Самый простой способ достучаться до клиента – дать ему понять, в чем он выиграет, если приобретет ваш товар. Этот прием используют и маркетологи Nokian Tyres, когда представляют новинку нынешнего сезона – летнюю шину Hakka Green. По их данным, она имеет столь низкое сопротивление качению (а именно оно влияет на расход топлива), что позволяет каждому автовладельцу существенно экономить на бензине. В среднем – более 40 л в год. А может, и больше – смотря как и сколько вы ездите. Есть и еще несколько любопытных цифр: если бы на всех автомобилях Финляндии были установлены такие шины, за год было бы потрачено на 114 млн л топлива меньше, что соответствует 2077 полным автоцистернам. Впрочем, эта покрышка обладает и другими достоинствами, ознакомиться с которыми я смог на родине финского бренда – в городке Нокиа.
Все-таки интересное это дело – тестирование новых шин. Тут вам и ультрасовременные технологии, и совсем простые, почти “детские” забавы. Пример первого – исследование шины на способность противостоять аквапланированию. Для климата нашей страны, изобилующего дождями, этот показатель – один из важнейших. Поэтому финны на своем полигоне демонстрируют, как они добиваются хорошего сцепления с мокрой дорогой. Для этого под трассой сделан “бункер” с прозрачной “крышей”, являющейся частью покрытия. Сверху разливают специальный краситель, по которому проезжает автомобиль. В тот момент, когда его колеса попадают на “стекло”, в бункере включается высокоскоростная камера, способная делать до 30 тыс. (!) кадров в секунду. Затем специалисты на мощных компьютерах “переварят” эту информацию и выяснят, какой вариант покрышки эффективнее.
Понятно, что в самих исследованиях мне поучаствовать не удалось, зато я ознакомился с итоговыми результатами. Они наглядно демонстрируют, что Nokian Hakka Green в среднем на 4% эффективнее противостоит аквапланированию, чем основные конкуренты. Добились этого за счет оптимизации рисунка главных канавок протектора, а также канавок во внутренней и внешней плечевых зонах. Их форма обеспечивает ускорение потока влаги (благодаря повышенному давлению) и ее быстрое отведение из пятна контакта шины с дорогой. Как результат – новинка лучше приспособлена к езде по лужам, мокрому асфальту и более надежна даже в сильный дождь. Чтобы убедиться в этом, мне дали возможность проскочить несколько раз на скорости через искусственную лужу, и могу утверждать, что потери управляемости я не обнаружил. А вот при езде на шинах с изношенным протектором эффект аквапланирования был налицо.
Зато проверка эффективности сопротивления качению была похожа на игру. На горку, роль которой выполнял наклонный деревянный подиум, шинники поочередно загоняли пару легковых машин. Одна – с шинами Hakka Green, вторая – на покрышках конкурентов. Затем автомобили просто отпускали, давая им с заглушенным мотором съехать вниз и прокатиться по инерции. И сколько бы попыток ни было, новинка Nokian Tyres каждый раз обеспечивала ощутимо больший пробег. А это значит, что сопротивление качению у нее меньше, и, соответственно, автомобиль с такими шинами легче преодолевает сопротивление воздуха и тратит меньше топлива на каждый километр пути. В сравнении с победительницей прошлых лет Hakka H модель Hakka Green снижает расход бензина и солярки на 3%, а если ее сопоставить с большинством других покрышек, то этот показатель возрастет уже до 5–8%.
Но чтобы добиться таких результатов, инженерам фирмы пришлось задействовать весь потенциал новейших достижений и исследований. В частности, они создали уникальную композицию резиновой смеси протектора, названную Hakka Green Silica. В уже известный рецепт “полной силики”, который гарантирует отменное сцепление с влажной дорогой при любых температурах, теперь добавили еще и масло финской сосны. Оно снижает температуру самой смеси, тем самым сокращая трение, вызванное межмолекулярным давлением (кстати, рубить деревья для этого не нужно – масло получают из отходов бумажных производств).
Еще одна новация, почерпнутая из жизни, – полукруглые углубления в боковых частях продольных канавок. Они похожи на профиль мяча для игры в гольф, и это не случайно – дизайн этого спортивного снаряда позволяет ему лететь дальше, чем такому же шару, но гладкому. В шине подобный профиль тоже помогает лучше разрезать воздух, снижая как расход топлива, так и уровень шума.
Оценить шумность новой шины можно было непосредственно на трассе. Причем финны предоставили возможность прокатиться по различным покрытиям, в том числе по мокрому и крупнозернистому асфальту, типичному для российских дорог. Сказать, что в салоне стоит мертвая тишина, не возьмусь – шелест был хоть и приглушенным, но все-таки явным. Хотя иного ожидать от Hakka Green и не следует – эта модель рассчитана на семейные автомобили малого и среднего класса и соответствует продукции с индексами скорости T, H и V. В этот же сегмент автомобилей вписываются и типоразмеры новой шины, ограниченные диаметром от 13 до 16 дюймов.
Вместе с тем, если оценивать покрышку комплексно, нужно признать, что она получилась весьма сбалансированной. Целый ряд упражнений на полигоне (разгоны, “змейки”, маневрирование) и езда по обычным дорогам позволили оценить и отменное торможение, и надежное сцепление с дорогой, и отличную управляемость. Создатели шины утверждают, что она будет одинаково цепкой и безопасной при любых условиях – и на разогретом летним зноем асфальте, и на трассах, обильно политых дождем, и на подмороженных улицах поздней осенью. Не зря ведь новинку долго доводили до ума на испытательных полигонах Испании, Скандинавии и Германии.
Продажи шин Nokian Hakka Green стартуют этой весной сразу на нескольких крупных рынках: в странах Скандинавии, в России, а также в Беларуси, Казахстане и на Украине. При этом новинка заместит в рознице сразу две модели предыдущего поколения – шины Nokian Hakka i3 и Nokian Hakka H.