На пути к истокам
Логотип Land Rover

О Land Rover Discovery

По-русски

Ленд Ровер Дискавери

Тест-драйвов
26 (все тесты)
Двигателей
2 (открыть)
Комлектаций
10 (открыть)
Последнее поколение
V (открыть)
Отзывов на сайте
0 (прочитать)
Цены
от 4 033 000
до 6 326 000

Очередную экспедицию проекта «Открывая Россию» его организаторы посвятили Бурятии. Мы открыли для себя край с красивым и суровым Байкалом, старейшим национальным парком, а также культурой живущих здесь людей. Незаменимыми помощниками в этом путешествии стали внедорожники Land Rover Discovery нового поколения

История сегодняшней Республики Бурятия крайне сложна – эта территория десятки раз переходила из рук в руки, здесь находились различные государства и представлены разные религии. Первое государство, Хуннское, объединяло кочевников, живших в степях на cевере Китая, а начиналось все с протомонгольских племен. До XVII века Прибайкалье и Забайкалье входили в состав Монгольской империи. Взаимосвязь народов, живущих к востоку от Байкала, видна и сейчас – в центре Улан-Удэ на каждом шагу можно встретить бурят, монголов (безвизовая Монголия находится всего в 190 км) и большие группы китайских туристов, делающих селфи на фоне скульптуры в виде 14-метровой головы вождя пролетарской революции: 42-тонное изваяние заложили в год 100-летия со дня рождения Ленина, и оно как современный тотем доминирует над площадью Советов уже почти полвека.

Город вырос на стрелке Селенги и Уды, живописно расположившись на холмах и островах. Его история берет начало в середине XVII века. Он был острогом, потом крепостью, в 1735 году стал Верхнеудинском, а еще через 40 лет по указу Екатерины II получил статус города и герб.

Перья и ступы

Можно по-разному относиться к религиям, но, знакомясь с ними, быстрее и больше узнаешь об обычаях и истории народов, на территории которых находишься. В Бурятии есть уникальная возможность познакомиться с буддизмом, жизнью старообрядцев, а если повезет – и с настоящим шаманом. В первый день экспедиции мы отправились к буддистам.

Буддизм (третья по охвату мировая религия), пришедший на территорию нынешней Бурятии около трех с половиной столетий назад, был полностью уничтожен здесь в 1930-х годах и стал возрождаться после окончания войны, когда отношение власти к религии в стране стало заметно мягче. Решение о строительстве буддийского деревянного храма в Иволгинской долине было принято за неделю до окончания Великой Отечественной, а землю для монастыря (дацана) отвели в 1951-м. Основные храмы на его территории появились в 1970-х годах. Здания с «перьями» на многочисленных выступах и углах крыши, отгоняющими духов, в России редки – буддисты живут в основном в Бурятии, Калмыкии и Тыве.

В Иволгинском дацане располагаются дома, где живут ламы, несколько храмов и ступы – сооружения, некогда игравшие роль памятников на могилах правителей. Есть и молитвенные барабаны – цилиндры или многогранники, на которых написаны мантры. Вращая барабан, называемый монголами и бурятами хурдэ, совершаешь безмолвную молитву. Однако главная достопримечательность этого монастыря – Благословенный Дворец Хамбо-ламы Итигэлова, где с 2008 года находится Нетленное тело Учителя, доступ к которому открывается лишь раз в год.

«Космодром»

Следующей точкой интереса стал так называемый космодром на плато Тапхар, находящемся недалеко от Иволгинска. Площадка с плотно пригнанными плоскими гранитными глыбами наводит на мысль, что она рукотворная. Это удивительное место с мощной энергетикой, где причудливо сочетаются низкорослые сосны, гранит с лишайниками, виды на долину и сопки. Как знать, возможно, сюда приземлялись представители других цивилизаций...

Нас же ждал спуск с плато, а затем крутой подъем по песчаной дороге с острым гребнем. Пришло время вспомнить обо всем внедорожном арсенале Discovery, включив «понижайку», блокировку дифференциала, выбрав режим для движения по песку и подняв кузов на пневмоподвеске. Некоторые экипажи решили проверить новшество – ассистент подъема, который задуман как симметричный ответ ассистенту спуска. На моих глазах автомобиль, идущий впереди, уверенно пополз в гору и... закопался на перегибе. Не хватило запаса скорости, которую можно выбирать самому в определенном диапазоне. Поэтому я въехал в гору по старинке, самостоятельно. Очень удобно, что понижающую передачу, когда она не нужна, можно отключать на ходу на скорости до 30 км/ч.

Славное море

На очереди – двухдневная экспедиция на Байкал и в Северобайкальский национальный парк. Дороги в сторону Усть-Баргузина в основном хорошие, но много камер, следящих за средней скоростью. Новый Discovery отлично рулится, разгоняется и тормозит, не в последнюю очередь из-за «похудевшего» на 500 кг несущего кузова.

К пляжу с ярко-желтым песком добрались к середине дня. В хорошую погоду вода в самом глубоком озере Земли поражает синевой и летом вполне подходит для бодрящего купания. Но вот пляжный берег Байкала сменился берегом с крупными валунами, по которому доезжаем до скалы, именуемой «Черепашка». Привал на обед решили сделать в Горячинске, названном так из-за близости к источнику с температурой 57 градусов, выходящему из скал. Из-за небольших размеров в нем не искупаешься, но можно, к примеру, погреть ноги. Рассказывают и о целебных свойствах этой воды.

Если же говорить о бурятской кухне, то уклон в ней явно в сторону мяса и рыбы. Здесь вам предложат главную рыбу Байкала – омуля – в десятке вариантов приготовления и буузы со всевозможной начинкой. Неожиданно вкусными оказались тартар из сырого омуля и сибирский хариус в кляре. Кстати, хариус и в наше время добывается в большом количестве. Рыбу ловят даже зимой, устанавливая сети под лед через многочисленные лунки.

Переночевав на турбазе Усть-Баргузина в добротном деревянном гостевом доме (чего-чего, а леса в этих краях хватает), наутро мы отправились в Забайкальский национальный парк, с которого в 1917 году в Советской России началось создание государственных заповедников. Это один из немногих российских национальных парков, полностью отвечающих требованиям ЮНЕСКО. Тем не менее здесь можно отдыхать дикарем за вполне символическую плату. Повсюду есть баки для отходов, к местам стоянок централизованно привозят обрезки пиломатериалов, чтобы туристы не губили лес.

На пути к полуострову Святой Нос, где был запланирован привал, наша колонна с азартом преодолела невысокие песчаные дюны. Главное на такой «дороге» не сбрасывать «газ» и на крутых виражах рулем резко закидывать нос в сторону поворота. Здесь я впервые увидел низкорослый кедровый стланик с почти зрелыми шишками.

За дюнами пошел обычный «грейдер» весьма достойного качества, где при желании можно ехать за «сотню», если над дорогой не висит пыль от других машин. Миновав рыбацкие поселки, мы приехали в бухту Сорожья Чивыркуйского залива. В этом месте великое озеро встретило нас темной зеркальной гладью и по-настоящему комфортными условиями для купания, а подлесок по берегу – голубикой и уже розовеющей крупной клюквой.

Встреча с неизвестным

Во второй половине дня увиделись с шаманом. До места его стоянки нужно было добираться по берегу с крупной галькой, и Land Rover успешно справился с такой задачей.

Шаманизм считается самой старой религией и в Забайкалье уходит корнями в палеолит. Описывать сеанс общения с шаманом – дело неблагодарное. Это то, что лучше раз увидеть или пройти самому. На разбушевавшемся ветру, который по местным поверьям помогает шаманам войти в контакт с духами, «наш» шаман вошел в транс и с помощью переводчика (с древнемонгольского) надрывным фальцетом общался с духами и теми, кто решил обсудить с ним свои проблемы. После примерно часа тяжелейшей работы он все-таки отключился от высших сфер и, кажется, полностью лишился сил. А мы по гальке и лесным дорогам выбираемся к цивилизации. Двухдневная экспедиция подходит к концу, остается лишь вернуться в Улан-Удэ.

Селенга и старообрядцы

Заключительный день путешествия оказался необычайно богат на зрелища и интересные встречи, а также на многочисленные, пусть и не экстремальные внедорожные участки. Выдвинувшись из столицы Бурятии в сторону Кяхты, мы свернули на проселок и совершили восхождение к скалам с пещерой, расположенной возле села Надеино. Существует много легенд и преданий, связанных с ней. Говорят, что более 5 тыс. лет здесь находилось шаманское святилище. Но мы увидели лишь один наскальный рисунок и насладились потрясающим кольцом скал, окружающих пещеру с узким каменным входом во «внутренний двор».

Одно из самых ярких впечатлений в этой богатой на события поездке мы получили в селе Тарбагатай, где старообрядцы угостили нас обедом с традиционными блюдами и рассказали об истории и быте. Семейных старообрядцев Екатерина II переселила в Забайкалье из Польши, чтобы здесь развивалось производство зерновых и овощей для снабжения острогов и армии. Это было не насильственное перемещение, а скорее «господряд». Многоголосие, которое мы услышали в этом селе, относится к духовному и нематериальному наследию, охраняемому ЮНЕСКО. Это очень красивое пение, причем, сколько бы хористов ни участвовало в нем, каждый ведет свою партию. Честно говоря, уезжать от этих трудолюбивых, многодетных и радушных людей не хотелось.

Из-за жары серьезных бродов, в которых Discovery померили бы глубину эхолотами, не было, сухих же глинистых проселков с огромными буграми хватало. От Тарбагатая в облаках пыли кавалькада внедорожников отправилась к горе Язевая, с которой открывается потрясающий вид на долину золотящейся на вечернем солнце Селенги с множеством рукавов и островов. Затем еще десяток километров горного бездорожья, и вот мы уже возле другой знаменитой горы – Омулевой, которую еще называют «Спящим львом». Она почитается даже шаманистами.

Так завершилась 21-я экспедиция «Открывая Россию», подтвердив, что в нашей стране бесконечное число мест, которые можно открывать для себя и возвращаться к ним снова и снова. Даже поверхностное знакомство с Бурятией запомнится надолго. В том числе потому, что с нами были надежные помощники – Land Rover Discovery пятого поколения. На этих автомобилях можно комфортно ехать и по асфальту, забыв о размерах и массе машины, и по серьезному бездорожью, пробираясь по пути к неизведанному.  

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

Land Rover Discovery

2004 - сегодня

4 033 000 руб.

Поколений
4 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
26 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

3 0 8 1