Поводом для посещения производства грузовиков DAF в Голландии и Бельгии стал впечатляющий рывок, который компания совершила в нынешнем году. Шутка ли, объем производства на головном заводе в Эйндховене увеличили почти на треть – со 140 до 200 автомобилей в день!
Звучит громкий гудок, рабочие в синих комбинезонах дружно поднимаются со своих мест в заводской столовой и спешно направляются в цеха. Я следую за ними, едва закончив знакомство с блюдами заводской столовой. Теперь пришло время проинспектировать «производственную кухню» – руководители DAF гостеприимно открыли двери сборочных предприятий компании в голландском Эйндховене и бельгийском Вестерло. Первый завод выпускает двигатели, трансмиссии и шасси, второй – кабины и оси для моделей LF, CF и XF. При этом полуфабрикат в виде отштампованных панелей кабины доставляют на бельгийское предприятие с голландского, а уже готовые кабины отправляют из Бельгии опять в Эйндховен, где осуществляют финальную сборку. Казалось бы, логистика хромает, однако не спешите с выводами. Два завода даром что расположены в разных странах – они находятся друг от друга всего в 70 км, а транспортная цепочка отлажена.
Завод DAF в Эйндховене – один из самых больших в Европе (900 000 кв. м). Невольно рассчитываешь увидеть производственный размах и... не обманываешься в ожиданиях. Взять хотя бы цех двигателей и трансмиссий: представьте массивные корпуса моторов, увесистые распределительные валы, поршни и шатуны, вокруг которых точно пчелы снуют рабочие. По одну сторону конвейера элементы силовых агрегатов закаливают в термопечах, по другую – расположилась площадка сборки двигателей. Мощные подъемники транспортируют детали через 25 станций на расстояние более 100 м.
В соседнем, столь же необъятном, цехе собирают шасси. Все вроде бы как у других автопроизводителей: сначала из разношерстных лонжеронов собирают раму, потом навешивают на нее пневмо- и электролинии, мосты, затем – двигатель, совмещенный с коробкой передач. Но есть специфика, которая и определяет конкурентные преимущества. Так, у грузовиков DAF оригинальная геометрия шасси, позволяющая устанавливать топливные баки увеличенного объема и радиаторы увеличенного размера. Применятся также уникальные технологии антикоррозийной обработки.
Экскурсия по цеху выпуска деталей из листового металла и вовсе настоящее шоу, а главные «шоу-стопперы» – пара огромных прессов, из-под которых выходят элементы кабин (это их предстоит отправить на завод в Бельгию). Еще одна интересная «фишка» – сварочные боксы с занавесками, похожие на душевые кабины. Ни дать ни взять – личный
кабинет сварщика.
А что же на бельгийском заводе DAF по производству осей и кабин? Это предприятие имеет чуть менее внушительный размах (400 000 кв. м), но тоже выглядит грандиозно. Доставленные с голландской территории штампованные элементы кабин здесь скрепляют при помощи сварки: боковые панели приваривают вручную, а крышу и днище формируют роботы на мощных платформах. На соседних станциях кабины обрабатывают антикоррозийными материалами и окрашивают, укомплектовывают проводкой, внутренними панелями и оборудованием.
Вторая часть завода отведена под линию изготовления мостов. Здесь наиболее интересным показался процесс приваривания к осям посадочных мест под колеса – для этого концы осей нагреваются в закрытой камере, после чего монстрообразный робот приваривает к ним необходимые стальные элементы. Кстати, готовые и полуготовые оси возят в Вестерло на тележках – вот тебе и система «кайдзен» в действии, голландская фирма широко использует этот принцип японской производственной стратегии эффективного предприятия.
Следующий пункт программы – встреча с президентом DAF Харри Шипперсом, настоящим великаном, чей двухметровый рост невольно соотносишь с высокими амбициями бренда. Говорили в общем о двух вещах – успехе компании на европейском рынке и перспективах бизнеса в России. Глава DAF охотно рассказывал о трудовых успехах предприятий в Эйндховене и Вестерло (в 2014 году компания выпустила в Эйндховене 24 000 грузовиков XF, 12 000 CF и 9000 LF) и объяснял подоплеку удвоения производственных объемов. Оказывается, европейские клиенты наконец распробовали модели с двигателями стандарта Euro 6, а именно такими оснащается львиная доля выпускаемых на голландском предприятии машин. Спрос, к слову, легко объясним – с более современными моторами грузовики расходуют в среднем на 7% меньше топлива, к тому же в ряде европейских стран, в частности в Германии и Франции, действуют финансовые преференции для владельцев экологичных автомобилей.
Что же касается России, то, по словам Харри Шипперса, его компания продолжает верить в перспективы этого рынка, даже несмотря на охвативший нашу страну кризис. Подтверждением тому – недавно завершившийся проект «DAF-Караван» (путешествие по российским городам на грузовиках LF, СF и XF с демонстрацией их потенциальным клиентам), а также запланированное расширение дилерской сети в нашей стране. Как уточнил генеральный директор ООО «ДАФ Тракс Рус» Ари Хендрикс, тоже присутствовавший на встрече, в 2016 году предполагается увеличить число официальных дилеров с нынешних 34 до 55. «Россия выстоит, и мы выстоим!», – резюмировал Ари Хендрикс.
В ходе знакомства с производством DAF я посетил лабораторию испытаний двигателей, службу технической поддержки ITS, где работают операторы-полиглоты, оказывающие удаленную помощь водителям автомобилей DAF, которые сломались на маршруте в странах Европы и Азии, а также «инновационный» склад, где найти нужную деталь на нескончаемых стеллажах помогает компьютер, с которым оператор общается по голосовой связи.
Любопытным оказался и музей марки в окрестностях Эйндховена, где собраны грузовики, автобусы, легковые автомобили и военная техника производства DAF. Сообщу лишь пару интересных деталей, которыми там гордятся. Например, в 1959 году компания вывела на рынок первый в мире автомобиль с бесступенчатой трансмиссией, а вплоть до 1975 года выпускала «легковушки», пока не продала этот бизнес Volvo.
Короткий тест-драйв грузовиков серий CF и XF на заводском полигоне стал логическим завершением этой презентации. Мне удалось испытать флагманский 510-сильный тягач XF 6х2 Euro 6 с прицепом полной массой 40 т, а затем и 440-сильную модель CF 4х2 с надстройкой цистерна тоже со снаряженной 40-тонной массой. В обоих случаях я выделил для себя плавность хода, точность рулевого управления и маневренность «голландцев». И, разумеется, комфорт кабины: имея премиальную отделку, она на удивление эргономична и удобна, оснащена парой длинных и широких спальных мест, микроволновой печью, холодильником.
А еще фирма чрезвычайно трепетно относится к вопросам экономии топлива. Причем роль водителя здесь первостепенна. Убеждаюсь в этом, резко продавливая «газ» и наблюдая, как моментальный расход поднимается с 25 до 45 л на «сотню» пробега. И чтобы помочь водителю в деле экономии, DAF снабжает свои грузовики ограничителем скорости на отметке 85 км/ч и таким «помощником», как круиз-контроль с функцией прогнозирования. Система отслеживает координаты машины через GPS и регулирует работу мотора и трансмиссии с поправкой на рельеф местности.
Будем надеяться, что пользу от этих технологий почувствуют и многочисленные российские клиенты. Дело за малым, осталось, как говорит Ари Хендрикс, выстоять в борьбе с кризисом.