Формат не для всех
У MP3-ФАЙЛОВ есть свои особенности, которые стоит иметь в виду, прежде чем покупать аппаратуру. Обычно mp3-файл примерно в десять раз компактнее такой же записи в привычном формате CD-audio. Но чтобы достичь этого, приходится идти на определенные жертвы – выкинуть из записи отдельные фрагменты. Прежде всего урезаются самые высокие и низкие частоты. Например, считается, что большинство людей не слышит “верхние” эталонные 20 kHz, а значит, вполне можно ограничиться, скажем, 16 kHz. То же делают и с “низами”. Кроме того, кодирующая программа отыскивает слабые сигналы, которые соседствуют с сильными. Поскольку слабый сигнал скорее всего не будет различим при прослушивании музыки, его безжалостно выкидывают. Недаром это кодирование порой называют “акустической маскировкой”. Насколько жестко звук подвергся такой “чистке”, можно судить по битрейту: эта величина показывает, какой объем данных в битах обрабатывается каждую секунду. Чем выше битрейт, тем больше информации уцелело. Это значение всегда указывается в характеристиках файла.
Чтобы не разочароваться в качестве файла, надо примерно представлять, какая музыка подходит каждому битрейту. Например, файл, записанный при 64 kbs (килобит в секунду), очень компактен, но годится лишь для диктофонных записей. На 128 kbs можно слушать незатейливую поп-музыку, 256 kbs подойдет для большинства современных мелодий. А при потоке в 320 kbs из музыки вообще ничего не “вырезается” – она лишь сжимается, практически как при архивировании файлов. С таким битрейтом можно слушать даже сложные инструментальные произведения, но и файлы получаются относительно большими – всего лишь в четыре раза компактнее CD.
При этом mp3-файлы, начиная с битрейта 128 kbs, звучат довольно звонко и четко, хотя и не очень детализированно. Дело в том, что с “облегченными” файлами цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) – он превращает цифровой код в аудиосигнал – справляется без труда. А вот при воспроизведении CD, допустим, с записью эстрадно-симфонического оркестра, ЦАП может просто не успевать обрабатывать поток информации (у самых дорогих моделей ведущих фирм таких проблем обычно не бывает). Так что порой аудиосистема может воспроизводить “урезанные” mp3-файлы на первый взгляд качественнее, чем фирменный компакт-диск.
Аналогичный способ кодирования применяется и в других аудиофайлах, которые встречаются реже: WMA, AAC, OGG.
ЭТО САМЫЙ распространенный и самый компактный тип плейера. Обычно такие устройства не больше спичечного коробка. Музыка хранится на внутренней флэш-памяти размером в среднем от 128 Mb до 2 Gb. Поскольку в плейере нет движущихся деталей, он потребляет мало энергии и практически нечувствителен к тряске. По удобству и надежности ему на сегодняшний день нет равных. Очень часто такие плейеры дополняются FM-приемником. Относительным недостатком можно назвать ограниченный объем встроенной памяти – пока что на 2 Gb умещается “всего лишь” 600 композиций сносного или 200 – высокого качества. Но объем памяти таких плейеров постоянно растет, так что решение этой проблемы – вопрос самого ближайшего времени. Бездисковые mp3-плейеры выпускаются известными производителями аудиотехники вроде “Philips” и “Sony”, а также производителями компьютерных аксессуаров, например “Genius”.
К этой же категории относятся пока еще не слишком распространенные mp3-плейеры с FM-трансмиттером (т.е. передатчиком). Источником питания служит гнездо прикуривателя, а с магнитолой в салоне аппарат связывается по радиоканалу, используя встроенный передатчик – вам надо лишь настроиться на указанную в инструкции радиоволну. Но при этом придется мириться с посредственным качеством звука. По частотному диапазону радио значительно уступает цифровым записям.
ВНУТРИ такого плейера находится настоящий жесткий диск (винчестер), как у настольного компьютера или ноутбука. Главное его достоинство – большой объем памяти – до 80 Gb. Такие аппараты поспорят с иным ноутбуком. Еще одно достоинство этого плейера – он может служить накопителем любой цифровой информации, как обычный внешний жесткий диск. Столь большая память позволяет загрузить большое количество документов, фотографий, видеороликов и работать с ними, подключив аппарат к любому компьютеру.
Среди плейеров этого типа самым качественным и стильным по праву считается iPod от компании “Apple” (фирма выпускает и бездисковые модели). Его порой называют “РоллсРойсом” среди mp3-плейеров. Даже “младшие” серии помимо воспроизведения музыки имеют солидный набор функций: встроенная записная книжка, календарь, будильник, игры, программа для чтения текста и просмотра фотографий на ЖК-дисплее. При этом аппарат легко помещается на ладони. Качество воспроизведения неизменно высокое и достойно носить значок “Hi-Fi”. Поэтому среди производителей обычной аудиоаппаратуры начался настоящий бум “iPod-совместимости”. Многие производители car audio стали выпускать головные устройства с разъемами и адаптерами для подключения iPod, наиболее продвинутые из которых – модели известных грандов “Alpine” и “Clarion”. Кроме того, разъемами iPod стали оснащать штатные аудиосистемы многие автопроизводители. Для аппаратов, не имеющих разъемы,выпускаются специализированные FM-трансмиттеры.
ДАЛЕКО не новая конструкция, можно сказать, что этот аппарат – ветеран среди переносных mp3-плейеров. Тем не менее его по-прежнему выпускает большинство известных компаний, в том числе “Akai”, “Panasonic”, “Sony”. Плейер представляет собой универсальное устройство, способное читать файлы как CD-audio, так и mp3. Основное его достоинство – совместимость с обычными компакт-дисками и отсутствие необходимости самостоятельно скачивать и записывать музыку – ведь диски с mp3-файлами продаются на каждом углу. Впрочем, можно и самому составить музыкальный сборник, “нарезав“ диск на компьютере. По размерам плейер чуть больше компакт-диска, а это в наше время уже немало. Как и обычный CD-плейер, этот аппарат чувствителен к ударам и толчкам. Обычно дополняется электронным “антишоковым” блоком, который считывает информацию, как бы забегая вперед, и когда плейер теряет запись, воспроизводит данные из буфера памяти, пока луч лазера отыскивает нужный трек.
ПОЖАЛУЙ, самый простой способ подключить внешнее устройство к автомобильной системе. Например, модель “TuneCast II Mobile FM Transmitter” от американской компании “Belkin”, известного производителя аксессуаров для iPod других mp3-плейеров, находится в числе лидеров по универсальности среди одноклассников. С помощью этого устройства можно подключить к встроенной автомобильной магнитоле iPod любой другой mp3-, CDили кассетный плейер, карманный компьютер и даже ноутбук. В общем, все, что снабжено стандартным разъемом для стереонаушников. Устройство представляет собой небольшую коробочку со встроенным FM-передатчиком. Достаточно настроить головное устройство на указанную частоту – и можно слушать музыку. Основной недостаток, как мы говорили выше, – ограниченный диапазон воспроизводимых частот и как следствие – среднее качество звука. У этого аппарата немало недорогих “близнецов“ от различных азиатских производителей. Но будьте внимательны: качество у них разнится от довольно высокого до весьма посредственного
УСТРОЙСТВО, которое практически повторяет идею FM-трансмиттера, с той разницей, что информация передается на головное устройство не по аналоговому аудиоканалу, а по цифровому каналу Bluetooth. Пока такие автомобильные устройства встречаются очень редко (передатчики для домашних систем уже привычное явление). Дело в том, что “голов“ с Bluetooth выпускается считаные единицы. Они прежде всего рассчитаны на подключение мобильных телефонов и работают как система hands-free. Но таким же образом можно подключать и различные плейеры. Вероятно, будущее именно за этими системами, поскольку они не требуют проводного подключения и могут работать в радиусе примерно десяти метров (вы даже можете выйти из машины), а качество сигнала остается неизменно высоким. Среди производителей едва ли не первой такое устройство выпустила компания “Scosche Industries”.
ДОВОЛЬНО сложные и дорогие устройства, порой требующие специальной установки. Зато они и самые удобные. Например, докстанцию “Drive+Play” от именитого производителя аудиоаппаратуры “harman/kardon” можно назвать едва ли не самым продвинутым iPodаксессуаром для автомобиля. Он состоит из трех компонентов: корпус, отдельный дисплей и выносной джойстик. Дизайн всех элементов перекликается с общей стилистикой iPod, но не копирует ее. Пятистрочный жидкокристаллический дисплей показывает меню аппарата, при этом можно увеличивать шрифт на экране. Джойстик имитирует способ управления “ай-подом”, он снабжен пятью кнопками и колесом прокрутки, а также голубой подсветкой.
“Drive+Play” поключается к автомобильной аудиосистеме двумя способами. Лучше всего – через 3,5-миллиметровый разъем (“mini-jack”) линейного входа. А если он отсутствует, подсоединиться можно по радиоканалу с помощью встроенного FM-трансмиттера.
Но чаще в продаже встречаются устойства попроще. Обычно они объединяют держатель, зарядное устройство и FM-трансмиттер. Источником питания, как правило, служит гнездо прикуривателя. Они не так удобны, зато не требуют установки.
КОНСТРУКТИВНО самые простые устройства. Выглядят как маленькая коробочка с проводом или просто провод (в зависимости от характеристик головного устройства). Один разъем подключается к гнезду наушников у плейера, второй – к AUX-входу (разъему блока усилителя) “головы”. Все бы хорошо, но у подавляющего большинства головных устройств разъем усилителя находится, что называется, “вне зоны доступа”. Постоянно подключать плейер просто неудобно, конечно. Как вариант можно вывести удлинитель с разъемом, но это занятие для фанатов. Да и не каждое головное устройство снабжено AUX-входом.
Подобные аксессуары есть почти у каждой крупной компании, выпускающей car audio. Например, “Clarion” производит адаптер для iPod, позволяющий подключать плейер через стандартный CeNET-интерфейс, по той же схеме, что и CDчейнджер. Одним из крупнейших производителей адаптеров для автомобильных аудиосистем является фирма “In Car Developments”.