Ломать стереотипы трудно. Однако компания LARTE Design доказала, что и в России могут быть успешные, признанные на международном уровне тюнинг-ателье
Патент на первый автомобиль, как известно, был выдан ровно 130 лет назад Карлу Бенцу в Германии, с тех пор эта страна остается одним из законодателей мод в мировой автоиндустрии. Правда, уже в XX веке немцев серьезно начали теснить американцы, особенно после того, как Генри Форд поставил выпуск транспортных средств на конвейер. Но вот что интересно, бизнес в области автомобильного тюнинга развивался практически по той же схеме, хотя и с некоторым отставанием по времени. И сейчас, в нынешнем столетии, самые крупные и титулованные тюнинг-ателье опять же представляют в основном именно эти две державы – Германию и США. Тем любопытнее видеть, как в спор этих тяжеловесов нет-нет да и вмешается какой-нибудь новый игрок, который вдруг возьмет да и потеснит признанных авторитетов. Одной из таких новых «звезд» стала российская компания LARTE Design, созданная чуть более трех лет назад.
Взлет LARTE Design к вершинам мирового тюнинга впору сравнить со стартом космического корабля. Компания, основанная в 2012 году, уже в 2013-м представила свою работу – Range Rover Evoque – на автошоу в Эссене, где немцы всегда доминировали. А также приняла участие в легендарной «ночи аэродинамического дизайна» Race Night. И неожиданно для всех сразу же завоевала приз «Лучший в своем классе» от культового журнала Auto Bild.
Успех вдохновил россиян на новые проекты, и спустя год в рамках Московского международного автосалона отечественное тюнинг-ателье представило две новые разработки – комплекты Alligator для Lexus LX570 и Black Crystal для Mercedes-Benz GL, а также одну из своих первых (и, кстати, любимых) «вещиц» – Infiniti QX80-LR3. Спустя же еще пару месяцев стенд этой компании будто магнит притягивал публику на знаменитом SEMA Show, что проводится в Лас-Вегасе. Когда говорят об этой выставке, то часто называют ее Меккой автотюнинга: в город крупнейших казино и концертных залов со всех концов планеты стягиваются все самые известные тюнинг-ателье, частные дизайнеры, конструкторы, художники по аэрографии, представители автомобильных брендов.
Казалось бы, просто поприсутствовать со своим стендом в окружении элиты индустрии – уже честь. Но LARTE Design вновь удалось привлечь к себе внимание, сорвав свою долю аплодисментов: целый ворох восхищенных отзывов собрал комплект LR3 для культового Infiniti QX80. Журналисты, весьма искушенные в искусстве тюнинга, искренне удивлялись, что никому не ведомая фирма из России представила безупречный стиль, качество и мастерство исполнения. В том, что это не случайность, убеждали и другие экспонаты с тюнингом от LARTE – Infiniti QX60 и QX70.
Поняв, что смогли «оседлать волну», в компании решили продолжить свой мировой тур. И перебрались в Лос-Анджелес, где в рамках ежегодного международного автосалона отдельный павильон всегда отводится под тюнинг. Там снова блеснули разработками по кроссоверам Infiniti, после чего пришла пора переправляться через океан – в немецкий Эссен, где на этот раз представили новый проект на базе Range Rover Sport под названием Winner («Победитель»). Экспонат привнес в рецензии экспертов новую тональность, специалисты стали говорить о том, что русское ателье имеет свой выраженный почерк – даже когда на деталях нет обозначений авторства, комплект LARTE Design можно распознать по стилю.
Таким образом, в кратчайшие сроки выйдя на орбиту мирового автотюнинга, российская компания вступала в следующий, 2015 год, уже имея имя и авторитет. Поэтому ее участия в грандиозном форуме суперкаров в Монако специалисты ждали, подчас гадая, «стоит ли ожидать от русских каких-нибудь сюрпризов». И не зря! LARTE Design стала первым ателье в Европе, выполнившим тюнинг электромобиля Tesla S (комплект получил название Elizabeta). Кстати, для нашей компании эта работа была дебютной и вообще в области электромобилей. «Дерзко. Но изящно и профессионально!», – так оценил ее один из европейских журналистов.
Глядя на пока еще недолгую историю компании, можно подумать, что она взялась «из ничего», а ее успех – во многом дело случая, кивок фортуны. На самом деле чудес нет. Зато есть мечты, традиции, упорство, трудолюбие, способность ставить цели и идти к ним. Все это воплотилось в человеке, который основал LARTE Design и по сей день остается ее президентом. Речь об Алексее Яновском, с детства занимавшемся… доработкой техники. Будучи еще дошкольником, он в свои шесть лет фактически осуществил тюнинг игрушечной машины – перекрасил некоторые детали, прикрепил брызговики, антенну, колпаки на диски колес.
Позже, в подростковом возрасте, он стал творчески подходить к дизайну и конструкции своих велосипедов, а попав в кружок авиамоделирования, смог оценить возможности различных композитных материалов. Так что в возрасте, когда уже можно было сесть на мотоцикл, Алексей вполне уверенно стал дорабатывать и это транспортное средство. Говоря о юности, нынешний глава компании с улыбкой вспоминает, как собственноручно занимался переборкой своего «железного коня», придумывал ему дизайн, красил и полировал детали.
Кстати, тут Яновский неизменно вспоминает деда – этнического немца, переселенного вместе с семьей в Казахстан. Именно этот человек привил внуку страсть к порядку и четкости во всем, будь то работа, быт или отношение к вещам и людям. Его авторитет для Алексея оказался столь высок, что позже, уже создавая фирму, молодой человек даже хотел назвать ее в честь деда – Foos. И лишь наличие американского тюнинг-ателье с почти таким же именем остановило бизнесмена.
Впрочем, к этому этапу своей жизни Алексей Яновский подошел уже с солидным профессиональным опытом. После школы он окончил Тольяттинский автомеханический колледж, а затем и вуз, защитив диплом по двигателям внутреннего сгорания. Так что, зная биографию главы и учредителя LARTE Design, говорить о каких-либо подарках судьбы или случайностях попросту неловко.
Как ни крути, «немецкий след» в жизни LARTE Design будет проявляться всюду. Тут и немецкие корни учредителя, и многолетние традиции тюнинга в Германии, которые служат образцом для тюнинг-ателье по всему миру, и первый успех российской фирмы, случившийся именно в этой стране. Но есть и еще один важный фактор: первая команда инженеров, набранная в штат новой компании в 2012 году, была направлена на обучение опять-таки в Германию. И, наконец, уже сегодня в городе Ратинген, что под Дюссельдорфом, работает одно из трех подразделений чрезвычайно быстро выросшей компании (два других расположены в Москве и, что логично, в Калифорнии, где плотность проживания различных «звезд» на квадратный километр чуть ли не самая большая в США).
Само собой, в каждой из трех стран у бренда есть собственные дилеры, хотя география клиентов LARTE куда шире. Машины, вышедшие с производственных площадок ателье, можно встретить на дорогах США, Европы, России и даже во Вьетнаме и Гонконге. При этом, как рассказывают в компании, многие клиенты впоследствии приобретают здесь пакеты тюнинга и для автомобилей своих жен, детей, рекомендуют бренд друзьям, коллегам.
В чем же секрет успеха? Президент LARTE Design Алексей Яновский убежден: в честном и бескомпромиссном отношении к работе. «У нас не конвейер, – поясняет он в разговоре с «Автопанорамой», – одновременно в работе может находиться не более 15–20 машин, при этом мощности и наработки позволяют выпускать 50–80 комплектов тюнинга в зависимости от конфигурации. Но главное в том, что наше производство сочетает кропотливый эксклюзивный ручной труд с использованием новейших технологий. К примеру, мы активно применяем высокотехнологичные композиционные материалы на основе базальтового волокна и углеродных тканей, работаем на новейшем оборудовании. И, разумеется, используем все комплектующие лишь от крупнейших европейских производителей. Так, фирма Remus, поставляющая глушители на Bentley, Porsche, Maserati, специально для LARTE разрабатывает системы выхлопа».
Пожалуй, важен и другой принцип, которого придерживаются в ателье – специализация. Здесь не хватаются за все подряд, выбирая автомобили только ряда премиальных брендов. «Главный герой» среди них – Infiniti, в портфолио компании представлены многие машины этой марки. Есть также интересные проекты по некоторым моделям Mercedes-Benz, Range Rover, Lexus, Tesla. Объясняя это, Алексей Яновский говорит, что его команда никогда не ставила задачу выпускать массовую продукцию. Ключевая цель – всякий раз создавать продукт уникальный, качественный, красивый и надежный. Видимо, поэтому в компании остановились лишь на таком компоненте, как дизайн экстерьера. По словам главы LARTE Design, в случае если клиенту требуется также доработка интерьера или инженерный тюнинг (двигателя, подвески, тормозов), то просто привлекаются партнеры, имеющие большой опыт по этим направлениям.
В четвертый год своего существования LARTE Design входит с вполне оптимистичным настроением, и тому есть целый ряд причин.
Во-первых, здесь сформировалась мощная профессиональная команда, включающая более 40 специалистов. В том числе и такого гуру автомобильного дизайна, как Владимир Ярцев, который занял пост шеф-дизайнера компании. Во-вторых, репутация бренда на различных рынках мира укрепляется: в гаражах автомобилистов многих стран можно насчитать уже свыше тысячи машин, прошедших через руки мастеров LARTE. В-третьих, расширяется сотрудничество с дилерами, представляющими мировых автопроизводителей премиум-сегмента. Они видят в тюнинг-ателье партнера, способного удовлетворить различные запросы клиентуры по индивидуализации машин. Наконец, в компании уверены, что даже в кризисные времена здесь смогут выдерживать свои высокие стандарты, будь то оригинальные идеи, сроки выполнения заказов (обычно 7–14 дней), разумные расценки (от 400 тыс. до 1,5 млн рублей) и, конечно, качество – на всю свою продукцию здесь предоставляют годовую гарантию. А значит, можно строить планы и на будущее.