Местные жители считают Байкал живым существом. И это не просто суеверие. Вода здесь насыщена жизнью до самого дна. Микроорганизмы живут даже в ледяном покрове. Однако шинников Michelin заинтересовало другое свойство байкальского льда. Они утверждают, что он – один из самых скользких в мире. Отличный полигон для теста новой продукции. Да и места красивые. Так почему бы не совместить приятное с полезным и не устроить презентацию новой шипованной модели для внедорожников Michelin Latitude X-Ice North 2 на льду Байкала?
Нанесли ли шипованные шины урон славному морю? Если вред и был, то не слишком большой. Местные автомобилисты и без того изъездили Байкал вдоль и поперек по зимникам. И все это – капля в море по сравнению с тем, что происходит вокруг пресловутого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Одно только упоминание об этой проблеме в данной статье, на мой взгляд, компенсирует любые экологические потери от мероприятия Michelin. Люди, помните: комбинат все еще продолжает свою убийственную работу! Мертвое, лишенное иной жизни, кроме гнилостных бактерий, пятно вокруг него уже расширилось до 30 кв. км. И об этом надо говорить при каждом случае, удобном или нет. Спасибо Michelin за то, что такой случай представился. Кроме того, Latitude X-Ice North второго поколения как раз и предназначены для того, чтобы беречь природу.
Michelin Latitude X-Ice North 2 – это первая шина, соответствующая будущим экологическим нормам скандинавских стран. С июля 2013 г. у них вводится более строгое ограничение на количество шипов. Их не должно быть больше чем 50 единиц на метр окружности. Для Latitude North 2 это означает сокращение количества шипов на 5%.
К России, казалось бы, новые нормы не имеют прямого касательства, но проблема в том, что делать отдельную модель для каждой страны слишком накладно, даже учитывая всю важность российского рынка шипованных зимних шин для французской компании. А важность эту иллюстрируют следующие цифры.
Рынок шин России и СНГ в 2010 г. достиг 49 млн шин (Россия – около 35 млн). Из них на зимние шины приходится 17,9 млн. Для сравнения: совокупная емкость рынка скандинавских стран всего 8,7 млн шин. При этом на 1000 человек в Скандинавии продается 335 шин, а в России лишь 64. Это говорит о потенциале роста. Сегмент зимних шин для внедорожников в России – это 2,16 млн шин в 2010 г. Из них 50% – шипованные. В 2010 г. этот сегмент вырос на 25%. В 2011 г. ожидается рост на уровне 20%. И до 2015 г., по мнению специалистов Michelin, этот сегмент будет расти в среднем на 16% в год. Весьма перспективное направление бизнеса, которое французские шинники намерены укрепить с помощью шины нового поколения.
Но как все-таки быть с меньшим количеством шипов? С одной стороны, вряд ли кто-то будет возражать против импорта более строгих экологических норм в Россию. Проблема лишь в том, каким образом это скажется на безопасности и характеристиках.
Оказывается, шины не только не снизили свои характеристики, но стали лучше. Тормозной путь на снегу и льду по сравнению с первым поколением уменьшился на 6%, разгонная динамика на снегу улучшилась на 15%, а сопротивление качению снизилось на 8%. Кстати, 6% тормозного пути – это 4 м при торможении со скорости 50 км/ч и 13 м – со скорости 90 км/ч! За счет чего такие достижения?
Во-первых, за счет оптимизации расположения шипов. Их стало меньше, но каждый из них стал выполнять большую работу за счет того, что траектории их контакта с поверхностью в меньшей степени дублируют друг друга. Чтобы шипы выдержали повышенную нагрузку, их длина увеличена с 10 до 11 мм. Причем величина вылета шипа осталась неизменной – те же оптимальные 1,2 мм. Более глубокая посадка позволит шипам сидеть в протекторе более прочно.
И все же чудес не бывает. Меньшее количество шипов может работать не хуже, чем большее, но ведь не лучше же? Секрет прогресса North 2 кроется в новой геометрии рисунка протектора и более высокой плотности ламелей. Общая длина ламелей возросла на 6%, а протяженность кромок протектора увеличилась на 64%! Отсюда и уменьшение тормозного пути вкупе с лучшей разгонной динамикой.
Кроме того, в зависимости от размера шины используются два разных типа протектора: с пятью рядами блоков для шин с шириной до 255 мм и с семью рядами для более широких шин. Благодаря этому даже в самых нагруженных шинах давление в пятне контакта распределяется равномерно, не возникает зон повышенного нагрева и шина изнашивается меньше. Что касается сопротивления качению, то 8-процентное сокращение достигнуто за счет улучшения качеств резиновой смеси.
Словом, недаром над разработкой новой продукции в Michelin трудятся 3000 специалистов, а инвестиции в исследования в 2010 г. составили 545 млн евро. Не сидят сложа руки и маркетологи. Российский рынок внедорожников с их точки зрения является одним из самых сложных в мире. У нас популярна как продукция из Европы, так и американские, корейские и японские полноприводные автомобили. Чтобы покрыть 80% нашего рынка, достаточно 24 типоразмеров шин. Однако для покрытия 90% понадобится уже вдвое больше – 45 типоразмеров. И Michelin достиг этого рубежа. Шины Michelin Latitude X-Ice North отныне доступны в 46 типоразмерах. North второго поколения будут выпускаться в 26 типоразмерах, из них 19 – совершенно новые. И еще 20 типоразмеров закрываются шинами первого поколения. Это позволяет удовлетворить потребности 91% российского рынка.