Семейное путешествие может получиться вдвойне увлекательным, если взять в помощники Land Rover Discovery. Этот “британец” так и подзадоривает отправиться в дорогу, избегая привычных туристических маршрутов
Современный человек все больше напоминает робота, действующего по строго заданному алгоритму: офис, дом, магазины, Интернет, Facebook, iTunes… Но, к счастью, есть способы разорвать этот порочный круг, и путешествие, пожалуй, самый действенный из них. А благодаря таким автомобилям, как Land Rover Discovery, можно замахнуться на неординарные маршруты – поехать туда, где дороги в привычном понимании кончаются, причем отправиться хоть всемером, благо компоновка позволяет.
Так я и поступил. В дождливый осенний уикенд усадил в Discovery жену с девятилетним сыном и взял курс на Приокско-террасный заповедник, что расположен в ста с небольшим километрах от Москвы. Кроме желания переключиться и отдохнуть мы с супругой рассчитывали показать сыну, каким образом ученым удается сохранять редкие виды животных и традиционную для наших мест фауну. Словом, в поездке был и образовательный аспект.
Место, в которое мы отправились, уникально. Это единственный природно-ландшафтный заповедник Московской области, входящий в сеть подобных резерватов ЮНЕСКО. Основную часть 200-гектарной территории занимают леса, главным образом сосновые, смешанные с березой, елью, дубом, осиной и липой. Есть и небольшие болота, типичная степная растительность: ковыль, лесной тюльпан, осока, а также северные растения – росянка, клюква, ягель. Леса эти величественны и загадочны, но еще интересней представители местной фауны. На территории, обрамленной по периметру двухкилометровой охранной зоной, вполне раздольно живут (охота и рыбалка здесь запрещены) зайцы, лисы, кабаны, десять видов амфибий, пять видов рептилий, 140 видов птиц. На территорию заходят олени, косули и лоси, но главная достопримечательность – зубры и бизоны. Разведением этих редких животных, занесенных в Красные книги России и Международного союза охраны природы, занимается Центральный зубровый питомник. Именно он и стал главной целью нашего путешествия.
Впрочем, сначала несколько слов о дороге. Discovery в 5-местной версии (7-местный салон – опция) просто идеален для путешествия семьи из трех или четырех человек. Во-первых, на каждом из рядов солидный запас пространства, в особенности по длине и высоте. Во-вторых, багажный отсек за счет массивного заднего свеса и высоких задних стоек огромен – хоть телевизоры туда грузи. В-третьих, богат развлекательный потенциал. Сын сразу обнаружил под крышкой центрального подлокотника слоты для iPod и USB и подключил весь свой дорожный набор игр и фильмов. Я же отыскал на картах русифицированной навигации примыкающее к заповеднику село Данки (в 10 км на восток от Серпухова), на что, признаюсь, не рассчитывал – все же деревенька крохотная.
На шоссейном участке маршрута Discovery продемонстрировал качества стайера. Благодаря пневмоэлементам подвески кажется, что этот Land Rover парит над ямами и стыками, не вступая с ними в контакт, а мощная шумоизоляция отфильтровывает чуть ли не все звуки извне. Характерный пример: на одной из остановок, выйдя из машины, я громко крикнул что-то своим домочадцам, закрывшимся в салоне, но они меня не услышали: за толстыми стеклами британского внедорожника – как в крепости. Что же касается 3-литрового 249-сильного турбодизеля и 8-диапазонного “автомата”, то по шоссе эта пара позволяет двигаться уверенно и без холерической нервозности: дизельный Discovery не срывается с места как ужаленный и не вдавливает в кресло, как спорткар. Однако скорость “британец” набирает мощно и быстро, особенно если сбросить перед спуртом пару-тройку передач селектором коробки передач или подрулевыми “лепестками”.
Экскурсовод Лидия Кравцова рассказывает об отличиях бизона от зубра, обращаясь главным образом к детям, однако и взрослые слушают c большим интересом – настолько выбивается все это из серости городских реалий. “У зубра ноги длиннее, чем у бизона, поскольку он живет в лесной полосе, а не в степи, как бизон. С такими ногами проще пробираться через чащу и буреломы”, – поясняет экскурсовод. Затем предупреждает: “Не подходите близко к животным. Сетка – иллюзорная защита. Зубр или бизон с легкостью снесет ее, если захочет”. Но я, увлекшись фотографированием зверя, забыл об этой настоятельной рекомендации. Напомнил сам бык. Когда я приблизился к ограде, выбирая ракурс, “хозяин леса” грозно взревел, четко дав понять: “Моя территория!”
Всего в питомнике живет около 50 этих быков. Примерно половина из них – племенной состав, остальные – в возрасте до десяти месяцев. Все это поголовье содержится в больших загонах площадью по 5–6 га, огороженных сеткой-рабицей. В каждом содержится бык и пять-шесть коров. Еще несколько загонов – для молодняка. Когда зубрятам исполняется десять месяцев, их отделяют от матерей и сводят в отдельное “молодежное” стадо. А когда животные матереют, их выпускают в естественную среду – в леса, заповедники и национальные парки на территории России, Украины, Белоруссии, Литвы и ряда других стран. Реже передают зоопаркам или коллегам из партнерских организаций.
А начиналось все после Второй мировой войны, когда в окрестностях села Данки начали разводить и изучать европейских зубров. К тому моменту из-за боевых действий и бесконтрольной охоты самый крупный бык Старого Света был практически уничтожен: в европейских зоопарках сохранилось лишь 48 особей. В 1948 г. в только что созданный питомник привезли две пары зубров из Польши, а через три года к ним присоединились еще три беловежских зубра. В дальнейшем племенное стадо питомника комплектовалось в основном из местного молодняка, однако быков-производителей активно завозили из Польши, Голландии, Швеции, Финляндии.
Не думал, что проеду прямо к вольерам на Discovery. Однако произошло именно так, причем такой вариант предложил сам экскурсовод. Дело в том, что животные содержатся примерно в 2 км от входа в заповедник и ведущая к ним тропа петляет, продираясь через реликтовый, тщательно охраняемый лес. Ехать по такой дороге на внедорожнике – одно удовольствие, чего не скажешь о компакт-седане наших попутчиков: им постоянно приходилось останавливаться перед глубокими лужами и выбирать траектории объезда.
Не буду утомлять подробностями племенной работы, которая ведется сотрудниками питомника, но считаю нужным рассказать о важной инициативе администрации. Вот уже почти десять лет здесь действует программа с забавным названием “Усынови зубра”. Денег на содержание животных не хватает – на каждого зубра или бизона в течение года необходимо 50 тыс. рублей. Поэтому желающим предлагают взять опеку над одним или несколькими животными, за что каждый “усыновитель” может дать своим подопечным имена. Но не любые: согласно требованиям Международной родословной книги зубров, клички родившихся в этом питомнике зубрят должны начинаться на слог “Му”. Отсюда набор причудливых имен типа Муборик, Мубтяш, Муза...
Хорошо, что идея сохранения редких животных популяризируется и среди детей, причем даже самых маленьких. Последним в заповеднике точно не будет скучно. Для них открыт музей с богатой экспозицией, кроме того, экскурсовод покажет пруд, где живет “волшебная лягушка”, а также отведет в “домик лешего”, стилизованный под русскую избу: внутри есть полати, печка, старинная утварь. Тут вам и сказка, и важная информация об истории, традициях, быте.
Кстати, заодно можно узнать, почему заповедник называется Приокско-террасным. Первая часть названия, правда, и так понятна: занимаемая заповедником территория площадью 4,9 тыс. га находится в пойме Оки. А вот “террасный” потому, что земли заповедника спускаются с севера на юг террасами, гигантскими лесистыми ступенями.
Будучи за рулем серьезного внедорожника, я без колебаний съехал к берегу Оки, сильно размытому зачастившими к началу осени дождями. Чтобы в очередной раз убедиться во внедорожном потенциале “британца”, я направил его в глубокую колею, оставленную, как видно, тракторами и грузовиками. Разумеется, предварительно, поднял кузов в максимально высокое положение, активировал “понижайку” и выбрал режим “грязь – колея” системы Terrain Response. При таких настройках отклики на “газ” становятся более сдержанными, а система стабилизации пресекает попытки “кормы” гулять в поперечном направлении. Единственное, чего не сделал, – не приспустил 19-дюймовые дорожные шины. Протекторы быстро забились грязью, и из-за этого Discovery начал ерзать в колее, требуя выверенных действий рулем и “газом”. По собственному опыту знаю: будь шины с “зубастым” внедорожным рисунком, такой “пляски” не было бы.
Зато в остальном экспедиция прошла на ура. В ее начале Land Rover оградил нас от ливня, согрел, будто у старого английского камина, порадовал качественным звучанием любимой музыки. Должен признать: эта машина не просто харизматична, надежна и производительна – она способна обеспечить в салоне особую атмосферу уюта, доставить водителю и пассажирам удовольствие от путешествия, дать ощущение владения качественной, дорогой вещью. Что ни говори, этот внедорожник полностью оправдывает название, будто приглашая в путешествие. Надеюсь, с его помощью нам также удалось привлечь внимание к проблеме сохранения редких животных и растений. “Британец” замечательно справился со своей “зеленой миссией”.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках