НЕ МНОЮ замечено, что белые накрахмаленные скатерти отлично смотрятся на фоне зеленой травы, но 12 сентября в Мольсхайме эта картина выглядела особенно празднично. Потому что блеск действу придавали раритетные “Бугатти”, выстроившиеся тут же на поляне рядом с накрытыми столами.
Но мое внимание было целиком сконцентрировано на гостях этого необычного пикника. Накануне зав. пресс-отделом “Бугатти” Эмануэла Вильм сообщила, что приглашены “наши самые дорогие клиенты”. А поскольку суперкары “Бугатти” стоят около полутора миллиона долларов, то легко было предположить, что на лужайке перед заводом соберется публика из первой сотни списка “Форбса”.
Время шло, а миллиардеры не появлялись. Вместо них поляну заполнили мужчины и женщины, одежда которых была не столько праздничной, сколько дорожной. Казалось, будто они только что вылезли из-за руля: вот перекусят, отдохнут маленько и снова двинутся в путь.
– Наши самые дорогие клиенты – это те, кто много лет владеют машинами “Бугатти”, – объяснил мне Джулиус Крута, который занимает в компании не совсем привычную для слуха должность “начальника по традициям”, – это энтузиасты, сохранившие легендарные автомобили Этторе Бугатти для будущих поколений. Кого, как не их, было приглашать на вековой юбилей фирмы.
ИМЯ Этторе звучало в этот день много раз. Имя человека, которому человечество обязано появлением целого семейства по-настоящему великих машин. Смысл конструкторской философии Бугатти можно выразить одним словом – скорость. Его первый автомобиль разгонялся до неслыханных в 1910 году 100 км/ч, а спустя два десятилетия на спидометре модели “Т55” уже красовалась цифра 180 км/ч. Именно “Бугатти” выиграл первый Гран-при в Монако.
“T41 Coupe Napoleon” – один из шести построенных “королевских Bugatti” с кузовом “купе Наполеон”, эскизы которого нарисовал Жан, сын Этторе Бугатти. Продать эту машину так и не удалось, и она осталась в семье создателя.
“Bugatti T35” – лучший спорткар 20-30-х годов. Между прочим, одному из этих автомобилей приписывают “вину” в гибели Айседоры Дункан, когда шарф танцовщицы намотался на спицу заднего колеса…
Пожалуй, самой знаменитой моделью “Bugatti” была “Т35”. Эта феноменальная спортивная машина впервые вышла на трассу весной 1924 года и в следующие пять лет установила абсолютный мировой рекорд, выиграв около полутора тысяч официальных автогонок. Или “Т44”. Я как раз стою перед этой легендарной машиной, только что припарковавшейся на лужайке перед заводом, из ворот которого она выехала более 80 лет назад. Непомерно длинный капот ярко-голубого цвета, “фирменная” высокая решетка радиатора.. Из-за руля поднимается немолодой уже мужчина, осторожно снимает гоночные очки – ведь ветровое стекло конструкцией не предусмотрено. Его зовут Джон Шеллард, приехал.. из Австралии.
– Шутите?
– Нисколько. Доехал на ней до Сиднея, там погрузился на пароход и приплыл в Марсель. А оттуда сюда рукой подать. Где-то пару тысяч километров машина своим ходом прошла.
– Без поломок?
– Практически без. Этторе делал крепкие машины, и если автомобиль укомплектован “родными” запчастями, то прослужит долго.
Джон рассказал, что машина досталась ему в наследство от деда, который эмигрировал в Австралию из Британии после Второй мировой. Много лет простояла в гаражах, пока Джон не занялся ее восстановлением.
– Дело это сложное и дорогое, но доставляет массу удовлетворения, – объясняет Джон. – На поиски той или иной оригинальной детали иногда уходят годы. Ну и денег, конечно, потратил массу.
То есть, как ни клади, а владелец “Бугатти” – это человек достаточно обеспеченный. Почти миллионер..
Модель “EB 110” родом из 90-х годов прошлого века. Именно тогда была предпринята первая – и неудачная – попытка возродить знаменитую марку “Bugatti”.
“BUGATTI Automobiles S.A.S.” не стала устраивать в этот день торжественных церемоний по поводу столетия бренда. На поляне не было ни трибуны, ни стола президиума, ни высокопоставленных чиновников. Единственным официальным мероприятием стало открытие восстановленной оранжереи Этторе Бугатти.
Как рассказал Джулиус, в 20-е годы прошлого столетия заводская территория мало напоминала сегодняшнюю. Никакой зелени – только машины, моторы, склады да грохочущие станки и прессы. Гул стоял такой, что рабочие еле слышали друг друга. Не было места, где можно было бы отдохнуть, подышать свежим воздухом, принять чисто одетого гостя. И Этторе придумал возвести среди этого промышленного бедлама закрытую оранжерею. В 50 метрах от входа в цеха был построен огромный стеклянный куб. В него выгрузили несколько десятков грузовиков плодородной земли с расположенных неподалеку виноградников и пересадили в нее красивые экзотические растения. “Получилось что-то вроде рая посреди ада, – шутит Джулиус. – Там грохотал завод, а здесь цвели цветы, плескались фонтаны, пели птички. Оранжерея просуществовала до Второй мировой войны, а потом вместе со всем заводом была практически разрушена гитлеровцами. Теперь мы решили ее восстановить”.
“Пикник на траве” завершился конкуром, в котором приняли участие все 120 раритетов, съехавшихся в Мольсхайм со всего мира. Машины соревновались не в скорости, а в аутентичности. Среди победителей были и мой новый знакомый из Австралии Джон Шеллард, и Тереза Бугатти, внучка Этторе, живущая теперь в Испании. А спустя всего два дня в том же Мольсхайме мне предоставилась уникальная возможность заглянуть уже не в прошлое, а в будущее прославленной автомобильной марки..