Мы продолжаем путешествовать по самым удивительным уголкам России вместе с компанией Land Rover. На этот раз внедорожники Discovery бороздили практически непригодные для автомобилей тропы южной оконечности острова Сахалин
Во время всего многочасового перелета из Москвы в Южно-Сахалинск у меня в голове навязчиво звучали слова песни Игоря Николаева “Человек, влюбленный в Сахалин”. Не то чтобы эта песня мне нравилась, скорее даже наоборот. Да и слышал я ее раз в жизни много лет назад, но вот, поди ж ты, привязалась... Смогу ли я испытать к этому острову похожие чувства? По крайней мере, меня туда тянуло давно.
И вот без малого девять часов позади. После полета над водной гладью Татарского пролива в иллюминаторе показалась холмистая земля. Вся поверхность острова очень зеленая – дожди здесь не редкость. И не только дожди. Еще очень часты туманы. И землетрясения. Но об этом позже.
Южно-Сахалинск является административным центром Сахалинской области. Его население сейчас составляет около 190 тыс. человек. Основан он был в 1882 г. как поселок Владимировка, где обитали ссыльные каторжане. С 1905 по 1945 г. город был в составе Японии и имел название Тоёхара, а в 1946 г. переименован в Южно-Сахалинск. Собственно, в тот 40-летний промежуток вся южная часть острова была оккупирована японцами, но в 1945 г. Советский Союз вернул ее. С тех пор власти Страны восходящего солнца постоянно требуют эту территорию обратно, вместе с Курильскими островами. И требуют, надо сказать, незаслуженно, так как изначально это была российская земля. Сейчас нам предстоит проехать именно по территории, бывшей в начале прошлого века под японцами.
Первым делом отправляемся на мыс Свободный, что в юго-восточной части острова, омываемой Охотским морем. Легких путей мы не ищем, поэтому выбираем старую японскую дорогу. Сейчас она представляет собой просеку в лесу, которая в период дождей становится практически непроходимой. Но в этот день дождя нет, и поначалу передвижение по остаткам трассы проблемы не составляет: Land Rover Discovery не напрягаясь переваливается через ямы и канавы. Подвеска при этом работает упруго, а толчки от колдобин максимально смягчены. Пожалуй, сложно найти другой внедорожник, столь комфортно преодолевающий такие крупные неровности.
Постепенно скорость передвижения замедляется, так как по пути возникают большие промоины, заполненные грязной жижей. Приходится поднять подвеску. А временами требуется и понижающая передача. Наши автомобили серийные, из доработок лишь шноркель, благодаря которому величина преодолеваемого брода может достигать одного метра. За глубиной лужи можно следить в салоне – на экране передней панели возникает картинка, наглядно демонстрирующая степень погружения. Кстати, реальная глубина оказывается меньше, чем кажется на первый взгляд. Так что Land Rover без видимого напряжения справляется с водными преградами. Проблема одна: в этих промоинах легче легкого потерять передние номера, а лазить потом по колено в грязи – удовольствие не из приятных.
Наконец все сложные участки позади, и взору открывается Охотское море. Оно серое, под цвет облаков, – увы, погода портится, и вскоре уже льет дождь. Но нам повезло: дальнейший путь проходит по асфальтовым дорогам общего пользования. Правда, асфальт, мягко говоря, неровный, а если честно, то попросту отвратительный, с жуткими трещинами и выбоинами. Тем не менее Discovery играючи справляется с неровностями – плавность хода на высоте. И даже задние пассажиры не жалуются, хотя их потряхивает чуть сильнее, чем передних седоков. Курсовая устойчивость, несмотря на высокий центр тяжести, отличная. Словом, первый день никаких неприятных сюрпризов не преподнес, что и настроило на благодушный лад. Знали бы мы, что будет дальше...
На следующий день наш караван внедорожников отправляется к западному побережью острова, омываемому Японским морем. Цель – мыс Кузнецова, где недалеко от берега находится островок, облюбованный сивучами. Дорога через остров несложная, местами даже встречается ровный асфальт. Потом едем вдоль побережья, проезжаем город Невельск. В 2007 г. здесь произошло землетрясение магнитудой шесть-семь баллов, эпицентр находился в Татарском проливе, всего в 15 км к западу от города. Погибло два человека, почти полтора десятка было ранено. А вот разрушения оказались серьезные: в стенах домов появились трещины, обрушились фасады, крыши, козырьки, балконы и лестничные пролеты, рассыпался местный дом культуры, нарушилось электроснабжение двух районов. Сейчас город отстроен заново и видимых следов действия стихии нет. А вообще Сахалин трясет постоянно.
Вскоре асфальтовая трасса превращается в грунтовку, а через несколько километров дорога заканчивается совсем. Но для Discovery это не повод останавливаться, ведь есть еще песчаный берег моря! Правда, песок – субстанция коварная, его свойства меняются в зависимости от температуры и влажности воздуха. Переключаю систему Terrain Response в режим “песок”, и теперь “автомат” держит пониженные передачи, система стабилизации позволяет буксовать, а педаль акселератора становится чуткой, как оголенный нерв.
Да-да, в песке лучше ездить с пробуксовкой. Но в том-то вся и проблема: стоит “буксануть” чуть больше нормы, и автомобиль моментально закапывается. Главное – не останавливаться, потому что не факт, что потом удастся тронуться. Если же остановка необходима, замедляться нужно предельно плавно, чтобы не нагрести перед колесами холмики песка. Мы остановились... Сдвинуться с места удалось лишь с помощью лопаты.
Зато красота вокруг неописуемая. Представьте холмы и сопки, покрытые ярким зеленым ковром, теряющиеся в тумане, и бесконечный песчаный пляж, на который накатывают волны. Сквозь туман проглядывает солнце. Картина сюрреалистическая. А все из-за теплого воздуха и холодного моря, даже летом вода в Японском море имеет температуру всего около 10 °C, притом что воздух легко прогревается до 30 °С. Поэтому вода сильно испаряется.
Помимо того что мы вынуждены передвигаться по коварному песку, дорогу то и дело преграждают стекающие с сопок речки. Сначала приходится измерять глубину брода собственными ногами, и лишь после “прогулки” по дну реки допускается к движению автомобиль. А когда до точки назначения осталась всего пара километров, на нашем пути возникло неожиданное препятствие. Представьте узкую полосу песка, слева от которой отвесный трехметровый карниз берега, а справа штормящее море. И вот эта полоска превращается в залитое прибоем месиво из грязи, камней и водорослей. Ехать можно только вперед, объезда нет. Но мы проехали. С помощью профессиональных советов команды инструкторов и… лебедки, которая тоже помогла кое-кому.
А потом, сев в лодку, поплыли на остров, где в теплое время года “гнездятся” сивучи. Когда до него осталось метров триста, раздался душераздирающий рев – это животные заметили людей и стали прогонять. Позже нам рассказали, что рев было слышно с берега, на расстоянии больше километра, и это несмотря на сильный шум прибоя. Ощущения, надо сказать, жутковатые, особенно когда видишь, как несколько двухметровых 500-килограммовых “тушек” вдруг бросаются в волны и движутся наперерез нашему суденышку. Интересно, что на этом острове всего один самец, а все остальные сивучи – его “гарем”. Вес самца доходит до тонны, а из ревности он запросто может перевернуть лодку. На всякий случай близко подплывать не стали, увиденного было более чем достаточно.
А вечером, на стоянке, мы нашли множество свидетельств пребывания в этих краях японской “цивилизации”. Прямо на берегу моря валяется старая японская посуда и пивные бутылки, причем можно даже обнаружить целые: они лежат здесь более 70 лет. Теперь у меня стойкое ощущение, что все японцы очень любят пиво.
Наш путь лежит в самую южную точку острова – мыс Крильон. Дорога, понятно, единственная – по берегу моря. Лишь в одном месте, где берега скалистые, приходится преодолевать горный перевал. И все бы ничего, только ездят здесь иногда военные полноприводные КАМАЗы – на мысе Крильон расположена воинская часть. И эти грузовики разбивают перевал так, что после них проехать не может уже никто. Но, как выяснилось, за исключением Land Rover Discovery. Хотя и ему пришлось несладко: на пути возникла яма глубиной больше высоты колеса и длиной метров десять. По краям ямы дикие заросли. Будь я здесь один, не раздумывая повернул бы обратно. Впрочем, и не один тоже, поскольку яма кажется совершенно непроходимой. Но наши провожатые иного мнения.
Первым на штурм препятствия отправляется автомобиль, оборудованный лебедкой. Внедорожник движется по краю, цепляя одним боком заросли, другим проваливаясь в яму. И в конце концов садится на брюхо. Однако автоматика Land Rover распознает касание земли днищем, и автомобиль самостоятельно поднимается еще на несколько сантиметров. Таким образом удается проползти еще пару метров... Но все, кажется, приехали… Однако инструкторы не беспокоятся. Разматывается лебедка, закрепленная на переднем бампере, трос цепляют за подходящее дерево. И Land Rover потихонечку двинулся. Полчаса мучений, зато дело сделано. После чего внедорожник, преодолевший яму, разворачивается и цепляет на лебедку следующий автомобиль. Еще час, и “переправа” закончена. Осталась “всего” сотня километров зыбучего песка, и цель будет достигнута.
После очередного холма нашему взору открывается поистине апокалиптическая картина: в паре сотен метров от берега из воды торчат останки огромного парохода. От ржавчины и времени судно распалось на три части, став своеобразным памятником силе морской стихии. Много лет назад его буксировали на ремонт, но в проливе Лаперуза, что между Сахалином и японским островом Хоккайдо, связка попала в сильнейший шторм и пароход оторвался. Затем его прибило ближе к берегу, где он и сел на мель. Дальнейшее спасение судна оказалось делом невыгодным.
Кстати, сотовые телефоны у нас перестали ловить сеть уже через пару десятков километров после Невельска. Так что если кто-то желает отдохнуть от звонков – ему сюда. А вот при приближении к мысу Крильон сотовая связь заработала вновь – операторы поприветствовали нас… в Японии. Ведь от самой южной точки Сахалина до острова Хоккайдо всего около 40 км, и в хорошую погоду его даже можно видеть. Служитель маяка на мысе Крильон рассказал, что ночью Хоккайдо весь светится огнями. Мы японскую землю не разглядели – был туман, зато явственно почувствовали себя на краю земли. Затем пару раз закопались в прибрежный песок и отправились обратно. Навстречу нам двигался военный КАМАЗ...
Проехав несколько километров в обратом направлении, мы увидели медведя, который, узрев колонну приближающихся Land Rover, предпочел ретироваться в прибрежные заросли. Живности здесь видимо-невидимо. Если отправиться вглубь острова, можно запросто встретить не только косолапого, но и северного оленя, выдру, соболя, американскую норку, росомаху, енотовидную собаку и кабаргу. Места совершенно дикие. На этом острове ты не чувствуешь себя хозяином природы. Это не ты покоряешь ее, а она позволяет тебе чуть-чуть к ней прикоснуться. И за каждым изгибом береговой полосы открываются все более величественные виды...
Затем опять была та самая яма, которая после вояк еще больше увеличилась в размерах, но эмоций у нас она уже не вызвала. Всего пара часов – и препятствие позади. Осталось преодолеть грязевое месиво с водорослями, затормозившее нас вчера, возле острова сивучей, и до Южно-Сахалинска, считай, рукой подать – около 30 км по пляжу и еще полсотни по дорогам общего пользования.
Последнее (так мы думали) препятствие преодолели на удивление легко. Путь свободен! Однако радость оказалась недолгой. Тот самый песок, по которому с относительным успехом передвигались в течение последних двух дней, вдруг стал буквально засасывать автомобили. Едешь себе спокойно, а внедорожник внезапно начинает останавливаться... В общем, эти три десятка километров по песку мы ехали часа четыре, поочередно беря друг друга на буксир. В Южно-Сахалинск добрались в полночь, проведя в дороге около 15 часов.
…Когда в иллюминаторе самолета, взявшего курс на столицу, исчезли холмы и сопки, у меня в голове вновь зазвучали слова песни “Человек, влюбленный в Сахалин”. Не то чтобы эта песня мне вдруг понравилась, нет, но теперь я такого человека понимаю. Этот остров можно полюбить за бесконечные пляжи с зыбучими песками, за яркую зелень скрытых туманом сопок, за трехметровые лопухи. И, конечно же, за безбрежное ревущее море. Есть во всей этой суровой реальности особая энергетика, которая манит всех, когда-либо побывавших в этих местах. Вот и я уже мечтаю вернуться обратно...
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках