В России таких вопросов со времен Герцена и Чернышевского два: кто виноват и что делать? Однозначного ответа на них до сих пор никто не дал, да это, наверное, и не возможно, но в отдельных, частных случаях - решение есть
У нас полгода либо холодно, либо очень холодно. И каждый автовладелец хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда утром машину не удается завести. Масло замерзло в картере – ничего не попишешь! Остается либо «затаскивать» автомобиль в теплый гараж (который еще найти надо), либо факелом разогревать картер – как часто приходится делать водителям отечественных грузовиков. Но у большинства-то автомобиль легковой, ему так картер не прогреешь, - снега по бампер, стальная защита мешает, да и просто машину жалко, ее так и спалить не долго.
Подобные проблемы памятны даже москвичам, которым в последние несколько зим, приходилось в морозы ниже -25 оставлять машины на стоянке до оттепели и ездить на метро. А ведь у нас есть и куда более холодные регионы!
В дореволюционном российском Уложении о наказаниях, за некоторые преступления была предусмотрена «высылка в места отдаленные» - в Западную Сибирь, на Сахалин, Дальний Восток, Крайний Север. За менее тяжкие преступления «в места не столь отдаленные», но тоже весьма суровые, - на Урал, в Архангельскую, Вологодскую области и т.д.
Но это до революции там были места ссылки – а сегодня миллионы людей живут. И ездят не на тракторах и камазах, а на приличных машинах, мощных, комфортных, но… часто капризных.
При этом согласно ГОСТ Р 54120-2010 «Двигатели автомобильные. Пусковые качества», предельная температура для пуска бензиновых двигателей составляет -20°С, дизельных -12°С, турбодизельных -10°С. Как комментируют юристы, при невозможности запуска двигателя, или неполадках в его работе при более низких температурах автопроизводитель может отказать в гарантийном ремонте. Кроме того, ГОСТ дает ему юридическую возможность не адаптировать автомобили для суровых русских зим. В том, что многие производители на самом деле так и поступают, заявляя при этом о проведенной адаптации, многие владельцы иномарок уже имели «удовольствие» убедиться. В сильные морозы автомобилей на городских улицах становится чуть не в половину меньше.
Конечно, можно машину и не глушить вовсе. Но согласно ст. 17 ПДД, запрещается стоянка с работающим двигателем в жилой зоне, в том числе на дворовых территориях. И если раньше многие автовладельцы не считали необходимым соблюдать это правило в силу незначительности возможных санкций, то теперь согласно ст. 12.28 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), такое нарушение наказывается штрафом в размере 1500 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге - 3000 руб.
Да и при нынешних ценах на топливо без штанов остаться очень легко, если всю ночь двигатель «гонять». Кстати, ресурс у силовых агрегатов тоже не бесконечный. Моторы-«миллионники» на легковых автомобилях давно ушли в прошлое. Теперь ресурс двигателя средней иномарки можно оценить в 200-250 тыс. км. И это при бережной эксплуатации! Длительная же работа на холостых оборотах, еще ни одному двигателю на пользу не пошла.
Впрочем, народ российский изобретателен. В суровых северных регионах нашлось решение – встраивать ТЭН в картер и подключать его к домашней электросети, выкинув длинный «хвост» провода через форточку. Вот только частые отключения электричества в холода приводят к вполне ожидаемым последствиям - машины замерзают.
Так что в самом общем смысле в зимних бедах российских автомобилистов виновата сама природа при небольшом содействии чиновников, нефтяников, электриков и т.д. А проще – никто не виноват, жизнь такая! С вопросом «что делать?» все проще.
Одно из возможных решений для автовладельца - установка Webasto. Это, кстати, и название немецкой компании, и название выпускаемых ей предпусковых подогревателей.
Жидкостный предпусковой подогреватель - компактная бензиновая печка, которая включается до пуска двигателя и прогревает сначала сам мотор, а затем и салон автомобиля. Собственно, ничего сверх инновационного в этом приборе нет: кто ездил на «горбатых запорожцах», с такой «печкой» знаком. Но, хотя принцип работы у подогревателя остался таким же, современный Webasto похож на «запорожский» так же, как «Ламборгини» на «Оку». У каждой по четыре колеса и крыша – а больше ничего общего и нет…
Итак, современный предпусковой подогреватель устанавливается в моторном отсеке, подключается к системе охлаждения, топливной системе и бортовой электросети автомобиля. За счет сжигания топлива, подаваемого из бака специальным насосом, подогреватель нагревает жидкость в системе охлаждения автомобиля. Еще одним собственным жидкостным насосом он прокачивает ее по контуру, прогревая двигатель и, если это предусмотрено при установке, радиатор штатного отопителя. Когда контур достаточно разогрет, блок управления подогревателя автоматически включает вентилятор штатного отопителя, и теплый воздух подается в салон.
Для прогрева двигателя и салона хватает примерно 15-30 минут, за которые обогреватель сжигает от одного до полутора стаканов бензина (для любителей «вешать в граммах» это 200-350 г.).
Работа подогревателя регулируется автоматически для оптимизации потребления топлива и контролируется многоступенчатой системой защиты. Момент запуска, режим и продолжительность работы устанавливаются пользователем с помощью таймера и/или системы управления по телефону. Подогреватель гарантированно обеспечивает запуск двигателя при температурах до -40°С и ниже.
При этом подогрев происходит непосредственно перед началом движения. И машина совершенно не «привязана» к месту - в отличие от различных электрических систем с внешним источником питания.
Вообще слово «вебасто» давно стало именем нарицательным для всех систем предпускового подогрева двигателя, также как словом «джип» мы часто называем любой внедорожник. Но, и это очень важно, если ваш подогреватель действительно Webasto и установлен в сервисном центре, авторизованном «Вебасто Рус», поставщик автомобиля не имеет права из-за этого снять автомобиль с гарантии. В сервисных центрах Webasto подогреватели устанавливаются согласно инструкциям, согласованным с автопроизводителями, либо под контролем их специалистов.
В случае с предпусковым подогревателем правильная установка и наличие гарантии обязательны. Отремонтировать современный двигатель «в условиях гаража» практически невозможно: для этого требуется слишком много дорогостоящего оборудования, которое есть только в авторизованных сервисах. Да и ломаются современные моторы так, что ремонт, с заменой всех поршней, шатунов, колец, вкладышей, коленвала и т.д. обходится в треть, а то и в половину стоимости нового автомобиля.
«Холодный пуск» - одна из главных опасностей для двигателя. Слишком вязкое, застывшее масло не успевает смазать трущиеся поверхности и это приводит к повышенному износу подвижных частей силового агрегата. Webasto, прогревая моторное масло, устраняет возможное «масляное голодание» сводя такие риски к нулю. В итоге подтверждается немецкая поговорка: «Не потраченные деньги – сэкономленные деньги». И заодно обеспечивается тепло в салоне - что, согласитесь, приятно…
И, конечно, о главном. Стоимость прибора с установкой — от 40 тысяч рублей. Самый бюджетный вариант — поставить на «простую» машину 4-х киловаттный предпусковой обогреватель с таймером. Мощности такого устройства хватит как минимум на прогрев самого силового агрегата (а в небольших автомобилях — еще и салона). Если же вы хотите больших возможностей и комфорта (более быстрого прогрева как двигателя так и салонного пространства) или у вас, к примеру, внедорожник с большими двигателем и салоном, — выбирайте модель мощнее, а вместо таймера устанавливайте дистанционную систему запуска с мобильного телефона, это действительно удобно.
В заключение скажем, что в этом году немецкий производитель представляет в России новую модель жидкостного подогревателя — Thermo Top Evo. Не вдаваясь в подробности, от предшественников новинка отличается компактностью, экономичностью и при этом гораздо большей эффективностью.