Недавние автомобильные новости напомнили мне старый анекдот родом из 90-х: «Вася занял у Пети $1000 и не отдал. Потом он занял у Миши $5000 и тоже не отдал. Потом у Гриши… А теперь, внимание знатокам, вопрос: Кто в черном ящике?» Когда-то это казалось смешным. Сейчас – не очень, а все потому, что оказаться в «черном ящике» рискуем мы с вами. Точнее, не оказаться в нем, а получить «черный ящик». По одному в одни руки, в смысле – на каждое транспортное средство
Понятно, что «черный ящик» - выражение, в данном случае, образное. На самом деле имеется ввиду так называемая Интеллектуальная Телематическая Система (ИТС) которой предлагается оснащать все без исключения автомобили. Эдакий бортовой самописец, как на самолетах, фиксирующий все, что происходит на борту и непосредственно за бортом. Ходят упорные слухи, что на наших машинах такие могут появиться уже в 2020 году. По крайней мере, депутатский запрос уже есть, и межведомственная рабочая группа уже создана. Иначе, с чего бы на эту тему так возбудились Минтранс и Минпромторг, МВД и Минфин. Выразило свою заинтересованность МЧС и почему-то Центробанк. Довольно потирают руки все структуры, так или иначе связанные с системой ГЛОНАСС…
Первый вопрос, который возникает у каждого здравомыслящего человека, зачем это все нужно? Ответ есть. И, как ни странно, довольно логичный: фиксировать все данные о перемещении автомобиля намереваются для… повышения безопасности движения. А для чего же еще? Именно для этого все и делается. Причем тут, кстати, Минфин и Центробанк? Очень даже причем! Но не будем забегать вперед.
Так что же для нас может сделать «черный ящик» на борту автомобиля? При ДТП он может тщательнейшим образом зафиксировать все обстоятельства аварии: кто и куда ехал, с какой скоростью, кто тормозил, а кто маневрировал, в какой именно точке произошло столкновение… Спору нет, такие данные значительно упростят работу дорожной полиции по разбору ДТП. Выяснить, кто прав, кто виноват, станет существенно легче. Несомненно, пригодятся эти данные и страховым компаниям. У них тоже станет меньше разногласий по поводу того, кто, кому и сколько должен выплачивать. Возможно, какую-то пользу извлекут из этого новшества и сами автопроизводители, которые получат возможность с невиданной ранее точностью мониторить, как и в каких режимах используются их автомобили. Здорово же, согласитесь!
Пользу из этого предложения могут извлечь даже простые автолюбители. Чисто теоретически, но могут. Во-первых, уменьшается риск того, что при ДТП вас признают без вины виноватым. Во-вторых, случись что, МЧСовцам будет проще найти и спасти пострадавших. В-третьих, если вдруг злоумышленники почему-то не научаться «глушить» или дезактивировать эти самые «черные ящики», может снизиться количество угонов. Но, честно говоря, это вряд ли…
Теперь о плохом. Ежику понятно, что дополнительная система, которую намереваются ставить на наши с вами автомобили, будет стоить денег. Скорее всего, не маленьких. И дело даже не в копеечных электронных блоках, сделанных в какой-нибудь безымянной китайской мастерской на улице Ванфуцзинь. Дорого нам всем станет сертификация этой электроники, которая, как и в случае с «Эрой ГЛОНАСС», повлечет за собой дополнительные всесторонние испытания автомобилей. Возможно, вплоть до краш-тестов. Боюсь, что непросто будет договориться и с зарубежными автопроизводителями, которые еще не совсем отошли от потрясения, вызванного уже упомянутой «Эрой ГЛОНАСС», и наверняка примут очередной геморрой в штыки. Недобрым словом помянут партию и правительство инженеры, которым придется адаптировать штатную электронику современных автомобилей под эти самые «ящики», которые, зуб даю, ради призрачного удешевления окажутся не слишком современными…
Но технические проблемы решат. В этом я ни минуты не сомневаюсь. Решат за наш с вами счет, тупо приплюсовав все издержки к розничной цене автомобилей. Зато потом мы заживем! Заживем по-новому, так, что изменятся все наши представления об автомобиле и об удобстве его эксплуатации. Дальше будет страшно и слабонервным свои рассуждения я рекомендую не читать.
Страховые компании, которые несомненно лоббируют это новшество, смогут оценивать наш стиль вождения и режим эксплуатации автомобиля для того, чтобы вводить дифференцированные страховые коэффициенты. Почему-то я уверен, что все они будут повышающими: ездите быстро – платите больше, ездите далеко – еще больше, часто бываете в неблагополучных, с точки зрения аварийности, районах – доплатите, оставляете машину где ни попадя – накиньте за риск.
У ГИБДД появится уникальный инструмент фиксации всех нарушений ПДД. Всех! Без исключения! Камеры на дорогах и «парконы» уйдут в прошлое за ненадобностью. Достаточно будет просто автоматически собирать со всех автовладельцев записанные «черными ящиками» треки и накладывать их на подробную карту местности со всеми знаками, светофорами и разметкой. Делать это можно будет, допустим, раз в месяц. Представляете, получаете вы по итогам месяца квитанцию, в которой расписаны все ваши действия за отчетный период. Первого числа, например, вы превысили скорость на 46-м километре МКАДа и на 43-м Калужского шоссе. Второго развернулись через разметку на улице Народного ополчения. Третьего припарковались на тротуаре где-то на Садовом. Четвертого проехали на желтый сигнал светофора на пересечении Университетского и Вернадского и потом еще раз превысили. Пятого двигались по обочине Киевского шоссе. Шестого два раза заехали на полосу для общественного транспорта… Не останутся безнаказанными даже самые мелкие нарушения. Сели, допустим, за руль на вашем дачном участке, чтобы передвинуть на пару метров машину, которая мешала детям играть в мячик, а ремень не пристегнули – самописец все зафиксировал, оценил в соответствии со статьей КоАП и выписал квитанцию. Представляете, какие «письма счастья» мы станем получать каждый месяц? А никуда не денешься. В кассу, пожалуйста! Иначе…
Иначе тоже будет. Со временем, система наверняка обзаведется двусторонней связью. По просьбе сотрудников ГИБДД и для обеспечения еще большей безопасности. Инспекторы получат возможность дистанционно блокировать автомобили нарушителей и неплательщиков. Ибо нефиг! Уверен, что воспользоваться такой функцией захотят еще многие. От банальных злодеев, преследующих корыстные цели, до официальных автопроизводителей, пекущихся, опять же, о нашей с вами безопасности. Не заехал вовремя на дорогущий авторизованный сервис – получи блокировку, эксплуатировать автомобиль, не прошедший очередное плановое ТО, небезопасно. Установил на свою машину что-то несертифицированное или сделал с ней что-то официально неодобренное – стоп машина, в сервис для выяснения.
Неизбежно подключатся дорожники, которые получат чертовски заманчивую возможность упразднить за ненадобностью все пункты оплаты на платных участках трасс. Зачем они? По итогам месяца и так будет понятно кто, сколько раз и по каким дорогам ездил. Данные автоматически анализируются, систематизируются и на их основании выписывается счет, который кладется вам в почтовый ящик. Не заплатите вовремя? Стоп машина! А если «черные ящики» получат возможность фиксировать все то, что происходит в салоне? Тогда, глядишь, нас начнут наказывать и за курение в неположенном месте, и за вырвавшуюся в запале нецензурную лексику в отношении других участников дорожного движения.
Потом огромная база данных, в которой зафиксированы все наши передвижения, случайно куда-то «утечет». Вы же знаете, так всегда бывает! И попадет в распоряжение, например, рекламщиков, которые узнают куда и зачем вы ездите, в какие магазины ходите, на каких заправках заправляетесь и какими сервисами пользуетесь. Тут же на вас посыплется град исключительно «заманчивых» и «полезных» адресных предложений, от которых вы устанете отбиваться.
Что с нашими данными будут делать злоумышленники я пока даже не представляю. Но боюсь, что и они что-то придумают. Криминальными талантами богата земля русская. В лучшем случае они просто начнут за нами шпионить, чтобы впоследствии иметь возможность нас шантажировать. А в худшем? Впрочем, что-то я увлекся, расписывая грядущий информационный апокалипсис. Так ли он страшен для людей, которые добровольно носят в своих карманах «айфоны» со включенной геолокацией и множеством установленных приложений, часть из которых непонятно что делает? Вот только выписывать нам штрафы за неправильное использование телефонов сотрудники компании Apple Inc. пока еще не додумались. Куда им до наших депутатов!
Многое из того, что описано в статье скорее всего будет. Вопрос - плохо ли это? Опыт развитие цивилизации показывает, что неминуемость наказания это отличнейший способ выработать законопослушность. По началу будет очень много писем счастья. А потом соблюдение правил войдет в привычку. Подвинуть на пару метров машину на дачном участке? Нет проблем - пристегнись. Пристегнись не для того, чтобы не попасть в аварию. А просто по тому что это привычка и правила. А правила должны соблюдаться всегда. Независимо от их применимости в данном конкретном случае.
Ответить