ПРАКТИЧЕСКИ всех фанатов качественного звука, как автомобильного, так и домашнего, можно разделить на две большие группы – “минималисты” и “электронщики”. Первые ратуют за минимальное вмешательство в звук, полагая (и часто справедливо), что любые настройки испортят первозданную звуковую картину, а лишние электронные схемы только способны производить наводки, влияющие на звук. Кто бы спорил! К тому же полный комплект таких компонентов порой стоит как хороший автомобиль. Приверженцы электроники возражают (и тоже обоснованно): да, создать идеальные условия зачастую невозможно, зато можно смоделировать виртуальную среду с помощью методов психоакустики и электронных устройств (которые в кругу меломанов получили ироническое прозвище “улучшайзеры”). Это весьма эффективно и гораздо дешевле.
Принципы психоакустики основаны на знании физических и биологических процессов. Например, можно заставить человека с помощью динамиков, установленных перед ним, поверить в то, что источник звука находится за его спиной. Зачем? А затем, что один и тот же звук, доносящийся с разных сторон, для нас имеет совершенно разную окраску. Если смоделировать это сочетание, то можно добиться удивительных эффектов. Например, с помощью пары колонок, размещенных перед лицом слушателя, имитировать жужжание пчелы, летающей вокруг его головы. Или же виртуально “перенести” неудобно расположенные динамики прямо на уровень ушей.
Формально в число “улучшайзеров” входят любые устройства, так или иначе делающие звук более приятным на слух, даже простейшие регуляторы тембра. Сюда же относятся многополосные эквалайзеры, которые позволяют настраивать звук как вручную, так и с помощью предустановок, например, “рок”, “джаз”, “диско”. Отдельно стоят устройства, исправляющие некачественный звук и помехи. Например, в сжатые файлы mp3 искусственно добавляются частоты, потерянные при кодировании. Более сложные системы способны оценить звук в салоне конкретного автомобиля с помощью микрофона и компенсировать потери в качестве путем исправления провалов в частотной характеристике.
Считается, что первый в мире звуковой процессор создан американской компанией “Rockford Fosgate” в 1990 году. Он позволял изменять звуковую картину по желанию слушателя и управлялся с отдельной клавиатуры, которая была вынесена на лицевую панель. В современных системах процессоры могут выпускаться отдельными блоками или встраиваться в головные устройства.
В качестве примера приведем некоторые разработки из арсенала ведущих компаний, выпускающих автомобильную электронику. Это, конечно, не полный список, а лишь наиболее интересные системы, которые отражают уровень современного “car audio”.
ФИРМА относится к числу признанных авторитетов в области автомобильного звука, а ее технологии являются одними из самых передовых в “car audio”.
Последняя разработка в области коррекции звучания – технология IMPRINT, которая согласно рекламному слогану “позволяет слушать музыку такой, какой ее задумал исполнитель”. Само слово “imprint” в переводе с английского в данном контексте означает “след” – своего рода отпечаток музыкального оригинала. Суть в том, что система с помощью микрофона и функции MiltEQ анализирует амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) более чем в 500 контрольных точках. Выявленные в ходе анализа пики и провалы особым образом корректируются, и в итоге получается практически идеальная линейная характеристика.
MiltEQ не является собственной алпайновской разработкой – она была закуплена у компании “Audyssey”, которая создала систему корректировки звука для домашних аудиосистем. Заслуга “Alpine” в том, что она адаптировала MiltEQ для гораздо более сложного пространства в салоне автомобиля и интегрировала его с другими своими наработками вроде фирменной системы временной коррекции, эквалайзеров и кроссоверов (фильтров частот).
IMPRINT применяется в фирменном головном устройстве “CDA-9887R”, которое в прошлом году получило престижную награду EISA. Если же у вас установлена штатная система, то можно отдельно приобрести процессор “PXE-H650”, который интегрируется с уже встроенными системами. Только имейте в виду, что для реализации всех возможностей этой технологии динамики должны быть весьма высокого качества.
НЕМЕЦКАЯ фирма, которая для многих любителей хорошего звука стала синонимом качества. И пусть внешне ее продукция выглядит достаточно консервативно (впрочем, для кого-то это лишний плюс), “начинка” аппаратов достаточно передовая.
Чтобы придать записи естественную окраску, фирма применяет технологию DSAmax. Используя микрофон в салоне, компьютер замеряет окружающее звучание и автоматически корректирует его при помощи 27-полосного эквалайзера. Учитывая, что канал каждого из четырех динамиков регулируется отдельно, получается, что звук исправляется по 108 позициям. Если же по каким-то причинам подкорректированное звучание вас не устраивает, можно дополнительно подстроить звук вручную по индивидуальному вкусу.
Микрофон в салоне используется и в системе динамического шумоподавления DNS. Она анализирует спектр шумов, которые перекрывают определенные частоты, и добавляет сигнал в соответствующем диапазоне. В отличие от аудиоустройств, которые просто прибавляют громкость по мере роста шумов, здесь уровень сигнала на слух остается прежним и одновременно достаточно чистым.
Помимо этого пользователю доступна система временных задержек для корректировки неравномерного расположения динамиков.
ЭТА ФИРМА буквально за последние три года осуществила значительный прорыв в области качественного звука и из крепкого середнячка превратилась в производителя высококлассной аппаратуры. Она использует разработки известной компании “SRS Labs” – одного из мировых лидеров в сфере звуковых технологий. Кроме того, продукция этой лаборатории применяется в автомобильных компонентах брендов “Kenwood”, “Eclipse”, “Fujitsu”, а также компаниями “Subaru” и “Toyota” в их штатных устройствах.
Наиболее продвинутой является технология “SRS CS Auto” (Circle Surround Automotive), используемая в топ-моделях головных устройств. Она преобразует звучание стандартного набора акустики из четырех динамиков (два – спереди, два – сзади) в объемное окружающее звучание. То есть вы слышите звук не из четырех отдельных точек, а воспринимаете акустическую картину как единое целое.
Технология “SRS CS Auto” включает в себя три основные функции. “SRS FOCUS” создает иллюзию, что виртуальная звуковая сцена разворачивается прямо перед слушателем. Функция “Mix to Rear” добавляет сигнал для центральной или фронтальных акустических систем в тыловые каналы, чтобы звучание в задней части салона стало более насыщенным. “SRS TruBass” призван получить глубокие басы без помощи сабвуфера. Каждая из этих функций может настраиваться отдельно, так что пользователь без проблем подберет для себя наиболее приемлемый вариант музыкальной картины.
ИЗВЕСТНАЯ компания по производству качественных аудиокомпонентов не слишком часто использует виртуальные корректоры звучания. Но среди них стоит упомянуть систему восстановления звука ASR. В чем ее роль? Аудиофайлы, сжатые по принципу перцептуального кодирования (акустической “маскировки”, где удаляются слабые звуки, “прячущиеся” за сильными), неизбежно теряют в качестве. К таким файлам относятся прежде всего mp3 и WMA. Так вот, функция ASR восстанавливает сигналы, утраченные в процессе кодирования, воссоздавая их заново на основе аудиоданных имеющегося трека. Особенно это относится к самым высоким и низким частотам, которые больше всего страдают в процессе сжатия. Конечно, вернуть первозданный звук полностью в любом случае не удастся, но заметно улучшить сигнал на выходе и приблизить его к оригинальному треку все же можно. К слову, подобные разработки есть и у других производителей, в частности у “Alpine”.
ФИРМА “Sony” на нашем рынке в представлении не нуждается. Первой ее значительной виртуальной технологией стала DSO (Digital Sound Organizer). Она была призвана решить одну из извечных проблем car audio – чаще всего акустические системы располагаются в дверях на уровне колен, а то и ниже. При этом звук идет как будто с пола. DSO акустически “приподнимала” музыку до уровня головы слушателей.
Второе поколение системы – DSO II не только решает проблемы с расположением динамиков, но и снижает негативное влияние интерьера вроде отражения звуковых волн от стекол или поглощения их обивкой салона.