В рамках уникального проекта «Открывая Россию» компания Land Rover организовала очередное большое путешествие, на этот раз в Тыву. Менее чем за три года оно стало уже тринадцатым по счету, но, вопреки суевериям, вполне удачным
Республика Тыва вошла в состав Российской Федерации только в 1944 году. Это небольшое территориальное образование – настоящий эпицентр контрастов. Здесь сходятся северная граница пустыни Гоби и самые южные участки вечной мерзлоты. Основные занятия жителей степной республики – скотоводство и, как ни странно, заготовка древесины (половина Тывы покрыта лиственничной тайгой). Контраст между максимальными сезонными температурами почти 100 градусов! Летом жара доходит до +45, зимой же стоят морозы ниже –50.
Ныне Тыва также активно разведывает и добывает полезные ископаемые. Здесь нет железных дорог, и с внешним миром республику связывает только автотрасса М54 «Енисей». Регулярное авиасообщение с Москвой установлено лишь в… 2015 году, но рельсовый путь уже проектируется, поскольку разведаны большие залежи каменного угля. А еще есть золото, причем не только самородное, разнообразные украшения и другие изделия из золота, серебра и драгоценных камней найдены археологами при раскопках многочисленных курганов.
После пяти часов полета из Москвы пересаживаемся в колонну готовых к путешествию Discovery 4. Несмотря на ранний час, над летным полем звенит жара, но в салонах прохладно – климатические установки будут трудиться без устали всю дорогу. Первый перегон – 40 км от Кызыла до базы отдыха. Уже на этом отрезке видно, что тувинцы лихие и отчаянные водители, не питающие большого почтения к ПДД. При этом стражи порядка встречаются редко и останавливают нас по большей части из интереса: Land Rover здесь встречаются реже, чем снежные барсы.
Кызыл – сравнительно небольшой город с населением около 100 тыс. человек. И невысокий, в домах не более 9 этажей, ведь это сейсмоопасный регион. Основанный в 1914 году, первоначально он назывался «Белоцарск», а «красное» имя (кызыл – в переводе «красный») получил после революции. Город стоит у слияния Большого и Малого Енисея, здесь берет начало великий Енисей. Местное произношение этого названия – Эне-Сай, означающее «Река-мать». У места слияния двух рек установлена стела «Географический центр Азии» – эта точка была вычислена еще в XIX веке. А на холмах правого берега из белых камней выложена на древнетибетском языке буддийская мантра: «Ом ма ни пад ме хум» («О, драгоценность в цветке лотоса»). Ее размер – около 40 м в высоту, так что видно практически из любой точки города.
Второй день экспедиции начинается с заправки внедорожников. Крупных сетевых АЗС в Тыве нет, а местных заправок мало, нам же предстоит выдвинуться далеко в ненаселенные горы и степи. Поэтому колонну сопровождает грузовик с цистерной дизельного топлива «Газпромнефть», компании – партнера экспедиции.
Первый пункт внедорожного маршрута – озеро Дус-Холь, до которого несколько десятков километров по выжженной солнцем степи. Озеро соленое (собственно, так и переводится его название), а по составу воды напоминает Мертвое море. Сюда приезжают отдыхать и лечиться не только тувинцы, но и жители соседних областей и краев.
После обеда прибываем на «разминочный» внедорожный спецучасток – в каньон, где сухой ручей круто падает между склонами холмов. Двигаться предстоит по его руслу. Из внедорожных режимов Land Rover Discovery 4 выбираю «камни» и понижающую передачу, а также активирую систему помощи при спуске. Общение по переносным радиостанциям идет непрерывно: сзади сообщают, что один из экипажей повредил колесо и остановился для замены. Это было только началом испытаний…
Снова степь, затем опять асфальт. Достигаем поселка Эрзин, рядом с ним большая белая ступа – буддийское святилище. Буддизм – основная религия Тывы, поэтому такие ступы встречаются повсюду, возле них принято останавливаться, читать молитвы или крутить молельные барабаны, повязывать ленты на счастье. Неподалеку начинается приграничная зона и, соответственно, пункт пропуска – одно из «препятствий» на пути к большому пресному озеру Торе-Холь и красивым каменным скалам-останцам – результату многовековой работы ветров.
После ночлега на берегу выдвигаемся в сторону скал-останцов. Гора с вершиной, напоминающей голову птицы, называется «Кара-Хая». Здесь останавливаемся на фото- и видеосессию. На кадрах хорошо видно, по какой пыли приходится двигаться нашему каравану. Видимость из салона в это время хуже некуда – пыль буквально струями стекает по стеклам. Но внутри чисто, салоны Land Rover надежно защищены и от этой напасти.
В поселке Эрзин каждый экипаж дополнительно укладывает в багажник по две канистры с соляркой, маршрут предстоит недлинный, но тяжелый – десятка три километров по асфальту, затем около сотни по степи. У поселка Ак-Чыраа сворачиваем в горы. Накатанная колея постепенно становится едва заметной, потом и вовсе пропадает. Вокруг встают сначала отдельные деревья, затем – стены настоящей тайги. Наш проводник Александр не раз проходил эти места пешком, с рюкзаком и ружьем. Пожалуй, пешим ходом мы преодолели бы этот маршрут быстрее, но ведь одна из целей экспедиции – испытать автомобили на бездорожье.
Пересекаем хребет Танну-Ола через два перевала. Высота первого – 1800 м. За ним следует брод через ручей и подъем, изобилующий крупными камнями. У Discovery задняя подвеска пневматическая, позволяющая увеличить дорожный просвет почти до 280 мм, однако и этого оказывается мало! То и дело рама или элементы подвески стукаются о камни, порой приходится давать задний ход: автомобиль буквально повисает на камнях. Часто колеса проваливаются в мягкий влажный грунт и начинают буксовать. Отключаем систему стабилизации, это и спасает положение.
Высота второго перевала – 2000 м. На спуске камней меньше, но почва более влажная. В ней автомобили быстро фрезеруют глубокую колею и едва не начинают садиться на днища. При этом все наши Land Rover на стандартных подвесках и ни один из них не лифтован. Зато шины особые – Goodyear Wrangler DuraTrac. Они отлично проявили себя на бездорожье, оказавшись комфортными и на шоссе. Тем не менее камни были до такой степени острыми, что в этот день наш караван лишился пяти покрышек. Хорошо, что в каждой машине имелось по две запаски.
Далее двигаемся вдоль горной речки то по берегам, то прямо по руслу. Местами в нем обнаруживаются пласты оставшегося с зимы льда почти метровой толщины. Когда же до конца внедорожного участка оставались считанные сотни метров, первый экипаж, пересекая речку в глубоком месте, потерял передний бампер. Ремонт отложили до базы, до которой было еще около 100 км. Зато по дороге – сначала грунтовой, потом скверно асфальтированной. Однако даже такое покрытие было счастьем после внедорожного рейда, продолжавшегося 15 часов, где средний расход топлива превышал 54 л на «сотню» пробега.
На самом деле это одно и то же. Расхождения внутри раскольнического движения незначительны, более существенны отличия старой, никонианской, веры от современной. Тем удивительнее факт, что старообрядцы сохранились до сих пор. Спасаясь от преследований, они селились глубоко в тайге и горах. Одно из их поселений с тувинским названием «Эржей» находится примерно в 200 км от Кызыла вверх по течению Малого Енисея. Часть пути движемся на моторных лодках, везут мужчины-староверы с густыми окладистыми бородами – стричься у них не принято. При этом одежда – обычные брюки да рубахи. В пути охотно рассказывают о своей жизни и вере, но просят не снимать на фото и видео, особенно в домах. Хотя внутри староверских изб ничего этакого нет: русские печи, мебель, часто самодельная, небольшая скромная полка с иконами. Только телевизоров нет, радио тоже. Но действует мобильная связь.
Лето здесь – жаркая во всех смыслах пора, надо много всего заготовить на зиму. При всех домах богатые огороды с теплицами, большие поленницы лиственничных дров. Кедром не топят, он дает меньше тепла, да и запрещен для вырубки, так как дает орехи. Из них делают растительное молоко, и вермишель, сваренная в нем, просто объедение! Рыбы в Енисее много – хариус, ленок, таймень, лещ, налим. Зимой мужчины уходят в тайгу на промысел пушного зверя либо подаются в город на заработки. В поселке две сотни семей, и дети никуда уезжать не собираются. Помимо натурального хозяйства можно подзаработать на туристах, так что у многих есть и машины, и тракторы, а лодки оснащены японскими моторами. Старая вера этого не возбраняет: работа, как и вознаграждение за нее, не грех.
Вообще-то я думал увидеть других староверов – отшельников, живущих в каком-нибудь старинном скиту и не признающих цивилизации. Говорят, глубоко в тайге есть и такие. Но они отказываются от контактов с «мирскими».
…Что ж, тринадцатая экспедиция по родной стране, организованная Land Rover, принесла огромное количество открытий, и я уверен, многие из ее участников сохранят любовь к этому поистине золотому краю посреди Великой степи. Со временем сюда проложат новые дороги, и маленькая республика перестанет быть сокровищницей за семью печатями.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках