С каждым годом число второстепенных систем в автомобиле растет. Чтобы управлять всем этим “богатством”, одни производители устанавливают в салоне массу кнопок, другие изобретают хитроумные манипуляторы, джойстики, сенсорные панели. Увы, даже они не спасают положение – иной раз, для того чтобы отрегулировать звук аудиосистемы или присоединить телефон по протоколу Bluetooth, приходится совершать массу лишних операций. Отчасти сгладить такую проблему могла бы система голосового управления – она позволила бы лишь произнести нужную команду и не тратить время на осваивание меню. И ведь такие помощники уже существуют! Обнаружив кнопочку “речевого ассистента” в гибридном Lexus RX 450h, мы не смогли удержаться от соблазна поговорить с автомобилем по душам.
Перед тем как приступить непосредственно к испытанию системы, мы решили сначала изучить теоретическую часть – найти нужный раздел в руководстве по эксплуатации. Эта задача оказалась непростой: толщина трех приложенных к машине книжек составляет целых 79 мм (мы специально замеряли!), а системе голосовых команд уделено всего… восемь страниц! На них описаны основные принципы “общения” и приведена небольшая таблица со списком доступных команд. Справедливости ради отметим: многие автопроизводители специально делают такие системы усеченными, чтобы не перегружать пользователя лишними, да еще и не очень хорошо работающими функциями.
Пробежавшись по списку, мы сразу поняли: японская система не претендует на звание многофункциональной. С ее помощью можно заложить пункт назначения в навигацию, выбрать музыку по имени исполнителя или названию альбома, а также она позволяет пользоваться мобильным телефоном, не прибегая к физическому контакту с аппаратом. Конечно, нам стало немного обидно, что для столь “продвинутого” автомобиля список коротковат. С другой стороны, мы уже не раз сталкивались с ситуацией, когда в некоторых машинах было заявлено множество голосовых функций, а на деле все они дружно отказывались работать.
Заодно мы решили сравнить удобство пользования системами управления – голосовой и фирменным джойстиком. О свойствах последнего мы писали уже не раз. Но на всякий случай напомним: этот манипулятор отчасти похож на компьютерную мышь, но пользоваться им с непривычки, мягко говоря, не очень удобно. Конечно, через неделю-другую с ним осваиваешься. Но даже после долгого процесса привыкания манипулировать им на ходу бывает не только неудобно, но даже опасно – слишком уж надолго приходится отвлекаться от дороги.
Итак, приступаем к испытанию. Первым делом пробуем ввести адрес в навигатор. С помощью манипулятора это удается сделать в среднем за 10–15 секунд. Учитывая особенности джойстика, результат вполне достойный. Правда, с сенсорного экрана мы наверняка смогли бы сделать это чуть быстрее. А вот голосовая система проиграла вчистую. Работает она ступенчато – сначала нужно произнести команду для переключения в меню навигации, затем выбрать одну из позиций: “искать POI рядом” или “поехать домой”. С первым все понятно (найти ближайшую заправку или ресторан можно за считаные секунды), второе требует заранее указать системе ваш домашний адрес. Но как быть, если вы хотите поехать в другое место? В руководстве, на тех самых запрятанных восьми страницах, говорится, что такая возможность есть. Вроде бы нужно произнести фразу “ввести адрес” и затем начать его диктовать. Однако сделать этого нам так и не удалось. На все наши попытки перейти к вводу адреса система культурно переспрашивала: “Простите?”, а после каждых двух неудачных сеансов она приостанавливала работу распознавания голосовых команд. Правда, несколько раз она все же реагировала на речь. Но не очень адекватно: вместо того чтобы перейти к поиску города – улицы – дома, она предлагала поехать… то в суд, то в гостиницу! Может, помешали посторонние шумы? Ведь открытые окна или люк серьезно усложняют диалог. Но и в практически идеальных акустических условиях закрытого салона автомобиля улучшить распознавание речи нам не удалось. Не спасло даже то, что “электронная барышня” довольно часто напоминает о возможности прослушать справку по функциям системы. Увы, почерпнуть полезную информацию из этой справки не удастся – там заложено лишь несколько общих фраз.
Немногим лучше прошел и эксперимент с телефоном. С ответом на звонок проблем, разумеется, не возникает. А вот попытка связаться с кем-то может отнять много времени. Набрать нужный номер на самом телефоне занимает всего три-четыре секунды, сделать то же самое джойстиком можно секунд за семь-десять (если, конечно, не копаться в длинном списке записной книжки). А вот с надиктовыванием команд все оказалось сложнее.
С одной стороны, электроника порадовала простотой: произносишь “позвонить” и фамилию абонента, подтверждаешь действие, и все! Вот только некоторые фамилии, как и адреса мест назначения, компьютер распознает далеко не с первого раза. Поэтому временами приходится прибегать к отчаянной мере, то есть диктовать номер по цифрам. В этом случае диалог человека с компьютером протекает стабильнее, но процесс отнимает слишком уж много времени.
Опробовав основные функции системы голосового управления Lexus, мы с огорчением вынуждены констатировать: пока ее работа очень далека от совершенства. Но не будем спешить обвинять в этом японских инженеров. Наш опыт говорит, что сколько-нибудь значимых успехов на этом поприще пока не достиг ни один автопроизводитель. Так что наш “испытуемый” не исключение, а подтверждение общего правила. И все же мы верим, что уже в недалеком будущем какой-нибудь новый Lexus, как и другие автомобили, предоставит водителю не только комфорт и скорость передвижения, но и возможность поговорить по душам!
Какое будущее ждет автомобильные голосовые системы? С одной стороны, это направление можно признать перспективным. С другой – для автопроизводителей разработка такой электроники все еще не является приоритетной. Да и вряд ли станет, ведь у них других забот хватает. Впрочем, выход из этой ситуации, кажется, нашелся.
Не так давно три “софтовых” гиганта – Apple, Google и Microsoft – заявили о желании и намерении производить автомобильные мультимедийные системы. То есть вместо привычной магнитолы в машинах вскоре появятся устройства наподобие планшетов, работающих на iOS, Android или Windows Phone. Но ведь в этих “операционках” есть свои собственные голосовые помощники (Siri, Google Now, Cortana)! Их эффективность пока тоже далека от идеала, но все же намного выше, чем у нынешних автомобильных устройств. Да и развиваются они куда быстрее: с каждым годом они “набираются опыта”, растет словарный запас.
Именно в таком сотрудничестве и видится наиболее благоприятная перспектива. Ведь это логично и правильно – пусть автопроизводитель заботится о качестве самого автомобиля, а по поводу возможности “общения” с ним пусть ломают головы профессиональные электронщики и программисты.