В 1944 г. Красная армия уже уверенно теснила противника со своей территории, одерживая одну за другой большие и малые победы. Но одной из самых важных операций этого периода стала Свирско-Петрозаводская.
К месту тех событий мы и отправились. На этот раз нашим “боевым экипажем” стал Chevrolet Captiva
Так уж сложилось, что во второй половине Великой Отечественной войны северное направление не было для советского командования главным. И все же уделять ему внимание приходилось. Ведь в то время СССР старался отколоть от Германии одного из союзников, Финляндию, положение которой стало непрочным после освобождения блокадного Ленинграда. Покончить с этим вопросом решили одним махом – Ставка верховного главнокомандующего поручила командующему Карельским фронтом Кириллу Мерецкову спланировать Свирско-Петрозаводскую операцию. И ее провели летом 1944-го силами 7-й и 32-й армий, Ладожской военной флотилии при поддержке 7-й воздушной армии. Всего для наступления выделили около 200 тыс. человек, 223 танка и САУ, около 4000 орудий и минометов. В результате трехдневного наступления советские войска совершили прорыв на фронте шириной 230 км и глубиной около 200 км и освободили большую часть Карело-Финской ССР. Правда, финнов они не разгромили, а всего лишь оттеснили. В результате сохранивший свой боевой потенциал противник отступил на заранее подготовленные рубежи в глубине обороны, что вызвало резкое недовольство советского главнокомандования. И все же результат был достигнут: ночью 5 сентября 1944 г. войска Карельского и Ленинградского фронтов получили приказ о прекращении активных военных действий, поскольку финское правительство начало переговоры о заключении перемирия. Ну а 19 сентября подписание официального договора поставило окончательную точку в этом этапе войны.
До чего же обидно, что сейчас, в начале XXI века, передвижение по стране превращается в настоящие военные маневры! Приходится еще на стадии планирования поездки продумывать обходы, закладывать резервы, готовить запасные варианты. Вот, например, мы попытались сэкономить время – объехать хроническую глухую пробку в Вышнем Волочке. Для этого сначала двинулись по направлению на Осташков, а уж затем свернули в сторону Ленинградки, рассчитывая выскочить на нее уже под Великим Новгородом. И поначалу все шло нормально: по неплохому Новорижскому шоссе, а затем по средней разбитости дороге мы без затруднений и задержек добрались до берега Селигера. У нас даже оказалось достаточно времени, чтобы вдумчиво оценить ходовые качества нашего экипажа. А он того заслуживает – недавнее обновление изрядно осовременило кроссовер Captiva. Нет, ярких отличий ни в облике, ни в характере вы не найдете. Просто прежняя неплохая, вместительная и комфортная машина получила чуть более современную внешность, а ее ездовые “повадки” стали более легковыми. Особенно это заметно на шоссе: сочетание тяговитого 2,2-литрового 184-сильного турбодизеля и плотной, местами даже жестковатой подвески заставляет быстро забыть, что сидишь за рулем немаленького кроссовера.
До сих пор не утихают споры о том, какое значение сыграл ленд-лиз в Великой Отечественной войне. Для тех, кто сомневается в важности этих поставок, приведем несколько цифр. В ходе войны СССР получил по этой программе 22 150 летательных аппаратов, 12 700 танков, 51 503 легковых автомобиля и вездехода, 375 883 грузовика, 90 грузовых судов, 105 противолодочных кораблей и многое-многое другое. Но помимо количества важно и качество поставляемой техники и оружия. Обобщать мы не будем, но в том, что касается автомобилей, сомнений нет: воспоминания многих ветеранов свидетельствуют о том, что в Красной армии ценили и любили заокеанские машины. Прославившиеся вездеходы Wyllis MB и Dodge WC-51 по прозвищу “три четверти”, грузовики Ford-Marmon-Harrington HH-6 COE-4 и Dodge WF-32, танковые транспортеры REO 28XS и Diamond T-980, амфибии Ford GPA и GMC DUKW-353, мотоциклы Indian и Harley-Davidson... Перечислить всех заслуженных тружеников войны сложно, все они достойны внимания. И тем более отрадно, что в этих рядах немало прямых родственников нашего нынешнего автомобиля – Chevrolet Captiva. Ведь его предками были знаменитые Chevrolet G-7107 и 3116, GMC CCKW-352 и 353, плавающая “даква” GMC DUKW-353 и, конечно, легендарный Studebaker US-6, ставший основным носителем для гвардейских минометов БМ-13, прозванных в народе “катюшами”.
Увы, вскоре автомобилю пришлось продемонстрировать и свои внедорожные качества – за Осташковом трасса совсем испортилась. А один 50-километровый участок оказался и вовсе... грунтовым. К счастью, Captiva не подкачала: несмотря на повысившуюся жесткость, подвеска оказалась на удивление энергоемкой, так что старый грейдер не доставил нам особых хлопот.
Думаете, карельские места боевой славы начинаются уже в глубине территории республики? А вот и нет – первая наша точка расположена всего в нескольких десятках километров от Санкт-Петербурга. Проехав по великолепной платной магистрали со странным названием ЗСД (Западный скоростной диаметр), мы свернули к поселку Дюны. Всего в километре от жилья в лесу стоят приземистые серые бетонные коробки – доты Карельского укрепленного района. Их построили еще в начале 30-х годов, но и в ходе Великой Отечественной войны они сослужили отличную службу: такие заграждения мешали финским войскам наступать на Ленинград. А вот в наше время они оказались забытыми и заброшенными. Правда, на одном из них мы увидели красную пояснительную табличку. Но на этом внимание к заслуженным “ветеранам” и закончилось. Тем более что народ нашел им другое применение. Забравшись внутрь одного из отлично сохранившихся дотов, мы обнаружили на уступе пулеметной амбразуры… чьи-то вещи: расческу, зубную щетку и дешевую пасту. Личность этого загадочного местного жителя нам осталась неизвестной. Впрочем, это и к лучшему.
Не побеспокоив чьего-то имущества, мы отправились в дальнейший путь. Следующей нашей точкой оказалось еще одно памятное место. Правда, связано оно с более поздними событиями. Около поселка Песочное мы обнаружили в лесу заброшенные корпуса научно-исследовательского комплекса, где в огромном крытом бассейне испытывали и оттачивали ходовые характеристики подводных лодок. Стоя у этого канала, построенного в середине 50-х, не устаешь удивляться тому, в каком плачевном состоянии пребывает ныне наша военная наука.
А еще чуть дальше на возвышающейся над берегом горке сохранились строения береговой батареи. Во время войны ее здесь не было, она встала на боевое дежурство в 1954 г. И все же не заехать сюда мы не могли. Ведь тут, как и в старых дотах, можно хотя бы отдаленно понять, каково было нашим солдатам жить и служить в те времена. И ужаснуться тому, во что они превратились. Торчащие из земли пулеметные гнезда поросли густым мхом, а все проходы, погреба и помещения буквально завалены мусором. При этом окрестный лес отличается чистотой – значит, кто-то сваливает сюда отходы специально! А ведь из этих трех укреплений вышел бы неплохой музей боевой славы…
Какое снаряжение нужно туристу? Подходящая одежда, палатка, спальники... Но есть и другие вещи, которые могут сослужить в походе отличную службу. Мы, например, взяли с собой несколько инструментов, произведенных компанией Fiskars. Компактная и очень легкая лопата с черенком из морозоустойчивого полипропилена и прочным алюминиевым лезвием может пригодиться не только при обустройстве лагеря, но и для освобождения застрявшего автомобиля. Прекрасно сбалансированный туристический топорик Х7 с ухватистой рукояткой с амортизирующим покрытием SoftGrip позволит за считаные минуты нарубить дров для костра или даже построить шалаш. Ну а о пользе легкого, удобного, не тонущего в воде и очень острого походного ножа K40 и говорить нечего. Кстати, перевозить острые предметы можно без опаски: в дороге нож можно спрятать в легчайшие пластиковые ножны, да и на топорик стоит надеть предохранительную пластиковую накладку с защелкой.
Еще одну “заброшенку” мы нашли, уже добравшись до карельского городка Лахденпохья. Совсем недалеко от жилья в скалистом кряже есть большой разлом. А в нем можно найти… вход в пещеры. По слухам, еще во время войны эти природные укрытия приспособили для нужд армии. Увы, сегодня тут тихо, пусто и темно. Но воображение так и рисует картины, как в этих подземных залах усталые бойцы отдыхали, грелись у костра, залечивали боевые раны.
Вообще в XX веке на карельской земле не раз происходили страшные события. Сначала по этой территории кровавым лемехом прошла советско-финская война 1939–1940 гг., затем пришла Великая Отечественная. На первый взгляд кажется, что тут стараются об этом не вспоминать – в глаза приезжему бросаются лишь небольшие памятники в центре Сортавалы и Петрозаводска. Но на самом деле это не так. Здесь не любят размаха и помпезности, а потому многие братские могилы и мемориалы стоят в стороне. Например, по дороге из Сортавалы в сторону Питкяранты можно сворачивать на любую примыкающую дорожку – и там обязательно найдется небольшая, скромная скульптурная композиция или воинское захоронение. Кстати, все они очень ухоженны, а у подножия памятного камня одного из таких лесных кладбищ мы увидели не только свежие цветы, но и старые каски, гильзы, детали противогазов.
По мере продвижения в сторону Петрозаводска мы обращаем внимание не только на памятники, но и на состояние карельских дорог. Такое впечатление, что они тут бывают двух видов: хорошие и плохие, третьего не дано. Передвигаться по первым можно на любом автомобиле, а вот для комфортной езды по вторым подойдет далеко не каждая машина. Тут мы в очередной раз порадовались надежности нашего кроссовера Captiva – даже на ухабистой грунтовке он не пасует, а уверенно движется вперед. Лишь совсем уж крупные ямы заставляли нас сбрасывать скорость – дорожный просвет-то у нашего Chevrolet, увы, далеко не рекордный.
И все же подаренный автомобилем комфорт не отвлек нас от главной темы путешествия – по дороге мы нашли еще несколько памятных мест. В одном из поселков неожиданно увидели небольшую площадь, где на бетонных постаментах стоят два бронированных гиганта. Обычно в память о войне устанавливают знаменитую “тридцатьчетверку”. Но тут можно воочию полюбоваться на тяжелый танк прорыва ИС-3, прозванный солдатами за характерную форму лобовой брони “щукой”, и тяжелую самоходно-артиллерийскую установку ИСУ-152, которую в Красной армии величали “зверобоем”. Ну а рядом с этими заслуженными, но не слишком известными боевыми машинами лежат гранитные валуны – противотанковые надолбы, составлявшие часть оборонительной линии Маннергейма, построенной финнами в 1920–1930 гг. на Карельском перешейке. Впрочем, для этого небольшого музея под открытым небом привезли не самые крупные камни. А вот если отъехать от основных дорог и прочесать окрестные поля, то можно найти и настоящие противотанковые заграждения тех времен. Нам повезло: мы обнаружили такой гранитный заслон на одном из заброшенных полей. Эти уложенные рядами, повидавшие многое огромные замшелые камни по сей день перекрывают доступ непрошенным гостям, стоят на страже карельской земли.
Мы уже не раз говорили о том, что для дальних путешествий очень важно подобрать подходящую одежду. Но на этот раз обычных технологий защиты оказалось мало: в Карелии много не только озер, но и болот, а значит, там немало комаров! Но от этой напасти нашлось лекарство – компания Columbia снабдила нас рубашками и брюками из специальной серии Insect Blocker. Их тонкая ткань обработана абсолютно безопасной пропиткой без запаха, защищающей от насекомых. И это нам очень помогло: даже обитающие в густых и влажных карельских лесах полчища кровососущих действительно нам не досаждали! Тем более ценно, что такой эффект продержится долго: пропитка рассчитана на 70 стирок.
Ну а от дождя и ветра нас снова защитили куртки Rainstormer Jacket, выполненные из 2,5-слойной мембранной ткани по фирменной технологии Omni Tech. Мы в очередной раз обратили внимание на их продуманный покрой с проклеенными швами и ламинированными молниями. Затяжные дожди предоставили нам возможность оценить и уникальную технологию Omni-Wick EVAP, обеспечивающую максимально быстрое выведение излишков влаги на поверхность ткани.
Добравшись до столицы республики, мы попытались подсчитать, сколько маленьких захоронений и мемориалов видели по пути. И не смогли – их в карельских лесах действительно очень много. А вот в самом Петрозаводске не обнаружили ни музеев, ни памятников. Лишь стоящий на высоком постаменте “дежурный” Т-34-85 напоминает горожанам о тех ставших уже давними страшных событиях. Но не будем торопиться осуждать их за пренебрежение к истории – судя по ухоженности братских могил, жители Карелии не нуждаются в символах и напоминаниях.
Впрочем, один интересный музей мы все же обнаружили. Правда, уже не в Карелии, а в Вологодской области. Там стоит настоящая дизель-электрическая подводная лодка Б-440 проекта 641 (по натовской классификации – “Фокстрот”). В 1998 г. ее списали из состава Балтийского флота. Но не утилизировали, а доставили в Вытегру и превратили в музей боевой славы моряков. Зайдя внутрь, можно не только ознакомиться с особенностями быта подводников, но и осмотреть интересную историческую экспозицию.
И все же впечатление от нашего путешествия осталось странное. С одной стороны, мы воочию убедились, что жители Карелии помнят и чтут свою историю. С другой – нашли немало пустующих, заброшенных свидетелей событий 70-летней давности. А ведь нам удалось обнаружить далеко не все! Почему эти молчаливые призраки войны пребывают сегодня в таком плачевном состоянии? Ведь если бы наши сограждане воспитывали собственный патриотизм не громкими лозунгами, а познавая историю, они бы лучше понимали все ужасы, которые принесла Великая Отечественная война. И тогда каждый делал бы все от него зависящее, чтобы такое страшное для нашей страны и нашего народа испытание никогда не повторилось.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках
2006 - сегодня