Есть водители, чьи автомобили наматывают на бездорожье куда больший километраж, чем по асфальту. Это прежде всего профессионалы – геологи, лесники, спасатели. Не сильно отстают от них заядлые охотники, рыбаки и просто любители помесить грязь на природе. Этой категории пользователей требуются особые шины сегмента Mud Terrain (M/T), которые чаще называют «грязевыми»
Если их ближайших «родственников», модели класса All Terrain, в прошлом обзоре мы нарекли «самыми универсальными», подразумевая, что они подходят как для бездорожья, так и для города, то покупка «грязевых» шин предполагает наличие отдельного автомобиля для поездок вне асфальта. Как правило, это прочный внедорожник или пикап, часто с доработанной подвеской и оснащенный дополнительным оборудованием вроде лебедок и силовых бамперов.
Для мегаполиса и скоростных автобанов M/T-шины не подходят – медленно разгоняются и неохотно тормозят. Если курсовая устойчивость еще находится в приемлемых пределах, то отклики на руль уже откровенно размазаны. Словом, их способностей на асфальте хватает лишь на то, чтобы относительно беспроблемно добраться до бездорожья, где они и продемонстрируют свои лучшие качества. И здесь мы снова вспомним про универсальность – только другого рода. Вопреки названию, шины Mud Terrain должны эффективно работать не только в грязи и глине, но и на самых разных сложных поверхностях: на рыхлом грунте, в глубоком снегу, на мелких острых камнях и больших валунах, в глубокой колее.
Внешне «грязевые» модели отличаются весьма агрессивным рисунком протектора с крупными, отдельно расположенными блоками и подчеркнуто «зубастой» плечевой зоной. В центральной части блоки обычно чуть меньше, расположены плотнее и выложены в подобие продольных ребер для лучшей управляемости и устойчивости на прямой. Поперечное сцепление у большинства моделей откровенно неважное – плата за возможность иметь развитые боковые грунтозацепы вместо массивных блоков, как у «асфальтовых» шин.
Важной особенностью «грязевых» шин является их способность работать при низком давлении, когда воздух специально стравливается вплоть до 1,0–0,8 атм., в результате чего снижается давление на покрытие, увеличивается площадь опоры и возрастает проходимость на мягком грунте и песке. Практически все шины Mud Terrain носят индекс M+S, что означает «грязь и снег», при этом тонких ламелей на блоках очень мало или нет совсем – прочность и монолитность протектора важнее, а за сцепление на льду и замерзшем асфальте отвечает особая резиновая смесь, способная сохранять эластичность даже при низких температурах.
Японский бренд Nitto уделяет большое внимание не только скоростным «асфальтовым» SUV-шинам, но и моделям для истинных внедорожников. Только «грязевых» покрышек в линейке фирмы сразу две: наряду с экстремальной MudGrapler предлагается более универсальная шина Trail Grappler M/T. На первый взгляд симметричный рисунок ее протектора не особо отличается от аналогичных покрышек – та же центральная часть из двух рядов небольших изогнутых шашек, плечевая зона из редких прямоугольных блоков, однако у шины есть свои выдающиеся свойства. С помощью 3D-моделирования конструкторам удалось найти оптимальное расположение и шаг элементов протектора, тем самым значительно снизить резонанс при ударах блоков о поверхность. По мнению отдельных экспертов, эта модель является одной из самых тихих среди «грязевых» шин. Каркас Trail Grappler M/T состоит из двух широких металлокордных брекеров, которые охватывают часть плечевой зоны. Боковые грунтозацепы расширяются к наружной стороне, где практически смыкаются, увеличивая жесткость конструкции, каналы между ними снабжены резиновыми элементами-камнеудалителями. В зоне боковины расположен тройной слой корда из полиэстера, что повышает устойчивость к порезам и проколам, также на боковине находятся выпуклые резиновые элементы, которые защищают ее и служат дополнительными грунтозацепами, улучшая сцепление в грязи и колее. Блоки протектора снабжены поперечными ламелями, которые повышают сцепление на мокрой дороге и укатанном снегу. Шины бренда Nitto обычно позиционируются как дизайнерские, и это не прошло мимо даже такой сугубо утилитарной модели, как Trail Grappler M/T. Например, рисунок элементов боковины и надписи на ней различаются на обеих сторонах – при установке вы можете выбрать наружной любую, на проходимость это не повлияет.
Как всегда, инженеры компании Toyo сумели найти художественные нюансы даже в утилитарном дизайне протектора «грязевой» шины Open Country M/T. Эта модель вышла на рынок в 2008 году, но по сей день смотрится современно и необычно. Казалось бы, все сделано по классическим канонам – центральная зона из двух продольных рядов небольших блоков, узкие продолговатые шашки в плечевой зоне, при этом выглядит шина одновременно агрессивно и изящно, словно дизайнерская модель. Центральные блоки снабжены крючкообразными элементами, которые образуют дополнительные острые грани сцепления. Такие кромки хорошо держатся за рыхлый грунт, траву, снег и другие сложные участки бездорожья. Плечевые блоки с переменным шагом создают дополнительные грунтозацепы и обладают способностью к самоочищению. Они словно заползают на боковину, увеличивая ее прочность к проколам и порезам и образуя дополнительные сцепные элементы. Изогнутые ламели в каждом блоке также повышают сцепление на льду, снежном накате и мокром асфальте. Каркас шины состоит из трех слоев полиэстерового корда, это обеспечивает повышенную прочность шины, улучшает управляемость и дает возможность выдерживать большую нагрузку. Что касается проходимости, то шина получилась весьма универсальной. Open Country M/T хорошо «гребет» в вязкой грязи и при этом неплохо самоочищается. Модель уверенно чувствует себя на мокрой глине, в то же время показывает достойные результаты на камнях и в песке. Покрышка весьма устойчива к порезам и проколам, за это ее любят в регионах с каменистыми дорогами. Ожидаемо хорошо шины продвигаются в глубоком снегу, но на чистом льду они держат посредственно, несмотря на мягкую резиновую смесь. Впрочем, для зимы у компании есть более подходящие модели.
Шина Yokohama Geolandar М/Т+ единственная в нашем обзоре снабжена направленным V-образным рисунком протектора, причем внутренняя и наружная стороны практически симметричны, но «половинки» смещены относительно друг друга на один шаг блоков. Стенки центрального продольного канала имеют ступенчатую форму, что одновременно улучшает отвод воды, повышает сцепление с грунтом и сохраняет плотность протектора. Особое внимание разработчики уделили надежности боковины: выпуклые резиновые элементы здесь служат защитой и выполняют роль дополнительных грунтозацепов. На твердом асфальте шина ведет себя образцово для своего класса – уверенно держит прямую траекторию и проходит повороты, адекватно реагирует на руление, не сильно докучает гулом. Направленный рисунок протектора и большое расстояние между блоками позволяют эффективно бороться с аквапланированием на мокрой дороге. Результаты тестовых испытаний показали, что покрышка отлично ведет себя на мягком грунте, в грязи и снегу – как раз в типичных российских реалиях. К слову, хорошие результаты при зимней эксплуатации отмечают и отечественные, и западные эксперты. Резиновая смесь способна оставаться мягкой даже при низких температурах, при этом она достаточно эффективно противостоит износу. Покрышка обладает хорошими амортизирующими свойствами и вполне комфортна на неровных участках дороги. В то же время некоторые испытатели утверждают, что на каменистых участках шина может уступать ряду конкурентов. В целом Geolandar М/Т+ заслужила самые благосклонные отзывы российских автомобилистов и является весьма удачным вариантом по сумме характеристик.
Крупный азиатский производитель GT Radial уделяет большое внимание внедорожным моделям, и, надо сказать, данный сегмент от этой компании в нашей стране пока что ценится выше, чем «асфальтовые» модификации. В классе «грязевых» шин у покрышки Adventuro M/T, пожалуй, самый агрессивный дизайн в этом обзоре: симметричный рисунок протектора выложен из подчеркнуто крупных шашек с ломаными контурами. Конструкторы основательно поработали над каркасом шины, конструкцией корда и жесткостью плечевой зоны, не забыв о выгодной для производителя и покупателя себестоимости. В результате при относительно гуманном ценнике шина на всех поверхностях отрабатывает на твердую четверку. Она неплохо чувствует себя в вязкой глине и грязи, уверенно преодолевает участки с глубоким снегом и, несмотря на крупные блоки протектора, довольно устойчива на асфальте. Особенности боковины не дают возможности сильно стравливать воздух на бездорожье, поэтому проходимость в вязкой грязи несколько ограничена. Вместе с тем пользователи нередко отмечают, что самоочищение протектора могло быть и лучше, также есть пожелания увеличить защищенность боковины. Но не стоит забывать, что модель выступает в бюджетном сегменте, и по соотношению «цена-качество» эта шина является довольно привлекательной покупкой. Модели бренда GT Radial, как правило, отличаются хорошей износостойкостью, и Adventuro M/T здесь не исключение. При этом резиновая смесь достаточно мягкая и способна сохранять эластичность при отрицательной температуре. Также, несмотря на агрессивный рисунок протектора, уровень шума остается в приемлемых пределах.
Если судить по рекламным роликам и постерам, новая модель Nokian Rockproof от финских шинников предназначена больше для профессионального использования, нежели для периодических выездов на природу. Эта шина пригодится упомянутым выше лесникам, геологам и нефтяникам, словом, тем, для кого прочность шины и повышенная износоустойчивость – в прямом смысле жизненная необходимость. Недаром в той же рекламе присутствуют тяжелые рамные пикапы, оснащенные разнообразными внедорожными атрибутами. Как следует из названия модели, предполагается, что значительную часть времени она будет эксплуатироваться на каменистых участках. Поэтому в канавках протектора предусмотрены специальные резиновые ребра, препятствующие проникновению и застреванию острых камней. Чтобы исключить проскальзывание на гладких валунах, шинники серьезно поработали над резиновой смесью, которая сочетает в себе особую прочность, эластичность и высокие сцепные характеристики. Для защиты боковины в ход пустили уже проверенные фирменные технологии – в частности, добавили в резиновую смесь арамидных волокон, которые используются в производстве бронежилетов. Прочная боковина позволяет стравливать давление до примерно 0,5 атм., тем самым увеличивая проходимость. Не спасует шина на мягком грунте и в грязи – этому способствуют крупные блоки протектора с ломаными краями и большим количеством сцепных кромок. Шина хорошо проявила себя на асфальте, в том числе на мокром. Курсовая устойчивость и тормозные свойства пришлись бы впору даже более «асфальтовым» версиям, хотя это не означает, что покрышка годится для постоянной городской эксплуатации, скорее она подойдет для долгих пробегов между внедорожными участками. Важно, что модель снабжена отверстиями для ошиповки, это пригодится в северных регионах.
Отечественная школа создания внедорожных шин очень сильна, что не-удивительно, учитывая состояние наших дорог. У недавно обновленной модели Cordiant Off-Road характерный рисунок протектора с центральной зоной из небольших изогнутых блоков, выложенных в подобие продольных ребер, и плечевой зоны с крупными узкими грунтозацепами. Значительное расстояние между блоками и резиновые элементы в каналах обеспечивают хорошую самоочищаемость шины от грязи и камней. При модернизации модели особое внимание уделили прочности конструкции: прежде всего в новом металлокорде брекера число стальных нитей увеличили с четырех до пяти, а их диаметр вырос с 0,25 до 0,3 мм, также выросла прочность боковин. Протектор имеет двуслойную конструкцию, где верхняя часть отвечает за сцепление с поверхностью, а внизу расположен основной слой. Тяговые свойства и курсовая устойчивость у шины достаточно хорошие как на асфальте, так и на рыхлом грунте. Однако надо быть очень внимательным в поворотах на твердом покрытии, поскольку боковое сцепление (как и у многих «одноклассников») оставляет желать лучшего. В глубокой грязи шина продвигается уверенно, но, чтобы выбраться из колеи, порой нужно постараться, несмотря на развитые грунтозацепы плечевой зоны. Также покрышка неплохо «гребет» в глубоком снегу, но рекомендовать ее для ежедневной зимней эксплуатации вряд ли стоит, поскольку на твердом льду или подмерзшем снежном накате кромок протектора и эластичности резиновой смеси явно недостаточно, чтобы обеспечить уверенное сцепление. В целом модель представляет собой удачное сочетание цены и характеристик.