Получив на тест-драйв новый Chevrolet Captiva снежно-белого цвета, мы отправились на нем покорять северные широты – дороги и бездорожье Карелии.
Первые 900 километров маршрута и автомобиль, и мы преодолели без малейших трудностей. Собственно, даже и рассказать-то не о чем. Трасса М10/Е105 Москва – Санкт-Петербург становится все качественнее, все меньше остается участков с тремя полосами, а на двухполосных (в каждом направлении) строятся разделительные ограждения. Покрытие лучше в Московской и Новгородской областях, в Тверской и Ленинградской оно чуть хуже, но откровенно плохих участков и здесь нет. На всем пути можно было легко поддерживать скорость 120-130 км/ч, конечно, снижая ее в населенных пунктах, но при необходимости легко ускоряясь для обгонов.
Особенно надолго пришлось сбросить скорость в Вышнем Волочке – здесь трасса проходит непосредственно через город, упираясь в единственный светофор, который, по словам дальнобойщиков, «держит всю Россию». Действительно, пробки перед этим светофором как со стороны Москвы, так и со стороны Питера были длиной километра по два-три. Впрочем, нам повезло – пробки (на профессиональном жаргоне дальнобойщиков именуемые «колейками»), бывает, растягиваются здесь и на десятки километров! Недаром город заслужил у перевозчиков нелестное прозвище «Сволочек»…
АЗС повсюду множество, в том числе брендовых, так что с топливом проблем не было, и в низком качестве его нельзя было упрекнуть нигде. Мы несколько раз пополняли запас солярки, как ради эксперимента (на какой машина пойдет лучше), так и по той причине, что расход топлива оказался не «бюджетным» - больше 11 л на 100 км пути. Такова плата за отличную динамику автомобиля с 2,2-литровым дизелем: разгон до «сотни» занимает у него немногим больше 10 секунд. Ни разу он не дал повода усомниться в себе, даже будучи полностью загруженным: три пассажира, полный багажник экспедиционного снаряжения, груз на сложенной части спинки заднего сиденья плюс полностью загруженный бокс Thule на крыше. И всю эту тяжесть автомобиль тянул без малейшего напряжения. Еще бы: при мощности 184 л. с. и крутящем моменте 400 Нм трудно ожидать иного.
К слову, наша версия автомобиля была семиместной. Но так как дополнительные кресла нам были не нужны (экипаж машины состоял из трех человек), третий ряд сидений мы сложили «в пол». Также пришлось сложить и левую часть спинки второго ряда. При складывании всей спинки объем багажного отделения увеличивается почти до кубометра. Значит, мы задействовали примерно 700 л.
О багажном боксе – несколько слов отдельно. Он был зачислен в члены экспедиции с целью перевозки особого груза, о котором мы расскажем ниже. И, надо сказать, с честью выполнил свою миссию. Модель Thule Motion 800 понравилась нам сразу – сначала необыкновенной легкостью крепления, включая установку поперечин на рейлинги Chevrolet Captiva. Затем мы оценили возможность открыть крышку как с левой, так и с правой стороны. Причем, я, имея рост 180 см, мог отпереть замок крышки, а также открыть и закрыть ее непосредственно с земли. Для загрузки и разгрузки бокса мне, конечно, приходилось вставать на порог машины.
Приятно, что даже на высоких скоростях 130-140 км/ч, до которых мы периодически разгонялись на трассе, бокс Thule не создавал досаждающего аэродинамического шума. Гораздо больше шумела (свистела) антенна-штырь с магнитным креплением, которую мы установили на крышу для приема-передачи сигналов СВ-радиостанции. Такие рации есть у подавляющего большинства шоферов-дальнобойщиков, а также у многих – уже очень многих – автомобилистов, путешествующих на большие расстояния. По рации удобно обмениваться с коллегами по движению разной дорожной информацией: сообщать о местах ремонтов, дорожных заторах, камерах слежения за скоростным режимом и патрульных машинах ГИБДД. Дальность связи около 10 км. Очень удобно, особенно при путешествии группой. Наша поездка тоже групповая, но сегодня мы на трассе одни, остальные участники догонят нас через несколько дней.
Итак, первая часть намеченного маршрута прошла в штатном режиме. После примерно 500 км настал мой черед занять место за рулем, и я без труда отработал до вечера примерно такую же часть дистанции. Удобная посадка, хорошая эргономика, прекрасный обзор, в том числе через большие наружные зеркала, отлично работающая климатическая установка (хоть и однозонная), приличная динамика, логично выбирающий передачи шестиступенчатый «автомат» – что еще нужно для комфортного передвижения в пространстве? Пожалуй, только хорошее аудиосопровождение. Мы слушали веселую аудиокнигу, и это помогало не заснуть в дороге.
Правда, из «области» подвески доносились иногда посторонние звуки. Рановато они появились для всего лишь пятитысячного суммарного пробега нашей «Каптивы». Посмотрим, будет ли «развитие» - нам предстоит увеличить километраж на одометре процентов на пятьдесят.
Второй недостаток – отсутствие в автомобиле системы навигации. Это была бы очень полезная опция для путешественников. Но здесь она не предусмотрена даже за доплату. Правда, есть компас, но, увы, он не может служить заменой полноценной карте. Из-за ее отсутствия я сбился с дороги в Волхове, но на помощь пришел мой мобильный телефон, успешно сыгравший роль навигатора.
Последним населенным пунктом на нашем пути в первый день стала карельская деревня Большие Горы. Она действительно стоит на заметной по местным меркам возвышенности, с которой открываются красивые дали. За деревней мы спускаемся с холма и углубляемся в лес. Здесь проложена сеть грунтовых и гравийных дорог для лесовозов. По одной из таких дорог мы и добираемся до озера Кедъярвии устанавливаем палатки на берегу. Конечно же, нас сразу «встречают» комары…
Обследование дорог вокруг да около Больших Гор принесло не очень приятную новость. Мост через реку Видлица на дороге, ведущей отсюда в сторону Петрозаводска, развалился, и нам придется менять дальнейший маршрут. Впрочем, дорог здесь хватает, и объезд мы, безусловно, найдем.
Пока же мы совершаем тестовые поездки по местным гравийкам и грунтовкам. Автомобиль переносит их неплохо, хотя подвеска все же продолжает не очень приятно постукивать, особенно спереди справа. Также очень громко стучат по днищу камни. Стекло двери багажного отделения быстро покрывается слоем пыли, впрочем, как и вся дверь. Кстати, здесь это стекло можно открыть отдельно от двери (клавишей из салона) – полезная опция. Только пыль надо заблаговременно сметать, иначе она посыплется в салон.
А вот «двухходовое» разблокирование дверей не понравилось. Открыл машину кнопкой на ключе-брелоке – отопрется только водительская дверь. Чтобы разблокировать остальные двери, надо еще раз нажать на кнопку (а если промедлил, то дважды). Если забываешь об этом, приходится бегать вокруг машины. При постоянных остановках для фотосъемки от этого устаешь.
По случаю наличия вокруг довольно больших для равнинной Карелии холмов несколько раз задействуем систему помощи при спуске. Честно сказать, она работает грубовато. Автомобиль сползает вниз толчками, неравномерно, порой кажется, что система прекратила работу и надо срочно замедлять машину тормозом, чего категорически делать нельзя! Нужно просто собрать волю в кулак и… привыкнуть к алгоритму работы этого «ассистента» на Chevrolet Captiva. Да, нелюбителям читать инструкции сообщаем: при спуске задним ходом система не работает.
Другим недостатком автомобиля в полевых условиях является низко висящая «юбка» переднего бампера. Едва въехав в средних размеров колею, мы тут же услышали хруст – и обнаружили трещину в пластмассовой детали. Кстати, отсоединить «юбку» проблематично. Возможно, она призвана служить своеобразным индикатором проходимости (если заскрежетала по земле, значит, дальше двигаться опасно). Но в таком случае Captiva – никакой не кроссовер, а только маскируется под него. Дорожный просвет здесь тоже невелик – всего 171 мм, но контакт других элементов с грунтом происходит не так уж часто. Вот только «юбка»... из-за нее угол въезда уменьшается до 24 градусов. А угол съезда из-за длинного заднего свеса, в котором расположено запасное колесо, и вовсе составляет 20 градусов…
Наконец, еще одно наблюдение-предупреждение. Имея на крыше бокс и антенну, будьте осторожны при проезде под деревьями.
В целом, работа идет по плану. Быт налажен, в палатках сухо и комфортно, макароны с тушенкой пока не приелись. Погода балует приятным теплом, а вот комары не балуют совсем. Вода в озере теплая, солнышко припекает, но тучи кровососов отбивают всякое желание раздеться и искупаться. Рыба клюет не очень активно, на уху наловили пока лишь раз. Вдоль лесных дорог встречаются подосиновики. Один вырос совсем рядом с лагерем. Созревает черника.
Не успели мы привыкнуть к нашей полянке и озеру, как пора менять местоположение. Следующая наша цель – Сортавала, городок на берегу Ладожского озера. До него около 150 км по шоссе, на которое надо попасть, минуя деревню Большие Горы по грунтовкам…
…Честно говоря, такого никто из нас не ожидал. Только вчера-позавчера послушная Captiva успешно штурмовала лесные проселки, лежневки и даже броды, и вдруг… На простейшем, совсем не крутом подъемчике длиной всего-то метров 20 автомобиль вдруг резко пробуксовал передними колесами. Конечно, межосевая муфта тут же подключила задний мост, но и задние колеса тоже пробуксовали! В зеркала было отлично видно, как из-под колес выбросились назад фонтаны земли. Секунда, другая – и вот уже вылетающая земля мешается с дымом… Стоп, машина, похоже, надо откатываться вниз и повторять попытку.
С легкого разгона автомобиль взлетел на горку без затруднений. Мы сразу же остановились и вышли, пытаясь установить причину появления дыма. Трансмиссия? Нет, не похоже. Колеса? Тоже нет – все шины в порядке, и характерный запах горелой резины отсутствует. А-а, вот, в чем было дело! Буксуя, мы «докопались» до древесного корня и немного «прошлифовали» его. Пустяк, конечно, как для шин, так и для автомобиля в целом. Но осадок, как говорится, остался, и позже в голове постоянно «сверлила» мысль: Captiva– не внедорожник, а всего лишь кроссовер.
Чуть позже, на берегу Ладоги, автомобиль пытается реабилитироваться в наших глазах. При движении по рыхлому песку он и не думает буксовать, более того – даже практически не отклоняется от курса. Только в ответ на откровенные провокации водителя мигает индикатор ESP – система не дремлет. А если отключить ее? Мало что меняется – за курсовую устойчивость «борется» полный привод. И все-таки во внедорожные «способности» нашей «Каптивы» мы уже не верим.
Шоссе – другое дело. Идущая вдоль северного берега Ладоги дорога извилиста и изобилует подъемами и спусками – то, что надо, для получения удовольствия от вождения. И автомобиль, похоже, разделяет это удовольствие с нами: бежит весело и напористо. Надо только включить режим ручного выбора передач и постоянно держать двигатель «под тягой». Отлично идем! При необходимости свое веское «слово» говорят надежные тормоза (дисковые вентилируемые по кругу), а крены в поворотах хоть и заметны, но не пугающие. В общем, Captiva зарекомендовала себя неплохим шоссейником.
Мы следуем в парк-отель «Дача Винтера» неподалеку от Сортавалы. Сюда же прибывают и остальные участники нашей экспедиции на автомобилях Chevrolet Tahoe и Niva. В последующие дни вместе с ними добираемся до Рускеальского мраморного каньона, а также до водопада, где снимался один из ярких эпизодов фильма «А зори здесь тихие». На севере есть масса интереснейших и красивейших мест, да и удобных гостиниц и турбаз становится все больше. И пусть вас не пугают злые комары – здесь, в Приладожье, постоянно есть ветерок, который их сдувает. Кстати, Ладога мало отличается от моря – разве что отсутствием йодистого запаха водорослей. И пляжи здесь вполне курортные, песчаные и очень длинные, с оторочкой из развесистых сосен, создающих в жаркие дни приятную тень. А какие красивые шхеры – узкие заливы и проливы между скал, поросших хвойными лесами! Жаль, что из автомобилей они видны лишь частично. Путешествовать по ним нужно, конечно, на лодках и катерах.
В путь выдвигаемся колонной. Единый темп движения помогают поддерживать рации, которые есть в каждой машине. По ним оповещаем друг друга о необходимости остановки, о замеченных интересных местах и объектах, а также о маршруте движения. Карелия покрыта сравнительно густой сетью дорог, причем, большая часть их отличается высоким качеством (даже гравийки и грунтовки). Многие участки, знакомые мне по предыдущим поездкам в этот край, существенно подновлены, и это приятно.
Но все же мы путешествуем на полноприводных автомобилях, поэтому не можем быть «сыты» одними шоссе. В поисках бездорожья сворачиваем у города Пряжа в сторону деревни Киндасово – и сразу за ней попадаем в самое, что называется, «пекло». Лесную дорогу сильно разъездили тяжелые лесовозы, и она представляет собой ядреную смесь из глубоких луж, участков гати и откровенной грязи. Впереди в качестве боевой разведывательной машины идет «Шеви-Нива». Для нее такое испытание трудностей не представляет, в отличие от «Каптивы» и «Тахо» – последним едва хватает дорожного просвета. В одной из луж «Каптива» подцепляет толстую палку, которая застревает под днищем. Пришлось остановиться и вытащить нежелательную «занозу».
Уже в конце пути, когда впереди едва ли не виднеется Суоярвское шоссе, наша дорога вдруг резко уходит в сторону (почти в обратную), правда, грязь сменяется асфальтом, пусть и плохоньким. Между тем, ни в одной из наших машин нет штатного навигатора, и хорошо, что у нас есть выносные приборы. Несмотря на неожиданную смену курса, мы в целом движемся в правильном направлении и выбираемся на трассу в поселке Эссойла. Отсюда до Петрозаводска – рукой подать: всего каких-то 70 километров.
В столице Карелии перекусываем в ресторане «Кивач» (вкусно и недорого), пополняем запас продуктов в круглосуточном гипермаркете «Сигма» и берем курс на Медвежьегорск. Мурманская трасса встречает нас идеальным состоянием покрытия, четкой разметкой, внятными указателями, подстриженными обочинами – просто европейский автобан! К сожалению, ближе к Медвежьегорску качество дороги падает, но дорожные работы ведутся (даже ночью), да и оставшийся не отремонтированным фрагмент не вытрясет душу.
На ночлег располагаемся на базе «Медвежка», чьи коттеджи из мощных бревен выстроены на самом берегу Онежского озера. Они окружены лесом, но внутри есть все удобства, включая беспроводной Интернет. После долгой дороги было очень приятно расслабиться в сауне, охладиться в бассейне и крепко проспать до утра.
Цель нашего приезда в Медвежьегорск – доставка спонсорских подарков в местный детский дом. Эти вещи как раз и «ехали» в наших багажных боксах Thule (второй бокс модели Motion 900 был установлен на крыше Tahoe). Персонал и подопечные детдома, безусловно, рады подаркам. А мы, в свою очередь, смогли переместить в бокс на крыше «Каптивы» часть вещей из забитого салона. Кстати, надо отметить еще одно преимущество боксов Thule: будучи порожними, они не громыхают при движении.
Следующую вылазку делаем в поселок Повенец. Здесь начинается знаменитый ББК – Беломорско-Балтийский канал. Начинается он с «Повенчанской лестницы» – цепи из семи шлюзов. Как жаль, что нельзя не только сфотографироваться на фоне этих уникальных сооружений, но даже просто осмотреть их: охраняются они строже, чем военные базы. Хотя совершенно непонятно, из чего здесь делать секрет… Туристы, путешествующие на теплоходах по ББК, давно уже все сфотографировали и выложили в Интернет. Зато на берегу канала становится очевидно, из чего можно сделать столь необходимые региону деньги: нужно всего лишь превратить шлюзы (хотя бы один) в туристическую достопримечательность, с видовыми точками, гидами и сувенирными киосками. Точно так, как это сделано на Рускеальском мраморном каньоне.
А деньги региону необходимы, об этом можно судить, глядя на быт поселка Повенец. Улицы здесь, как и дорога, связывающая Повенец с Медвежьегорском, находятся в печальном состоянии, а дома-бараки помнят заключенных, строивших ББК в 30-е годы прошлого века. Немногочисленные жители с удивлением смотрят вслед нашему медленно движущемуся каравану. На таких колдобинах сильно трясет не только в «Каптиве» и «Шеви-Ниве», но и в могучем комфортабельном «Тахо».
В предпоследний день посещаем еще три местных достопримечательности. Две из них расположены неподалеку от Медвежьегорска, километрах в пяти. Это водопад Падун на реке Остер и чуть выше по течению – «каменная река». Речной поток петляет здесь по целому полю из хаотично разбросанных валунов. Лето в нынешнем году дождливое, а в сухие годы, говорят, вода просто теряется среди камней. Удивительное место…
Далее совершаем примерно 70-километровый «марш-бросок» до поселка Гирвас. Шоссе, ведущее через деревни Чёбино и Кумса, вскоре теряет остатки былого качества и начинает напоминать изрытую воронками прифронтовую дорогу. Что ж, есть и такие места в Карелии. Хорошо, что движение здесь неинтенсивное (правильнее сказать, оно вовсе отсутствует), поэтому встречающиеся ямы и ямины можно объезжать по встречной полосе (если она в лучшем состоянии).
Поселок Гирвас получил свое название от гигантского порога-водопада, некогда гремевшего здесь. Сейчас он остался без воды «благодаря» плотине ГЭС, а туристической достопримечательностью был сделан Кивач, который раза в четыре меньше. Если вам доведется проезжать поселок Гирвас, обязательно остановитесь и посмотрите на «ложе» бывшего водопада.
Рассказ об этом дне будет самым коротким, хотя пробег оказался самым большим: около 1200 км. Стартовав из «Медвежки» в 05:30, мы добрались до Москвы к полуночи, т. е. за 18 часов. Многовато – но надо вычесть остановки для «дозаправки» топливных баков и пустых желудков, а также потерю времени в пробках: полтора часа на входе в Вышний Волочек и около получаса в подмосковном Солнечногорске.
Что в итоге можно сказать о «Каптиве»? К полевой службе этот автомобиль годен условно. Его стихия – дороги с хорошим покрытием либо без покрытия, но тоже хорошие или, как их называют, улучшенные. Съезды с дорог ему практически полностью противопоказаны. Причем, наиболее опасны не участки бездорожья, а именно съезды (и въезды тоже). Низко расположенная «юбка» бампера существенно уменьшает угол въезда, а живущие своей жизнью межосевая муфта (принудительной ее блокировки здесь нет) и «ассистент» спуска могут, как выяснилось, закапризничать на простейших элементах рельефа.
Расход топлива тоже удивил. В конце путешествия он достиг среднего значения в 12 литров солярки на 100 километров – это совсем не по-детски для 2,2-литрового дизеля. Многие гораздо более «объемные» и мощные автомобили потребляют меньше… Нисколько не помогает и включение режима ECO – только разгон ухудшается.
Ну и, наконец, автомобиль, предназначенный для путешествий, выглядит ущербным без навигации. Конечно, можно развлечься в пути, глядя на компас, только мы его даже калибровать не стали, и он всю дорогу показывал нам верный курс – на север. Разве что за исключением обратного пути, когда мы ехали на юг.
***
По возвращении мы попытались выяснить, что же случилось с передней подвеской «Каптивы», откуда исходил стук. И узнали, что механикам фирменного техцентра Chevrolet было известно об этой проблеме, только… они не могли определить ее причину. Все элементы были проверены, весь крепеж надежно затянут. Поэтому было решено эксплуатировать машину по принципу «серьезный стук сам наружу вылезет». Что ж, за трехтысячный пробег по дорогам ОЧЕНЬ разного качества посторонние звуки в подвеске громче не стали.
Авто средней паршивости. Конечно ей далеко до Тойоты, Сузуки, Мазды и даже Хундая и КИА. Но для небогатого народа в самый раз. Только это не богатство омрачается непомерным расходом! Так что думайте!!!
Ответить
Машина проглот!
Ответить
Интересный рассказ. Сам юзаю Каптиву дизель 2,2. Доволен всем. Уже 25 тыс. Км пройдено. По поводу стуков в подвеске - есть официалы, которые не только хорошо знают что и как, но и умеют решать эту проблему ыстро и качественно. Например мне в Кишиневе официалы быстро все устранили.
Ответить
сказал анонимно работник шевроле центра г. Кишинев
Ответить