот процесс удалось лишь издали – таковы правила техники безопасности. К тому же здесь всерьез пекутся о защите от промышленного шпионажа, еще перед входом строго инструктируют, что фотографировать на заводе разрешается не везде.
А потому пришлось довольствоваться стандартной программой: прошли вдоль линии сборки моторов, посмотрели на монтаж деталей салона и, конечно же, на «свадьбу» – процесс установки кузова на уже собранное шасси. Перед этим я попытался заглянуть на пост, где устанавливают детали задней подвески. Но был разочарован – подойти близко опять не удалось, а издали разглядеть что-нибудь практически невозможно. А жаль, ведь именно здесь монтируют детали системы активного управления, позволяющие заднему мосту «подруливать» за счет изменения угла схождения колес.
Однако расстраивался я зря, шанс познакомиться поближе с коробками передач и «умными» деталями подвески от ZF представился позднее. Причем не в тепличных, а в самых что ни на есть боевых условиях – на испытательном треке, построенном рядом с производственными корпусами. Небольшом, но хитром, его создатели постарались воспроизвести самые знаменитые (и самые сложные) повороты гоночных трасс мира.
Стоит ли говорить, что в спортивном режиме автомобили Porsche ведут себя великолепно, вызывая восторг. И именно из-за таких эмоций подчас сложно сконцентрироваться на поведении отдельных узлов. Тем не менее мне удалось заметить, что поведение коробки заслуживает высочайшей оценки: если на подъездных дорожках я ее просто не замечал, то на треке сразу обратил внимание на мгновенные, без малейшей «задумчивости», переключения. А чего стоит эффективное торможение двигателем, сопровождаемое сочным рыком перегазовки при переходе на пониженную ступень… Словами этого не описать!
О поведении в поворотах можно сказать то же самое. Не знаю, насколько велика здесь заслуга системы активного управления, а насколько других деталей. Но результат превосходит самые смелые ожидания. Даже в ответ на откровенно провокационные действия тестовый Porsche 911 Turbo не сползает в сторону, а уверенно продолжает выписывать заданную траекторию, даря при этом неповторимое ощущение полного контроля и предсказуемости. Наверное, предел управляемости этой машины все же существует, но мне его найти так и не удалось.
За восторгами по поводу работы агрегатов, носящих марку ZF, не стоит забывать и о другом аспекте – даже самый надежный узел нужно обслуживать. Да и риска поломки исключить не может никто. Но и тут у немецкой компании все предусмотрено – по всему миру создана сеть специальных сервисных центров. Я посетил один из них, расположенный в пригороде Дрездена.
Здесь царит несколько иная атмосфера: тоже светло и тихо, однако в воздухе витает характерный аромат трансмиссионного масла. Вот на подъемнике поблескивает полированными боками престижный, но довольно пожилой седан, а на столе перед ним разложены шестерни – мастер их скрупулезно промывает и проверяет. Новую деталь от бывшей в употреблении не отличишь, настолько тщательно все вычищено. Тут же на отдельной полочке ряд бутылок с образцами масла: в одной – чистое, в другой – после 100 тыс. км пробега, в третьей – смешанное с водой. Все это доказывает серьезность подхода. Для достижения максимального ресурса специалисты рекомендуют менять смазку каждые 80–120 тыс. км или раз в восемь лет. Но, даже несмотря на эти правила, мастер на сервисной станции обязан слить из коробки часть жидкости и сравнить ее с контрольными образцами, чтобы определить, нужно ли произвести внеплановую замену.
Чуть в стороне на другом подъемнике обнаружился… городской автобус. Что, впрочем, неудивительно, поскольку коробки передач ZF устанавливают не только в быстрые легковые автомобили, но и в коммерческие машины. О них компания заботится особенно, ведь каждый день простоя грузовика или автобуса обходится недешево. Поэтому для большинства коробок на доставку и замену компонентов отведено не более 24 часов.
В итоге появилось понимание, что концерн ZF не случайно имеет в мире блестящую репутацию. Ее специалисты не просто сотню лет проектируют действительно передовые узлы и агрегаты, они также внимательно следят за их производством и установкой в автомобили, за правильной работой в процессе эксплуатации. Это ли не свидетельство того, что продукция ZF заслуживает наивысшего доверия? Жаль только, что знают об этом далеко не все. Впрочем, такая судьба у немецких «зубчатых колес» – оставаться надежными бойцами невидимого фронта.