Перефразируя мудрость из старого фильма, можно сказать: каждый, у кого есть автомобиль, мечтает, чтобы в нем была стеклянная крыша или большой люк. Точнее, все-таки не совсем каждый, а около 70% российских автомобилистов. По крайней мере, так утверждают данные статистических исследований. Вот только зачастую потребитель сам не знает, какими бывают крышные системы, какую из них можно установить отдельно, а что можно заказать только при покупке новой машины.
Начнем от печки. Кто делает люки и панорамные крыши? Сами автомобильные компании? Нет, как правило, этой работой занимаются сторонние специализированные фирмы. Но разработку они ведут в тесном сотрудничестве с автопроизводителями. Причин тому несколько.
Во-первых, внедрение в крышу люка или большого “окна” неизбежно влияет на безопасность, поскольку изменяет силовую структуру кузова. Поэтому инженеры для каждой конкретной машины тщательно продумывают разнообразные усиливающие элементы, испытывают прочность стекол. Так, например, на основе результатов совместных испытаний родилась технология нанесения высокопрочной прозрачной пленки на внутреннюю сторону выпуклых листов стекла. Это позволило отказаться от использования тяжелых многослойных “окон”, поскольку при аварии пленка удерживает осколки и не дает им разлететься по салону.
Во-вторых, только совместная работа позволяет добиться максимальной адаптации к разным погодным условиям. В специальных климатических камерах инженеры моделируют самые разные условия: тропическую жару, арктический холод, моросящий дождь и ливень. Словом, делают все, чтобы система в любую погоду оставалась прочной и герметичной, а механизм люка не издавал неприятных шумов.
Идея сделать в крыше сдвижную створку родилась давно. Первые автомобили со складным матерчатым верхом появились еще в 30-х годах прошлого столетия. Затем, в 50-х, начали появляться первые люки. В те времена они были металлическими – по сути, из крыши просто вырезали кусок, окантовывали уплотнителем и устанавливали его на хитрые петли. Лишь в середине 70-х появилось решение, которое можно увидеть на многих современных моделях, – стеклянный подъемно-сдвижной люк. Благодаря чему же он прижился?
Многих прельщает тот факт, что его можно установить почти на любой автомобиль. Конечно, проще всего сразу приобрести автомобиль со штатным люком. Но если ваш “железный конь” лишен такой опции, а любоваться синевой неба все же хочется, не беда – можно установить его дополнительно. Главное – выбрать модель, разработанную именно для вашей машины, и доверить монтаж квалифицированным специалистам.
У такой системы есть немало достоинств. Прежде всего, из этого дополнительного “окна” в салон попадает больше света, отчего внутреннее пространство кажется больше. Кроме того, он обеспечивает эффективный воздухообмен, причем без опасных сквозняков. Последний фактор действительно очень важен: исследования показывают, что если водитель получает достаточное количество свежего воздуха, то он меньше устает, ему легче концентрироваться на управлении автомобилем, особенно в дальней дороге.
А как быть со слишком ярким светом? Ведь в жаркий летний день от палящих лучей хочется спрятаться, а не подставлять им собственную макушку. Не волнуйтесь, все предусмотрено. Каждый подъемно-сдвижной люк имеет дополнительную деталь – солнцезащитную шторку. Как правило, их делают из сетчатой ткани, но иногда встречаются и более необычные образцы – например, компания Webasto, один из лидеров этой отрасли, использует материал Paper Honeycomb на основе бумажных сот.
Сегодня все более популярным становится другое решение – панорамная крыша. Смонтировать такую на своем авто, в принципе, возможно, но это очень сложно и дорого. А вот при покупке новой машины к такой опции стоит прицениться. Первые подобные образцы были относительно простыми: удлиненное лобовое стекло плавно переходило в крышу, создавая эффект аквариума. Поначалу такую конструкцию устанавливали только на автомобили премиум-класса. Но постепенно панорамная крыша стала доступна для машин почти всех ценовых категорий. Да и конструктивно она заметно изменилась. Например, их стали делать не монолитными, а составлять из нескольких панелей, причем одну из них превратили… правильно, в подъемно-сдвижной люк!
Но не пострадала ли безопасность от внедрения такой большой хрупкой детали, ведь в большинстве случаев площадь дополнительного остекления превышает 1 кв. м? Конструкторы подумали и об этом. Результатом их работы стало внедрение усиленных рамок и использование скрытых под обшивкой U-образных козырьков-усилителей, которые эффективно компенсируют уменьшение жесткости кузова. Их конструкция является еще одним доказательством плодотворной совместной работы автопроизводителей и создателей крышных систем – характеристики силовых деталей просчитывают индивидуально для каждой модели, обычно еще на стадии ее проектирования.
Продумали и защиту от прямых солнечных лучей. Начнем с того, что в большинстве систем используют стекло или более легкий пластик с легкой тонировкой. Есть на пути у света и более серьезное препятствие – выдвижные шторки. Их могут изготавливать из самых разных материалов – от полупрозрачных легких тканей до светонепроницаемой материи, отражающей УФ-излучение. Кстати, все современные раскрывающиеся крыши, как и подъемно-сдвижные люки, снабжают еще одним важным предохранителем: если по какой-то причине между закрывающимся стеклом и рамой окажется рука, створка просто не закроется!
Как обычно, интереснее всего выглядят перспективные разработки, которые на серийных машинах встречаются пока нечасто. Большое будущее пророчат раскрывающейся панорамной крыше, панели которой выполнены не из обычного стекла или более легкого поликарбоната, а представляют собой солнечные батареи. Вариантов использования накопленной за время стоянки энергии может быть несколько. Например, панель площадью 0,3 кв. м выдает достаточно тока для работы салонного вентилятора на малой мощности. Таким образом, даже если машина стоит несколько часов на ярком солнце, внутри постоянно циркулирует внешний воздух.
Потенциально такое решение может стать не только очень удобным, но и выгодным. Обычно при начале движения водитель включает “климат” на максимум, чтобы быстро остудить раскалившийся салон. А если температура в машине будет заметно ниже? Верно, на ходу кондиционеру не придется работать с полной нагрузкой. А значит, сократится расход топлива и уменьшатся вредные выбросы в атмосферу!
Сейчас активно прорабатывают и другой вариант использования расположенных на крыше солнечных батарей. По замыслу производителей они послужат источником для зарядки аккумуляторов гибридных и электрических машин. Согласно предварительным расчетам, фотоэлементы площадью около 2 кв. м могут произвести достаточно энергии, чтобы такой автомобиль проехал на ней 1000 км за год. Немного? Но ведь таким образом экономится топливо, да и выбросов в атмосферу меньше.
В любом случае, такие крыши – дело будущего. К тому же многие не слишком озабоченные проблемами экологии потребители найдут в них один серьезный минус: непрозрачные фотоэлементы, установленные вместо стекол, лишат удовольствия от езды под открытым небом. А ведь именно эта возможность для многих и является ключевым аргументом в пользу покупки автомобиля с панорамной крышей или люком
Благодарим компанию Webasto за помощь в подготовке материала.