Компания Opel приготовила редкий коктейль из спортивности и утилитарности. Название изысканного напитка – Astra Sports Tourer. Мы пригубили его в Стамбуле – жемчужине Босфора
Византий, Новый Рим, Константинополь, Царьград, Город тысячи мечетей, Столица императоров – все это величественный и многоликий Стамбул. Избрав крупнейший город Турции местом для ездовой презентации Opel Astra Sports Tourer, организаторы вольно или невольно окунули автомобильных журналистов в историко-культурный контекст. Окунули почти в буквальном смысле, ведь прежде чем оказаться за рулем нового универсала, мы проделываем порядка 20 км по Босфору.
Штормит. Большая моторная яхта переваливается с волны на волну – приходится держаться за стены и мебель. На горизонте видны знаменитая Голубая мечеть, собор Святой Софии и небоскребы делового центра. Вечерняя набережная – одна сплошная пробка: фейерверк из золотистого света фар и алых отблесков задних фонарей. На воде тоже подобие затора. Паромы, рейсовые катера и моторки хаотично снуют в прибережных водах. Бесшабашные капитаны направляют свои посудины, как кажется, прямо наперерез нашему судну. Очень скоро мы столкнемся с такой же хаотичной толчеей и на турецких дорогах. Opel Astra Sports Tourer прекрасно приспособлен к жизни в запруженных мегаполисах: он компактный, шустрый, маневренный. “Нажатием кнопки можно сложить внешние зеркала – так проще протиснуться и припарковаться. А еще почаще пользуйтесь клаксоном – так в Стамбуле устанавливают контакт с соседями по потоку”, – напутствуют нас организаторы.
Очное знакомство с симпатичным универсалом начинается в считаных метрах от мечети Ортакей, построенной в середине XIX века по приказу султана Абдул-Меджида I. Здесь, в двух шагах от Босфора, выстроились алые и серебристо-голубые автомобили, зовущие в путь всем своим видом. Во внешности хэтчбека Astra, к слову, такой стимулирующей к путешествиям составляющей не заложено. Это прерогатива длинных и вместительных универсалов.
Тем не менее уничижительное словечко “сарай” к новинке Opel никак не применимо. Дело в том, что хэтчбек и универсал Astra разрабатывались параллельно и получились стилистически родственными. Более того, в определенных ракурсах Sports Tourer очень напоминает хэтчбек – у машины сильно наклонены передние и задние стойки, средние стойки чуть завалены назад, верхняя линия бокового остекления образует дугу. Наконец, у схожести кузовов есть инженерная подоплека. Если колесная база хэтчбека предшествующего поколения была короче, чем у версии универсал на 89 мм (2614 мм против 2703), то соответствующий показатель у двух кузовов Astra 2011 модельного года совпадает – 2685 мм.
Впрочем, налицо и родовые черты автомобилей, которые в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии принято называть station wagon (в честь экипажей, а затем и автомобилей, развозивших пассажиров с железнодорожных станций). Упомянем хотя бы большой задний свес, массивную дверь багажного отделения, более узкий и низко посаженный (по сравнению с хэтчбеком) задний бампер и релинги на крыше. Все эти черты обусловлены непременными для сегмента требованиями функциональности.
О том, что Astra Sports Tourer – нетипичный представителей сегмента, говорит и название. Новинка дает бой типичным для универсалов “коробчатым” формам, задействует бодрящие декоративные элементы в экстерьере и интерьере, а главное, полагается на бодрые моторы и передовые технические наработки, такие как мехатронное шасси FlexRide и оригинальная задняя подвеска с использованием тяг Уатта. Агрессивные штрихи в экстерьере тонизируют. В свою очередь, сходство со “старшей” Insignia Sports Tourer добавляет машине солидности.
Интерьер Sports Tourer решен в той же энергичной стилистике: утилитарные решения замаскированы яркими дизайнерскими ходами. Главные стилеобразующие моменты такие же, как в 5-дверном хэтчбеке: будто обнимающая седоков передняя панель, наклоненная вперед центральная консоль, точеный трехспицевый руль, изящные изгибы дверных ручек, рычага МКП или селектора АКП, преимущественно мягкий и фактурный отделочный пластик и обилие хромированных деталей. Есть, впрочем, и эргономические огрехи – например, путанное меню информационной системы, переизбыток кнопок и тумблеров на центральной консоли и такое же изобилие мелких рычажков, меняющих положение передних кресел. Зато сами кресла – несомненные козыри универсала. Тот факт, что они рекомендованы немецкой медицинской ассоциацией AGR, установившей ортопедические требования для автомобильных сидений, говорит сам за себя. К слову, в салоне модификации Cosmo установлены кресла с еще более рельефными валиками, что усиливает спортивную составляющую универсала.
В плане утилитарности тоже полный порядок. Предусмотрено место для авторучек, мобильных телефонов, монет, стеклянных и пластиковых бутылок, очков, журналов и компакт-дисков. Спортсмены и туристы оценят устройство FlexFix для перевозки велосипедов, лыжный лючок в спинке заднего дивана и инновационную систему трансформации задних кресел FlexFold. Последняя позволяет сложить секции заднего ряда одним нажатием кнопки. Сам багажник удобен и просторен – от 700 до 1550 л (при сложенном заднем диване). Еще одна хитроумная новация – система FlexOrganizer. Это рейки, к которым крепится набор разделителей, сеток и других приспособлений для хранения и транспортировки. В таких сетках не раздавятся продукты и не побьется стекло. С помощью FlexOrganizer можно сформировать даже мини-вольер для домашних животных.
Прежде чем отправиться в путь, обживаем салон машины с 1,4-литровым турбомотором и 6-ступенчатой МКП. На настройку руля, кресла и зеркал уходит чуть больше времени, чем хотелось бы, – у обилия настроек есть и оборотная сторона. Но в конце концов усаживаемся удобно. На “галерке” обнаруживаем много места – и в плечах, и перед коленями, и над головой. Браво, Opel, ведь колесная база у героя нашего теста на 18 мм короче, чем у универсала образца 2004 г., а ниспадающая крыша, грозящая придавить головы седоков “галерки”, оказывается дизайнерской обманкой – ниспадает лишь линия окон. Затем развеивается еще одно опасение – к обзору вперед и назад претензий не возникает. Ни пресловутая, обрамленная пластиком форточка перед передней стойкой, ни мощные задние стойки не сужают поле видимости. Поехали!
Какие-то десятки метров пути, и мы оказываемся на забитом транспортом Босфорском мосту, а затем на столь же плотно запруженной машинами магистрали, ведущей на северо-запад. Акцент на спортивные качества ощущается и в пробках, и на скорости. В городе универсал оказывается юрким и пронырливым – слушается руля с четким “нулем” и не мешкает с ускорением. За городом он уверенно держит крейсерские 120–130 км/ч и радует качественной шумоизоляцией салона.
Подвеска универсала проявила себя в Турции как собранная и комфортная. Применение в конструкции задней оси механизма Уатта (связанных между собой продольных тяг) разгрузило сайлент-блоки, и настройки ходовой стали в результате относительно мягкими, но не в ущерб управляемости и курсовой устойчивости. Ехать быстро по разбитой дороге не проблема. Прописывать повороты на скоростной прямой – тоже. Кренам машина противостоит вполне уверенно. При езде по абразивному асфальту не понравилось, однако, как подвеска отрабатывает мелкие неровности – ощущаются вибрации на кузове.
Рулевое управление Astra Sports Tourer – пример того, что Opel чтит в равной мере семейные и спортивные ценности. У руля универсала четкий “ноль”. Он легкий и острый на низких и средних скоростях и прогнозируемо утяжеляется с разгоном. Тем не менее в быстрых поворотах усилие на ободе становится подчеркнуто ненатуральным, информация о положении передних колес поступает не- полная. Ситуацию частично исправляет опционная адаптивная система FlexRide. Она умеет не только “зажимать” и “разжимать” амортизаторы, но и заострять и утяжелять руль – достаточно нажать клавишу “Sport” на центральной консоли. Словом, FlexRide – выход для активного семьянина. Можно не сомневаться, что он задействует режимы “Standard” и “Tour”, лишь если на борту будут теща, жена и дети.
Двигатель объемом 1,4 л (140 л.с.), пришедший на смену 1,8-литровому “атмосфернику” той же мощности, идеально подходит для городских условий – тяговит и экономичен. Новый агрегат также заметно эластичнее предшественника. Скажем, с 40 км/ч универсал с таким мотором “повезет” и со второй, и с третьей передачи. Но для по-настоящему активного ускорения двигатель нужно “подкручивать” – до 2000 об/мин заметна небольшая “турбояма”. Отсюда и превышающий заявленные 6,1 л/100 км расход топлива. В целом мотор понравился. Прогресс в сравнении с предшественником налицо.
Еще более приятным оказался топовый 2-литровый 160-сильный CDTI, доставшийся нам опять-таки в сочетании с 6-ступенчатой МКП. Контроль ускорения в такой машине тотальный. Пиковый момент 380 Нм достигается уже с 1750 об/мин, что гарантирует уверенный старт, тягу с запасом и образцовую эластичность. Характерный пример – это даже не быстрые обгоны на автобане, а поведение Astra в горах. Когда после фотосессии понадобилось въехать на крутой подъем задним ходом, дизельный универсал оказался куда ретивее бензинового. Жаль, что Opel пока не провел сертификацию дизельных машин для российского рынка. Но такие планы есть.
Продажи нового Sports Tourer на российском рынке начнутся в первом квартале 2011 г. Тем не менее вопрос о ценах на него на презентации в Стамбуле остался без ответа. Но в кулуарах представители Opel все же намекнули: разница в цене между хэтчбеком и универсалом Astra в сходных комплектациях будет примерно такой же, как у машин предшествующего поколения, к слову, и по сей день доступных российским покупателям. Иными словами, переплата за более объемный кузов составит около 25 тыс. рублей – не так уж много с учетом качеств Opel Astra Sports Tourer.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
| Opel AstraSports Tourer 1.6 | Ford Focus1.6 | KIA pro cee’d 1.6 |
Макс. мощность, л.с. | 115 | 115 | 122 |
Макс. момент, Нм | 155 | 155 | 154 |
Макс. скорость, км/ч | 185 | 190 | 190 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 12,3 | 11,0 | 11,0 |
Экономичность, л/100 км | 6,4 | 6,6 | 6,7 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | ***** | ***** |
Цена, руб. | нет данных | 632 000 | 645 900 |
Технические характеристики Opel Astra Sports Tourer 1.4 Turbo МT6 | |
Габариты, мм | 4698х1814х1535 |
Колесная база, мм | 2685 |
Объем багажника, л | 700–1550 |
Снаряженная масса, кг | нет данных |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1364 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 140/4900–6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 200/1850–4900 |
Трансмиссия | механическая 6-диапазонная |
Привод | передний |
Макс. скорость, км/ч | 200 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,5 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,1 |
Объем бака, л | 56 |