Это как с анекдотами: рассказывают все, но никто не может точно сказать, кто их придумывает. Так и в автомобильном сообществе имеются свои, непонятно откуда родившиеся заблуждения. Увы, многие в них верят просто потому, что не дают себе труда задуматься над сутью вопроса. Мы же решили их проанализировать.
Надо признать, количество мифов про двигатель и ходовую часть в последнее время заметно уменьшилось. Водители уже поняли, что масло, вопреки советам «бывалых», нужно менять регулярно, да и вообще обслуживать «железного коня» желательно по графику. А вот забыть термин «обкатка» никак не удается. По сей день многие искренне убеждены, что первые пару тысяч километров ездить на новом автомобиле нужно медленно, избегая лишних нагрузок. И никто не задумывается о том, что уровень разработок, качество производства и сборки деталей ныне совсем не такие, как полсотни лет назад. Тогда обкатка действительно была необходима. В наши дни этого уже не требуется. Конечно, мы не призываем с первых минут жизни нового авто «жарить» на нем по полной. Но и чрезмерно осторожничать нет смысла, можно начинать ездить в обычном режиме.
Довольно широкое распространение имеет также утверждение, что, залив бензин с более высоким октановым числом, получишь существенный прирост мощности мотора. В реальности все бывает ровно наоборот! Производитель не зря в инструкции (а иногда и на крышке лючка бака) указывает рекомендованный вид топлива. Именно на него рассчитана вся управляющая зажиганием электроника. А использование другого бензина, пусть даже более дорогого, попросту собьет ее с толку, что вполне может привести к потере, а не увеличению мощности и крутящего момента.
Что же касается автомобильных колес, то мы выделим два самых популярных заблуждения. Первое касается сезонной смены резины. Многие почему-то уверены, что «переобуваться» по весне не стоит. Дескать, быстро я даже летом не езжу, а на низких скоростях и зимняя резина сгодится, так зачем тратиться на шины, на монтаж?
На деле все сложнее. Шипованные колеса мы вообще вынесем за скобки – даже школьнику понятно, что металлические элементы (шипы) сильно влияют на управляемость на сухом асфальте, не говоря уж об уровне шума. Но и с не шипованными шинами не все так просто. Во-первых, зимняя резина по определению мягче, поскольку она должна оставаться эластичной при низкой температуре. Отсюда, видимо, и пошло утверждение, что летом она ведет себя лучше, якобы обеспечивая более надежный контакт с дорогой. Отчасти это действительно так. Только о том, что мягкий состав быстрее изнашивается, почему-то не думают или просто забывают.
Во-вторых, еще большее значение имеет рисунок протектора. Если на зимних покрышках его создают специально для повышения сцепных свойств, то главное назначение узора летних шин – отвод воды из пятна контакта.
Казалось бы, разница невелика. Однако на практике она может оказаться решающей! Ряд независимых организаций провели сравнительные испытания, и результат оказался закономерным – на залитом водой покрытии зимние шины «всплывают» гораздо раньше, чем летние, да к тому же и на меньшей скорости. Кстати, интересен и сравнительный тест на торможение. Он доказал, что летом фрикционная резина работает намного хуже – проигрыш летним шинам составил около 15 м. Вот и выходит, что ездить летом на зимних покрышках не только некомфортно, но и опасно! И не нужно утешать себя тем, что вы ездите неспешно – разница в поведении проявляется даже на вполне «гражданских», городских скоростях.
Другое весьма распространенное заблуждение связано с закачиванием в шины азота. Доморощенные специалисты утверждают, что такая операция приводит к уменьшению износа, повышению управляемости, лучшей амортизации колес, снижению шума и вибраций… Действительно, у азота есть свои достоинства – низкий коэффициент теплового расширения (по мере прогрева шины давление в ней не будет меняться) и инертность, исключающая окисление. Но рекламирующие такой товар умники почему-то забывают сообщить, что прочувствовать стабильность давления в шинах можно лишь в экстремальных режимах, для которых не приспособлены ни большинство автомобилей, ни наши дороги. А потому накачка шин этим газом становится всего лишь поводом для хвастовства и… пустой тратой денег.
Пожалуй, самая благодатная тема для обсуждения в автомобильных кулуарах – аксессуары. Чего тут только нет: разноцветные лампочки, чехлы, заглушки, накладки и наклейки… О них даже говорить не стоит, все это лишь отражение индивидуальности владельца, практической же пользы от таких «добавок» никакой. А вот утверждение, что сторонние элементы (типа спойлеров и антикрыльев) улучшают управляемость машины, стоит обсуждения.
Тут надо сделать небольшое отступление. Вы когда-нибудь слышали об автомобилях, оснащенных штатными выдвигающимися аэродинамическими элементами? Если да, то вы знаете, что до достижения скорости 80–100 км/ч они прячутся внутри кузова. А ведь это неспроста – на малой скорости от них нет никакого толку. Но и любителям быстрой езды следует задуматься. Ведь все штатные элементы инженеры доводят очень долго – рассчитывают, моделируют в компьютерных программах, продувают в аэродинамических трубах, добиваясь максимальной эффективности. А что будет, если купить и установить сторонний спойлер? В лучшем случае ничего. В худшем – инородная деталь нарушит тщательно проработанную аэродинамику автомобиля, что неизбежно приведет к ухудшению его поведения на высокой скорости и повышенному расходу топлива. Как говорится, оно вам надо?