Голливудские блокбастеры создали стереотип: хочешь сделать свой автомобиль быстрее – обращайся к мастерам чип-тюнинга. Но что на самом деле скрывается за этим малопонятным термином? И чем это может быть чревато для машины и ее владельца?

Работа двигателей современных автомобилей – это почти всегда компромисс между разными, зачастую взаимоисключающими требованиями. Ведь найти по-настоящему удачный баланс между экологичностью, экономичностью и динамикой удается не всегда и не всем. Но такая ситуация не устраивает некоторых автовладельцев: они считают, что машина с “продвинутым” мотором просто обязана ездить не хуже чистопородного спорткара. Вот только забывают при этом о некоторых вещах. Например, об экологической “удавке” – нормах Euro 5, а теперь уже и Euro 6. Но вопросы токсичных выхлопов их мало волнуют, им подавай ураганный разгон. Поэтому, услышав о возможности выпустить на волю скрытый в моторе потенциал, такие люди с радостью хватаются за эту идею. Вот только о последствиях задумываются, увы, крайне редко.

Тонкая настройка

Сначала давайте разберемся, что же делают при чип-тюнинге. Основной смысл этой процедуры – настройка режимов работы двигателя путем изменения программы электронного блока управления (ЭБУ). По сути, с приходом инжекторных двигателей чип-тюнинг стал заменой прежнего “колдовства” над карбюратором и ручной регулировки опережения зажигания.

Сама по себе процедура не особо сложная: прошивку ЭБУ списывают на компьютер, с помощью специальных программ изменяют ее, а затем “заливают” обратно в память контроллера. Вроде бы ничего трудного. Тем более что продвинутые современные редакторы умеют отображать информацию в доступном графическом виде, а также снабжены базой данных известных версий прошивок и картами калибровки.

Докопавшись до “нутра” блока управления, можно настроить самые разные параметры. Ведь его программа учитывает множество показателей: количество поступающего на впуске воздуха, обороты коленвала, положение дросселя, наличие детонации. В соответствии с этими данными она регулирует параметры управления: количество впрыскиваемого топлива, угол опережения зажигания, фазу впрыска, обороты холостого хода и многое другое. Тут-то и появляется возможность тонкой настройки. Ведь если производитель сознательно ограничил мощность в угоду, скажем, экологии, то вмешательство в программу управления может исправить этот “недостаток”. Другой вопрос, какой ценой – любое стороннее вмешательство неизбежно нарушит найденный конструкторами хрупкий баланс между разными потребительскими качествами.

Впрочем, к возможным последствиям чип-тюнинга мы еще вернемся. А пока скажем, что такими операциями занимаются не только сторонние специалисты, но и… сами автопроизводители. Просто первые стремятся получить от мотора максимум мощности и крутящего момента, а вторые постоянно ищут, как сделать характеристики силового агрегата максимально сбалансированными. Причем компании обычно своих действий не афишируют. Но нередко бывает, что при плановом ТО помимо регламентных работ мастера проводят еще и дополнительные: “заливают” в память ЭБУ обновленную прошивку. Клиенту же, получившему свою машину из сервиса, остается только радоваться, что его “ласточка” вдруг стала резвее и при этом экономичнее.

Преступление и наказание

Теперь разберемся, что можно получить, подвергнув свой автомобиль чип-тюнингу. Но тут нужно сразу оговориться: есть два варианта такой операции.

В первом случае программу меняют, стремясь добиться снижения расхода топлива – теоретически такая возможность заложена буквально в каждом моторе. Но надеяться на значительные перемены не стоит. Дело в том, что улучшить экономичность можно лишь путем ухудшения динамики. Так что такой вариант подойдет только совсем неторопливым, флегматичным водителям. Если вы таковым не являетесь, то результат может оказаться… противоположным! Ведь активное “педалирование” приведет только к росту расхода топлива, сводя на нет гипотетическую экономию за счет новой программы.

Куда больше автомобилистов прибегают к чип-тюнингу с целью “выдавить” из двигателя как можно больше мощности. И вот тут-то и начинается самое интересное. С одной стороны, тяговые показатели действительно можно улучшить, но степень этого улучшения зависит от конкретного автомобиля. На машинах с обычным атмосферным мотором выиграть можно 8–12%, не больше. А вот тяговые показатели современного турбированного двигателя можно поднять на треть, а то и 40%.

Но за любым, даже самым незначительным приростом неизбежно следует расплата. Во-первых, есть серьезный риск нарваться на “недоделанную” программу. А если в ней есть ошибки и неточности, двигатель начнет работать нестабильно и… недолго. Этого можно избежать, если доверить чип-тюнинг опытным мастерам какого-нибудь именитого ателье, которые прекрасно знают особенности машины и ее силового агрегата.

Избавиться от второй проблемы сложнее. Вмешательство в программу управления двигателем неизбежно приведет к тому, что он будет работать в нештатных режимах. А это, в свою очередь, приведет и к увеличению расхода топлива, и к повышенным нагрузкам на детали. Все это заметно снижает ресурс мотора, влечет за собой преждевременные поломки и дорогостоящий ремонт. А ведь починить машину по гарантии, скорее всего, не получится – если мастер фирменного сервиса увидит версию программы в контроллере, он тут же объявит, что гарантийные обязательства на такой автомобиль не распространяются. А в случае с неновым автомобилем все еще сложнее: дополнительные механические и тепловые нагрузки “убьют” детали “пожилого” мотора куда быстрее, чем нового.

Конечно, каждый автомобилист волен сам решать, стоит ли эта игра свеч. Впрочем, если кому-то очень захочется заниматься тюнингом, то мы бы посоветовали делать это комплексно и взвешенно. В идеале операции по доводке лучше не пытаться выполнить самому, а доверить грамотному специалисту, который понимает, что и как можно сделать с двигателем вашего автомобиля. Да, такая работа обойдется недешево. Но попытка за небольшие деньги “вынести мозг” двигателю вашей машины все равно вряд ли даст желаемый результат. А платить за ремонт из собственного кармана будет ох как обидно и накладно! 

Комментарий специалиста

Александр Буровин, руководитель подразделения “ОБУХОВ Инжиниринг”

Компания “ОБУХОВ”, являясь официальным дилером Volvo, использует программное обеспечение Polestar (чип-тюнинг), которое рекомендовано заводом-изготовителем и одобрено российским импортером Volvo. Установка программного обеспечения доступна практически для всего существующего модельного ряда Volvo начиная с 2012 года выпуска.
Тюнинг-подразделение “ОБУХОВ Инжиниринг”, занимающееся инжинирингом автомобилей Volvo с 1997 г., имеет богатый опыт в области не только заводского чип-тюнинга, но и собственного. Нашими инженерами было внедрено множество программ увеличения мощности. Отличительная черта нашей работы – максимальная ответственность перед клиентом за все доработки. Прежде чем выпустить на рынок какой-либо продукт, мы проводим целый ряд испытаний, тестируем образцы новинок, в том числе и продукты, связанные с увеличением мощности. К тому же все прошедшие модернизацию автомобили получают персональный сервис, в ходе которого мы дополнительно контролируем состояние доработанной машины.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9