У жителей Камчатки частенько проскакивают странные фразы: привез что-то с материка, собираюсь на “большую землю” – будто живут на острове. А ведь еще со школы всем известно, что Камчатка – полуостров. Тем не менее ошибки нет. Дело в том, что автодорог, связывающих основную территорию России с этим отдаленным краем, нет вообще! Попасть туда можно либо по воздуху, либо морем (и то и другое бывает непросто). Так что хоть это и неправильно с научной точки зрения, но слово “остров” Камчатке действительно подходит. При этом в большинстве своем мы знаем о нем непростительно мало. Может, именно поэтому он кажется необычным и таинственным?
Нам повезло: самолет сел в Петропавловске-Камчатском по расписанию. Но так бывает не всегда – из-за погодных условий, особенно зимой, лайнеры часто уходят на запасные аэродромы и ждут там несколько дней, пока не появится возможность доставить людей и грузы к месту назначения.
Нас же Камчатка встретила радушно: ясное небо, ласковое солнце и потрясающие виды – еще с трапа я увидел заснеженные вершины Корякской и Авачинской сопок. А по дороге мы остановились у изображающей пару медведей скульптурной композиции с надписью: “Здесь начинается Россия”. Увы, сам город производит не благостное впечатление. Народу тут немного, около 180 тыс. жителей (все население Камчатки составляет примерно 320 тыс. человек). Зато территория солидная – дома и кварталы свободно разбросаны по склонам холмов, так что из одного района в другой пешком подчас добраться проблематично.
Тем более интересно взглянуть на местный автопарк: легковушек очень мало, в основном камчадалы отдают предпочтение “пожилым” японским кроссоверам и “вседорожникам” разных марок и размеров. Причем большинство из них прошло серьезный внедорожный тюнинг – такого количества “лифтованных”, на огромных колесах, оснащенных лебедками, “боевыми” бамперами, экспедиционными багажниками и прочими аксессуарами машин я не видел нигде. Но это не мода, а необходимость: дорог на Камчатке до безобразия мало, и обладатель даже самого престижного легкового авто по определению ограничен в свободе передвижения. А тем, кто хочет выезжать за пределы города, приходится покупать пусть и не новый, но серьезный “вседорожник” и доводить его до ума.
На фоне этой разномастной техники наши Land Rover Discovery 4 выглядят нарядно, но слабовато – их внедорожная подготовка свелась к установке чуть более “зубастых” шин и монтажу шноркеля. Глядя на машины, начинаю сомневаться: как же они справятся с задачей? Но организаторы тура знают средство против скептицизма – они предлагают сделать небольшой “тренировочный забег” к мысу Маячный, прикрывающему вход в Авачинскую бухту, – его еще называют Восточными воротами России. Находится мыс недалеко, так что есть возможность привыкнуть к автомобилю и понять, как он себя ведет на камчатских грунтовках.
За городом асфальт среднего качества быстро исчезает. Однако Discovery катятся без малейших затруднений: не утомляют тряской или раскачкой, спокойно преодолевают небольшие песчаные ловушки и узкие броды. Но вдруг колонна встает. Неужели кто-то все-таки застрял? Нет, просто прямо на дорогу вышла лиса и устроилась на камне, словно позируя фотографам, а затем и вовсе направилась прямиком к людям. Проводники из местных объясняют: туристы здесь ездят часто, вот смекалистая зверюга и выходит, рассчитывая на вкусненькое.
Тем временем трогаемся дальше и вскоре поднимаемся на холм, с которого открывается величественный вид на два мыса, образующих “горлышко” входа в бухту Петропавловска-Камчатского. Вдали виднеются смутные силуэты кораблей, а может, это подлодки возвращаются с боевого дежурства.
Приехать на Камчатку и не встретить медведей – значит… не побывать на Камчатке. Говорят, косолапые здесь чувствуют себя свободно, бывает, в поисках еды даже в окраинные районы Петропавловска забредают. Но лучше все же отправиться в один из многочисленных заповедников. Одна проблема: добраться до большинства из них на машине невозможно. Нас выручает вертолет, готовый перенести группу в заказник, расположенный на берегу Курильского озера. Заодно есть уникальная возможность увидеть этот потрясающе красивый край с высоты птичьего полета. На всем его протяжении мы как приклеенные сидим у иллюминаторов и щелкаем фотоаппаратами. Жаль только, что никакой снимок не может передать величественного и неповторимого вида исполосованной каменистыми гребнями поверхности, из которой то тут, то там вырастают громадины вулканов.
Но вот и цель. Первого мишку видим еще до посадки – он с плеском носится по реке. Но главное зрелище впереди. Егерь инструктирует: громких звуков не издавать, резких движений не делать, дикие звери хоть и привыкли к виду человека, но могут и соблазниться свежим мясом! Идем на мост через реку, в которой прямо перед нами ловом рыбы занимается целое медвежье семейство! Причем им до нас дела нет, еды хватает. Разве что изредка матерый бурый самец бросает подозрительные взгляды, а затем вновь вздымает клубы брызг, глуша очередную рыбину.
Нам же пора возвращаться к автомобилям. Впереди ждет еще много интересного.
Вулканов на Камчатке не просто много, а очень много – около 300. Большинство из них относительно невысокие, около 1000 м. Однако немало и таких, чья высота превышает 2500 м. Вертолет высаживает нас у самой кальдеры (ровная котловина вулканического происхождения) 1800-метрового вулкана Горелый, где разбит палаточный лагерь. И на следующий день приходит черед машинам показать, на что они способны.
Удивительно, но даже тут, на вершине вулкана, есть грунтовые дороги. По ним доставляют топливо и припасы к отдаленным предприятиям и приискам. Причем трассы неплохие: наша колонна держит вполне приличную скорость. Правда, видимость неважная – здесь, на высоте более километра, мы находимся уже на уровне облаков, и время от времени попадаем в полосы густого “киселя”. А три ряда высоченных вешек на обочине показывают, что зимой тут ездить опасно – снега наметает до десяти, а изредка и до 12 метров!
Сейчас, на излете лета, его почти нет, и все же нам пришлось проехать по паре снежников. На предварительно приспущенных колесах Discovery бороздят сугробы уверенно, пробивая в белой “пустыне” собственную дорогу. Главное – не торопиться и не выпускать на волю всю тягу 3-литрового турбодизеля. Преодолев снежные преграды, начинаем долгий съезд в долину. В основном дорога идет по пологим склонам, но местами есть и крутые спуски. Тут приходится прибегать к помощи электронного ассистента – системе помощи при спуске с горы Hill Descent Control. В обыденной жизни ее практически не используют, но в нашей ситуации она становится очень удобной и полезной.
Чем дальше уезжаем от вершин, тем больше встречается автомобилей. А вот сама дорога портится. Ее уже нельзя назвать даже относительно ровной грунтовкой – местами встречаются ямы глубиной почти в полметра. Тут нашим Land Rover приходится напрячься. Хорошо местным искателям приключений – у них вон какие огромные колеса! Discovery же на шинах штатной размерности иногда все же чиркает днищем. И это несмотря на то, что пневмоподвеску мы перевели в максимально высокое положение, доведя дорожный просвет до 310 мм!
А вот и еще более суровое испытание – в долине течет быстрая речушка. Переправиться через нее можно без проблем, но вот склоны… Один грунтовый, другой каменистый. Какой коварнее? Оба хороши! Впрочем, Discovery тоже не лыком шиты! Машины, вздымая султаны пыли, спускаются по грунту, прибегнув к помощи уже проверенной системы Hill Descent Control. Зато на подъеме никакая палочка-выручалочка на помощь не придет. Тут рассчитывать можно лишь на себя и напарника – одному члену экипажа приходится наблюдать снаружи, чтобы помочь водителю обойти самые опасные места. В противном случае можно так крепко приложиться днищем о крупный валун, что даже стальная защита не спасет! Но опасения напрасны – наша колонна преодолела опасную зону без потерь. И вот уже снова мчим по разухабистой грунтовке, вздымая за собой настоящие облака. Тут получаем еще одно подтверждение тому, что Discovery отлично приспособлены к самым разным трудностям: несмотря на то что поднятая пыль сделала воздух почти непрозрачным, в салоне ее практически нет! Правда, о состоянии воздушных фильтров после такого марш-броска даже думать страшно…
Тем временем мы приближаемся к цели – Опалинским горячим источникам, что у потухшего вулкана Асача. А по приезде в свой палаточный лагерь понимаем: место это очень популярно, народу в лесу – тьма! Одни приезжают семьями на собственных авто, других завозят турагентства на специальных “вахтовках”. Цели визита у всех разные. Кто-то хочет провести денек-другой на природе, а заодно искупаться в специально построенной деревянной общественной ванне. Но многие целенаправленно едут “на воду”, утверждая, что она тут особая: на организм благотворно влияют ее температура (74 °C) и состав, куда входит немало полезных минералов.
Тур по Камчатке подходит к концу – после ночевки у источников мы собираемся обратно в город. Но этот “таинственный остров” приготовил еще пару сюрпризов. Первый обнаружился метрах в десяти от лагеря – в дорожной пыли видим четкие отпечатки медвежьих лап, причем зверя крупного. Оказывается, кто-то из туристов опрометчиво оставил недоеденное мясо на капоте. Ясное дело, утром его уже не было.
Мы же отправляемся назад по своим следам. И вновь восхищаемся Discovery 4 – несмотря на размер ухабов, “британец” остается комфортным. Снова без проблем и проволочек преодолеваем каменистый и грунтовый склоны. И опять поднимаемся к кальдере вулкана Горелый. Вот тут-то местная природа показала, что Камчатка не только безумно красивый, но и суровый, а порой и опасный край. Нет, не разверзлись небеса, не грянул гром – просто подул ветер. Но он оказался таким сильным, что поднял черную вулканическую пыль на несколько метров над землей. Вы когда-нибудь попадали в снежную бурю? Ощущения похожие, но куда острее. В считаные минуты видимость упала почти до нуля, разглядеть колею и вешки невозможно, ориентироваться приходится лишь по едва заметным огням едущей впереди машины. А каково лидеру колонны? Об этом не хочется и думать. И останавливаться нельзя – если следом поедет какой-нибудь рисковый парень, затормозить просто не успеет. К счастью, испытание длилось недолго, через 15–20 минут мы вырвались из темного облака.
На том сюрпризы и закончились – остаток пути проехали без происшествий. Пришло время подвести итоги. Конечно, многие черты Камчатки остались “за кадром” – например, действующего вулкана мы не увидели. Но все же этот “таинственный остров” приоткрыл свое лицо – многоплановое и очень притягательное. Кроме того, должен констатировать: без Land Rover Discovery, отлично приспособленного к разнообразным невзгодам, мы не смогли бы узнать эту уникальную часть нашей страны.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках