Вопрос выбора зимних шин возникает часто. Каждую осень в автомобильном сообществе начинается раскол: одни агитируют за “шиповки”, другие – за “липучки”. Попробуем спокойно разобраться, кто же прав
Представьте себе картину: начинающий водитель пытается узнать у “бывалых”, какие зимние шины ему лучше установить – с шипами или без. В ответ ему выложат диаметрально противоположные мнения, причем адепты обоих решений будут с пеной у рта доказывать свою правоту, приводить аргументы (разумные и не очень), ссылаться на результаты тестов разной степени давности. Однако мы предлагаем отвлечься от эмоций и рассуждать взвешенно и разумно.
Начнем с самого очевидного – разницы в конструкции. На первый взгляд единственное отличие “зубастой” шины от фрикционной (в обиходе их называют “липучками”) – только наличие металлических элементов. На самом деле это не так: помимо прочего состав смеси шипованной шины заметно жестче. Делается это неспроста, ведь поверхность покрышки должна эффективно удерживать “гвоздь”. Да и при больших нагрузках чересчур мягкие блоки протектора не смогут работать как нужно, а будут просто “подворачиваться”.
Конечно, инженеры всячески пытаются решить эту проблему. Например, некоторые компании делают протектор похожим на бутерброд: более мягкий внешний слой обеспечивает надежное сцепление и издает меньше шума, в то время как жесткий внутренний надежно удерживает корень шипа в теле покрышки.
А вот “липучки” такого недостатка лишены вовсе. Отсюда вытекает сразу несколько выводов. Во-первых, фрикционные шины заметно тише: мало того что металл не цокает по асфальту, так и мягкая резина издает куда меньше посторонних звуков. Во-вторых, из-за своего состава они меньше дубеют на морозе. Немаловажно и то, что “липучки” наносят дорожному покрытию куда меньше вреда – по этой причине, кстати, во многих странах использование шипов запрещено законом.
Скептический настрой по отношению к нешипованной зимней “резине” может быть связан с довольно неожиданной причиной: некоторые доморощенные “эксперты” путают настоящие зимние “липучки” с... всесезонными шинами! Действительно, попытка создать универсальную, одинаково хорошо работающую и зимой и летом шину пока не удалась никому. Более того, стремление угодить, как говорится, и вашим и нашим оборачивается тем, что “всесезонка” проигрывает вне зависимости от времени года по всем статьям. Конечно, производители идут на разные ухищрения. К примеру, иногда они делают акцент на зимних качествах покрышки, а о том, как она ведет себя летом, стараются помалкивать. Но факт остается фактом: многочисленные независимые испытания подтвердили, что при всей своей привлекательности идея создания универсальной “резины” обречена на провал.
Теперь давайте разберемся, какие элементы шины работают в той или иной ситуации. Если под колесами свежевыпавший снег или рыхлая снежно-водяная каша, то на первый план выходит не наличие или отсутствие шипов, а правильный рисунок протектора. Да и на мокром, обильно политом реагентами асфальте шипы не нужны. Более того, они будут мешать полноценному контакту колеса с дорогой! Тут опять же важны протектор, мягкий состав резины и большое количество водоотводных канавок и ламелей. Все это есть и у шипованной шины, но в силу своей мягкости “липучка” справится с такой задачей чуть лучше.
С обледенелым покрытием все сложнее. Фанаты шипов поторопятся сказать, что уж тут “липучка” наверняка проиграет. Однако не будем спешить с выводами, ведь здесь многое зависит не только от состояния дороги, но и от погоды. Например, в лютый мороз шипованные шины вполне могут проиграть своим “беззубым” соперницам. Специалисты шинных компаний говорят, что при температуре ниже –15 °C наледь становится слишком твердой и шип не может “зацепиться” за нее как следует. К тому же холодный лед редко бывает гладким, так что мягкому поверхностному слою “липучек” легче зацепиться за его микронеровности.
А вот если температура поползет вверх, то “зубастые” шины смогут показать себя во всей красе. В такой ситуации верхний слой льда начинает таять и на нем образуется тонкий слой воды. Он работает как смазка, сводящая сцепные свойства “липучек” практически к нулю. Шипованным же шинам такая проблема нипочем: они выполняют свое предназначение, активно запуская “когти” в размягчившийся лед. Впрочем, оговоримся: водяная пленка мешает и им. По мере приближения столбика термометра к нулю подтаявший лед становится рыхлым, и шипы уже не могут эффективно цепляться за него.
Многие апологеты шипов говорят, что сам термин “липучка” изобрели не инженеры, а маркетологи – чтобы быстрее продавать товар, скажем так, “сомнительного” качества. На это можно возразить: сравнительных тестов проведено уже немало. И результаты далеко не всегда говорят в пользу “шиповок”. Конечно, в тепличных условиях полигонов они зачастую выигрывают в ледовых дисциплинах. Но и результаты “липучек” с каждым годом становятся все лучше и лучше.
Сказывается то, что инженеры активно работают над ними: вводят в состав смеси новые компоненты (смягчающие вещества, водопоглощающий “белый гель” и т.д.), совершенствуют рисунок протектора. Так что уже сегодня во многих тестах такие покрышки показывают себя немногим хуже привычных “шиповок”. А в некоторых упражнениях они даже лучше – например, при испытаниях в торможении на льду при по-настоящему низких температурах. Что уж говорить о сравнении на мокром или сухом асфальте, где “липучки” не просто конкурируют, а порой уверенно побеждают!
Однако, даже с учетом всего вышеизложенного окончательно расставить точки над “i” и сказать, какая из шин больше подходит для зимы, все равно нельзя. Ведь главным аргументом стоит считать не “авторитетные” отзывы, а ваш “ареал обитания”. Например, житель Москвы (или любого другого мегаполиса) обречен почти всю зиму ездить либо по мокрому асфальту, либо по свежему снегу, а на голый лед он выезжает за сезон не очень часто. Так зачем же ему шипы только для создания звукового сопровождения?
Другое дело, если вам много приходится ездить по зимним загородным дорогам – тут шипы будут не просто полезными, они могут в критической ситуации буквально спасти жизнь. Так что если вы до сих пор раздумываете, стоит ли покупать шипованные зимние шины, то не слушайте малограмотных советов, а в первую очередь трезво оцените, насколько они вам нужны.