С приходом тепла автовладельцы все чаще покидают асфальтовое покрытие – впереди дача, пикники, рыбалка, охота... При этом самые активные предпочитают машины с серьезным арсеналом для бездорожья вроде набора понижающих передач и межколесных блокировок. Но, чтобы реализовать весь этот потенциал, и шины требуются особые
Речь в данном случае идет о шинах, уверенно чувствующих себя на разных поверхностях – от камней до песка, но одновременно способных обеспечить приемлемые ходовые характеристики и на шоссе, и в городских условиях. Такие модели относятся к линейке All Terrain (или A/T), и это обозначение можно вольно интерпретировать как «для любого покрытия».
Впрочем, не стоит понимать это буквально, у шинников есть определение поточнее: «50% асфальта – 50% бездорожья». Хотя и здесь будут оговорки: на асфальте модели A/T разрешат вам уверенно держать прямую, аккуратно заходить в повороты, быстро тормозить, но азартно лихачить, даже если позволяют мощный двигатель и настроенная подвеска, на шинах All Tеrrain небезопасно. На бездорожье также следует проявлять умеренность: если грязь, то не слишком глубокая, камни – не слишком крупные и острые, глина не чересчур вязкая, а снег не такой уж рыхлый. Формально шины All Terrain в нашей стране считаются летними, точнее, «не зимними», но большинство моделей снабжены значками «M+S» и 3PMSF (гора с тремя пиками и снежинка), разрешающими зимнюю эксплуатацию, хотя на снежном накате и льду они существенно уступают зимним шинам с мягкой резиновой смесью, специальными блоками и ламелями.
Из конструктивных особенностей у моделей А/Т первым делом в глаза бросается рисунок протектора. Его блоки достаточно крупные, с острыми разнонаправленными гранями, расстояние между блоками относительно большое, чтобы обеспечить быстрый отвод воды и грязи, а также эффективную самоочистку от камней, глины и снега. Тонкие ламели образуют дополнительные сцепные кромки. В плечевой зоне находятся внушительные грунтозацепы. При этом расположение и размеры элементов протектора позволяют сохранять необходимую жесткость при быстром движении по асфальту. Многие шины снабжены не сплошным центральным ребром, обеспечивающим приемлемую управляемость и курсовую устойчивость. Подбор расположения блоков позволяет избежать резонанса при ударах о дорожное полотно и поддерживать приемлемый уровень шума.
Конструкция каркаса А/Т шин рассчитана на значительный вес и высокий центр тяжести внедорожников. Чтобы сохранить прочность на неровной и каменистой поверхности, применяется многослойная конструкция корда, используется стальной брекер, отдельное внимание уделяется прочности боковин. К резиновой смеси предъявляются особые требования. Она должна сохранять прочность, эластичность и сцепные свойства в широком температурном диапазоне – образно говоря, на раскаленном песке и в снегу. Одновременно от резины требуется плотность при движении по асфальту и высокая износоустойчивость.
Несмотря на все требования к конструкции и элементам шин All Terrain, эти модели встречаются не только в линейке премиальных брендов, но нередко и у подчеркнуто бюджетных марок. Отчасти это связано с повышенным спросом на недорогие внедорожные шины в странах с недостаточно развитой сетью дорог.
Американский бренд BFGoodrich специализируется главным образом на так называемых моделях второй линейки, но его шины для бездорожья однозначно следует рассматривать как премиальные. Особо известна шина All-Terrain T/A KO2, которая уже в нескольких поколениях считается одной из самых популярных в сегменте. Покрышку легко узнать по характерному фирменному рисунку протектора с множеством мелких изогнутых блоков, которые в обиходе прозвали «червячками». Они образуют большое количество сцепных кромок, эффективно работающих на разных поверхностях при любом положении руля, а многочисленные ламели усиливают тягу на снегу и мокрой поверхности. Прочная резиновая смесь противостоит порезам и разрывам даже на острых камнях, которые, кстати, не застревают в протекторе благодаря специальным выступам-экстракторам между блоками. Мощные агрессивные шашки плечевой зоны с переменным шагом выступа эффективно работают в грязи, снегу и на песке. Они заходят далеко на боковину, значительно усиливая и защищая ее при наезде на препятствия, а также увеличивая размер сцепной поверхности. Структура каркаса обеспечивает равномерное пятно контакта для лучшего сцепления и увеличивает износостойкость. В результате получилась действительно универсальная шина, которая доказала свою эффективность на асфальте, грунтовой дороге, песке, в грязи, снегу и на камнях. При этом модель отличается хорошим комфортом и износостойкостью. Неудивительно, что многие любители внедорожной езды считают ее своего рода образцом для сравнения с «одноклассниками».
Тайваньская компания Maxxis выпускает широкий ассортимент летних и зимних шин, но в нашей стране она больше известна как производитель внедорожных моделей для самых различных целей – от скоростных шин до профессиональных покрышек для экстремальных соревнований на бездорожье. Наиболее универсальна модель Bravo AT-771. На первый взгляд она выглядит достаточно агрессивно благодаря обилию острых граненых блоков и плечевой зоне с переменным шагом выступа. Но при внимательном рассмотрении становится видно, что шина должна неплохо вести себя и на асфальте. В центральной зоне блоки отчетливо складываются в три продольных ребра, разделенных зигзагообразными каналами. Это обещает хорошую разгонно-тормозную динамику и курсовую устойчивость. Плечевая зона отделена широкими прямыми каналами. Блоки испещрены многочисленными зигзагообразными ламелями, которые придают дополнительное сцепление на мокрой и зимней дороге. По отзывам пользователей, эта шина хорошо ведет себя на асфальтовой трассе, точно откликаясь на руление и демонстрируя высокие тормозные характеристики на сухом покрытии. Также положительные отклики модель заслужила за поведение на среднем бездорожье, включая грязь. Кроме того, покрышка отличается высокой ходимостью и относительно низким уровнем шума. Если кому-то понадобится шина чуть более экстремальная, то у компании есть свежая модель Bravo AT-980, располагающаяся, по нашему мнению, на стыке сегментов All Terrain и Mud Terrain и обладающая более выраженными внедорожными способностями. Рисунок ее протектора с блоками-«червячками» отдаленно напоминает классику от BFGoodrich.
Шина от отечественного бренда Cordiant так и называется – All-Terrain. Рисунок протектора, созданный словно по учебнику геометрии, достаточно оригинален: его блоки изрезаны прямыми ламелями, отчего выглядят сложенными из мелких прямоугольных элементов разной величины. Блоки выкладываются в поперечные линии, разделенные широкими каналами. В середине расположено продольное ребро, сложенное из треугольников, объединенных в параллелепипеды. Плечевая зона снабжена крупными прямоугольными выступами. Это торжество линий стало результатом компьютерного моделирования, в итоге конструкторы получили увеличенное пятно контакта на любой поверхности. В реальных условиях мы обнаружили, что шина надежно ведет себя в условиях летнего бездорожья: уверенно движется по грунтовым дорогам (сухим и раскисшим), неплохо пробирается по усеянному крупными булыжниками пляжу, не скользит на мокрой траве, а протектор достаточно быстро очищается даже от вязкой красной глины. На асфальте шина ведет себя образцово – хорошо держит траекторию, послушно отзывается на руление. Даже при открытых окнах шума покрышек практически не слышно, он заглушается набегающим воздушным потоком. Не стоит забывать, что речь идет о бюджетной модели, поэтому за соотношение «цена-качество» она заслуживает высокой оценки.
В новой шине от концерна Toyo с говорящим названием Open Country A/T plus конструкторы постарались соблюсти баланс между характеристиками на асфальте и среднем бездорожье. Рисунок протектора считается асимметричным, хотя разница между внутренней и внешней сторонами заметна не сразу. Наружная часть выглядит лишь чуть агрессивнее из-за нескольких увеличенных канавок между блоками и крупных ломаных ламелей, именно на нее приходится основная работа на бездорожье. Внутренняя зона снабжена более плотно посаженными блоками и волнистыми ламелями. Она отвечает за разгонно-тормозные характеристики и сцепление на мокрой дороге, хотя многочисленные острые грани свидетельствует, что на бездорожье на нее также приходится существенная часть нагрузки. Разгонной динамике способствуют и ступенчатые кромки блоков. Курсовую устойчивость обеспечивает центральное ребро, оснащенное острыми сцепными кромками. Четыре продольных водоотводящих канала имеют форму зигзага и также увеличивают сцепление. Предыдущая модель шины заслужила высокую оценку водителей, но часто звучали пожелания увеличить ходимость шины. В версии plus за счет новой резиновой смеси с увеличенным содержанием силики удалось повысить износостойкость и снизить сопротивление качению. Также шина отличается еще меньшей шумностью и лучшей плавностью хода. Универсальность от Toyo здесь – это умеренность и компромисс. То есть спокойное плавное вождение без азартных маневров на асфальте и штурма слишком глубокой грязи, благодаря чему вы доберетесь до финиша без затруднений и с комфортом.
Азиатский гигант GT Radial специализируется на бюджетном сегменте и имеет в модельной линейке внедорожные шины разнообразного назначения, включая универсальную модель Adventuro A/T. Внешне шина сделана по классическим канонам: крупные острые блоки, изрезанные прямыми ламелями, агрессивная плечевая зона. Четко выражена центральная часть с продольным ребром, состоящим из небольших треугольных шашек. На своей родине шина позиционируется как всесезонная, правда, в азиатском понимании – с довольно мягкой и бесснежной зимой. В российских условиях она не слишком уверенно ведет себя на снегу и льду, но разработчики намеренно сместили акцент от мягкости и эластичности при низких температурах в сторону увеличенной ходимости и жесткости на твердом покрытии. К тому же не забывайте, что у нас речь идет о преимущественно летней эксплуатации, а здесь шина показывает себя с положительной стороны. Она уверенно «гребет» в грязи и на мягкой почве. Похоже, что грунтовые дороги – самая привычная для нее стихия. Неплохо модель чувствует себя на каменистых участках, хотя самоочищение от камней порой происходит резко и неожиданно, так что едущим сзади автомобилям стоит держаться подальше. На трассе шина хорошо держит дорогу, однако относительно жесткая резина побуждает соблюдать осторожность на гладком мокром асфальте. Также жесткость делает шину несколько более шумной, чем ряд конкурентов классом повыше. В целом же отзывы владельцев о модели преимущественно положительные, и ее можно назвать удачным компромиссом цены и характеристик.
Модель Scorpion ATR – самая экстремальная во внедорожной линейке компании Pirelli (все-таки в остальных шинах для SUV итальянцы предпочитают уделять внимание отточенным повадкам на асфальте). Впрочем, и эта покрышка на испытаниях хорошо проявила себя на ровной дороге: она мало шумит, быстро откликается на руление, уверенно цепляется в поворотах, и вообще складывается впечатление, что тяжелые рамные внедорожники становятся с ней заметно послушнее. Чтобы добиться такого эффекта, конструкторы серьезно поработали над центральной зоной протектора. Она состоит из множества блоков разной формы, которые будто складываются в единый орнамент (например, отчетливо видно центральное ребро, словно состоящее из больших букв Z). Но дело тут не только во внешней эстетике, чем традиционно сильны модели итальянской марки, а в значительном количестве разнонаправленных сцепных кромок и поддержании общей жесткости протектора. Плечевая зона очень плотная и не особо агрессивная, она больше рассчитана на высокое поперечное сцепление на твердой поверхности. В негативном профиле доминируют изогнутые серповидные канавки, которые удаляют воду из пятна контакта и обеспечивают быстрое самоочищение от камней и грязи. На тесте шина хорошо проявила себя на песке в пустыне – нередко ее сцепных свойств хватало для передвижения без подключения передней оси. Положительные отзывы модель заслужила за сцепление на каменистой поверхности и в грязи, к тому же покрышка отличается высокой износостойкостью. Словом, перед нами действительно универсальная шина с премиальными характеристиками.